График линейного уравнения с двумя переменными

Разделы: Математика


Цели урока:

  • познакомить учащихся с понятие графика линейного уравнения с двумя переменными;
  • формировать умение строить такие графики и находить по ним решения уравнений.
  • воспитывать умение работать в группах, коллективе;
  • развивать абстрактно-логическое мышление (умение анализировать, делать вывод, выделять главное и второстепенное, сравнивать и обобщать); развивать любознательность, наблюдательность, самостоятельность, интерес к предмету.

Оборудование: карточки для работы в группах, музыка для релаксации, ПК, презентация.

ХОД УРОКА

ЭТАП 1. Орг. момент.

Тема урока “График линейного уравнения с двумя переменными”. (Слайд 1).

Схема построения урока.

ЭТАП 2. Выяснения ожиданий и опасений “Дерево возможных вариантов”, на этапе вхождения в тему.

Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

Цель: выявить ожидания и опасения обучающихся на уроке.

Участники: все обучающиеся.

Необходимый материал: нарисованное дерево, на которое в конце урока будут наклеены листочки.

Проведение: Учитель предлагает учащимся на желтых листах написать, чего они ждут на уроке, а на красных чего опасаются. В конце урока учащиеся заклеивают цветными листочками: сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения-желтыми и несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными.

Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Красное дерево выросло – выросло не то, что ожидали.

ЭТАП 3. Повторения пройденного материала (п. 15, п. 16).

1. У ч и т е л ь. Один из ученых сказал, что в настоящее время поверхность Луны лучше изучена, чем “внутренность” Земли. Однако известно, что каждые 100 м в Земле температура повышается на 3 °С. Писателей-фантастов часто привлекала тема путешествия к центру земного шара. Но возможно ли это? давайте посчитаем. Пусть температура почвы 0 °С. Какова будет температура Земли на глубине 100 м, 200 м, 500 м, 1 км, 30 км, 100 км, 1000 км? Будет ли эта зависимость функцией? Запишите ее формулу. (Слайд №2).

2. Вывод. Мы получили зависимость у = 0,03х.

3. Что вы можете сказать про эту зависимость?

– Это прямая пропорциональность;
– коэффициент к = 0,03;
– график расположен в первой и третьей координатной плоскости;
– график проходит через начало координат;
– для того, чтобы построить график этой линейной функции нужно найти координаты двух точек.

Дальше работа строится в соответствии с первым слайдом. Слайд №3 (Приложение 1). Презентация

На слайде в центре указано название темы, остальные секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором сейчас пойдет обсуждение. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы пойдет речь. Затем ученики обсуждают тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела, ребята на местах заполняют таблицу №1. Закончив обсуждение материала по теме первого сектора, учитель вписывает во второй сектор название темы, ребята на местах заполняют таблицу №2, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь материал урока, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации “белые пятна” по данному уроку постепенно заполняются.

4. Работа в группах. (у каждого ученика есть карточка Приложение 2).

I группа. Заполнить таблицу №1.

 

I группа

II группа

Заполняем при работе в парах

  Прямая пропорциональность    
Общий вид у= кх    
Примеры у= 6х    
График Представляет собой прямую, проходящую через начало координат    
Расположение графика функции в координатной плоскости – если к> 0 график расположен в первой и третьей координатных четвертях;
– если к<0 – во второй и четвертой
   

II группа. Заполнить таблицу таблица №2

 

I группа

II группа

Заполняем при работе в парах

    Линейная функция  
Общий вид   у = кх + в  
Примеры   у = 2х – 8  
График   Есть прямая, параллельная прямой у = кх. Графиком является прямая.  
Расположение графика функции в координатной плоскости   – если к> 0, то угол наклона прямой к оси х острый;

– если к<0, то угол наклона прямой к оси х тупой.

 

Вывод: после заполнения первого и второго секторов учитель показывает результат работы на электронной доске.(слайд №4) графиками этих функций является прямые, расположение которых зависит от к.

  I группа II группа
  Прямая пропорциональность Линейная функция
Общий вид у= кх у = кх + в
Примеры у= 6х у = 2х – 8
График Представляет собой прямую, проходящую через начало координат Есть прямая, параллельная прямой

у = кх. Графиком является прямая.

Расположение графика функции в координатной плоскости – если к> 0 график расположен в первой и третьей координатных четвертях;

– если к<0 – во второй и четвертой

– если к> 0, то угол наклона прямой к оси х острый;

– если к<0, то угол наклона прямой к оси х тупой.

ЭТАП 4. Физминутка. Слайд №5

ЭТАП 5. Изучение нового материала.

1. Ребята изучают самостоятельно п.41 “График линейного уравнения с двумя переменными”, и продолжают заполнять таблицу №1.

После заполнения и обсуждения полученных результатов в таблице, учитель делает вывод. (Слайд №6)

Вывод (слайд №7):

Делаем вывод, что график линейного уравнения с двумя переменными является прямая. Расположение графика линейного уравнения с двумя переменными рассматривается аналогично графикам прямой пропорциональности и линейной функции.

ЭТАП 6. Закрепление нового материала (Приложение 3, Приложение 4)

Работа в парах.

1. Вывод по первому заданию:

– в первой координатной четверти координаты х и у – положительные;
– во второй координатной четверти координата х – отрицательная, у – положительная;
– в третьей координатной четверти координата х – отрицательная, у – отрицательная;
– в четвертой координатной четверти координата х – положительная, у – отрицательная;

2. Вывод по второму заданию:

– слагаемое с х перенести в правую часть уравнения, изменив знак;
– поделить обе части уравнения на коэффициент перед у.

3. Вывод по третьему заданию:

– выразить у через х;
– найти координаты двух каких-либо точек прямой;
– отметить полученные точки в координатной плоскости;
– провести через точку прямую;
– эта прямая – график данного уравнения.

4. Вывод по четвертому заданию: для того, чтобы найти ординату (абсциссу) точки, нужно данное значение абсциссы (ординаты) подставить в уравнение, и решить полученное уравнение.

5. Вывод по пятому заданию: для того, чтобы найти ординату (абсциссу) точки, нужно данное значение абсциссы (ординаты) подставить в уравнение, и решить полученное уравнение.

6. Работа в группах. (Учитель выступает в роли консультанта)

№ 1

1. Принадлежит ли графику уравнения 2х – 5у = 1 точка:

а) А (3; 1); б) В (–1; –1); в) С (–2; –1)?

2. Постройте график линейного уравнения –4x + 3y = 6.

3. Известно, что график уравнения x + 2y = 2 проходит через точку А, абсцисса которой равна 2.

Найдите ординату этой точки.

№ 2

1. Принадлежит ли графику уравнения 3х – 4у = 2 точка:

а) А (3; 1); б) В (2; 1); в) С (–2; –2)?

2. Постройте график линейного уравнения –2x + 5y = 10.

3. Известно, что график уравнения y = x – 5 проходит через точку В, абсцисса которой равна 6. Найдите ординату этой точки.

Вывод: с какие задания вызвали затруднения, разобрать план решения этих заданий.

Этап 7. Домашнее задание: № 1049 (б, в, г); № 1050 (б, г); № 1148.

Этап  8. Итог урока. (Слайд № 8).

– Что называется графиком уравнения с двумя переменными?

– Как построить график линейного уравнения с двумя переменными?

– Как определить, принадлежит ли точка А (2; –4) графику уравнения 3x + y = 2?

– Как найти абсциссу точки, принадлежащей графику какого-либо уравнения, если известна её ордината?

Этап 9. Рефлексия.

Проведение: учитель предлагает вернуться к “Дереву возможных вариантов”. Учащиеся выбирают стикеры нужного цвета и наклеивают их на дерево. Если преобладающий цвет желтый, то цели урока достигнуты. Красный – есть над чем поработать

Литература:

10.01.2013

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306