Программа учебного курса "Экономика". 10-й класс

Разделы: Экономика

Класс: 10


Рабочая программа учебного курса Экономика для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике и авторской программы курса Экономика для учащихся 10 класса общеобразовательных школ автора И.В. Липсица (год издания 2009).

Цель данного курса:

развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации.

Задачи программы:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере

Программа рассчитана на 34 часа 1 год обучения, в том числе, 1 итоговое тестирование, 5 проверочных работ, 5 тестирований.

Особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс:

Количественный состав класса 22 человека.

Уровень подготовленности учащихся к освоению учебного курса – базовый.

Формы получения образования учащимися класса – очная.

Психологические, физиологические особенности учащихся.

Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с вхождением во взрослую жизнь. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет, возникающее у подростка, чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.

Центральное новообразование подростничества - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Это удачно можно использовать на уроках экономики, так как для детей экономическая жизнь общества – это дело взрослых. Изучая экономические явления, как правильно распорядиться семейным бюджетом, подростки ощущают себя взрослыми, начинают понимать, какую ответственность они должны нести за принятые решения.

Ранняя юность - начало практической реализации жизненных планов, которые складываются в юношеском возрасте. Близость к завершению школьного образования требует профессионального и личностного самоопределения, и юношеский возраст испокон веков был связан с поисками ответов на два основных вопроса: “каким быть?” (нравственно-личностный), и “кем быть?” (профессиональный). В данном вопросе изучение экономики может помочь ответить на второй вопрос, так как в курс заложено ознакомление с профессиями.

Занимая переходную стадию от подросткового возраста к юности, возраст 14-15 лет представляет исключительно сложный этап психического развития - становление человека как личности, когда на основе качественно нового характера структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность и формирование нравственных представлений и социальных установок.

Интеллектуальные особенности.

В подростковом возрасте происходят изменения в мышлении. Ребенок требует фактов и доказательств, он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике, начинает мыслить абстрактно. Возрастает способность к логическому мышлению. Подросток способен к сложному восприятию времени и пространства.

Данные возрастные и психологические особенности детей данного возраста эффективно используются на уроках экономики, так как для данного возраста очень важна социализация, вхождение во взрослую жизнь. Уроки экономики решают именно эту задачу.

Методы и формы обучения.

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения.

Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые игры.

Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).

Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)

Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

Стимулирования и мотивации.

Самостоятельной учебной деятельности.

Характерные для учебного курса формы организации деятельности учащихся:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • проектная, игровая деятельность;
  • практикумы.
  • самостоятельная, совместная деятельность.

Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся. Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

Система контрольно-измерительных материалов освоения учебного курса, система оценки достижений учащихся

Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, тест, устный опрос, визуальная проверка, защита проекта.

Текущий контроль осуществляется с помощью работы по карточкам, тестов, устного фронтального и индивидуального опроса, терминологический диктант.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме проверочная работа, тест.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме теста по опросному листу или творческой работы.

Перечень контрольных работ (время проведения 20 минут)

Тематика Вид Форма
  Экономика и экономические системы Тематический контроль Проверочная работа
  Спрос и предложение Тематический контроль тестирование по опросному листу
  Формирование рыночных цен Тематический контроль Проверочная работа
  Деньги и денежное обращение Тематический контроль тестирование по опросному листу
  Банковская система Тематический контроль Терминологический диктант
  Рынок труда и безработица Тематический контроль Проверочная работа
  Что такое фирма и как она действует на рынке Тематический контроль Проверочная работа
  Неравенство доходов и его последствия Тематический контроль тестирование по опросному листу
  Государственные финансы Тематический контроль тестирование по опросному листу
  Экономический рост Тематический контроль Проверочная работа
  Итоговый проект или тест Итоговый контроль Творческая работа или итоговое тестирование

В качестве одной из основных форм контроля рассматривается тестирование.

Оценка тестов.

В качестве нижней границы успешности выполнения основного теста, соответствующего оценке “3” (“зачет”), можно принять уровень - 60% -74% правильных ответов из общего количества вопросов.

Оценка “4” (“хорошо”) может быть поставлена за - 75-90% правильных ответов.

Оценка “5” (“отлично”) учащийся должен успешно выполнить тест, более 90% правильных ответов

Оценка проверочных работ.

Оценка “5”

Ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета

Оценка “4”

Ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
  • или не более двух недочетов.

Оценка “3”

Ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок,
  • или не более одной грубой ошибки и одного недочета.
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета,
  • или не более двух-трех негрубых ошибок,
  • или одной негрубой ошибки и трёх недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка “2”

Ставится, когда число ошибок и недочетов превышает норму, при которой может быть поставлена оценка “3”, или если правильно выполнено менее половины работы.

Оценка самостоятельных работ.

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками экономической информации, с использованием современных коммуникации (включая ресурсы Интернета);
  • критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
  • освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
  • написание творческих работ по экономическим вопросам.

Работа над докладом и рефератом.

  • Составь список литературы по данной теме и закажи книги в библиотеке.
  • Изучи литературу, делая выписки цитат, основных мыслей; составь планы отдельных разделов
  • Продумай план доклада или реферата.
  • Оформи доклад или реферат в соответствии со своим планом.

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

  • Правильность и осознанность изложения содержания,
  • полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
  • Степень сформированности интеллектуальных и обще учебных умений;
  • самостоятельность ответа;
  • Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Оценка “5”

Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно, использованы научные термины; Для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Оценка “4”

Раскрыто основное содержание материала; В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; Ответ самостоятельный; Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Оценка “3”

Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; Определения понятий недостаточно четкие; Не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Оценка “2”

Основное содержание учебного материала не раскрыто; Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; Допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Требования к устным ответам.

  • Содержательность, т.е. полное, правильное и конкретное освещение заявленной темы, вопроса, проблемы.
  • Логичность, т.е. последовательность изложения, аргументация теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
  • Концептуальность изложения, т.е. рассмотрение различных точек зрения, концепций, выражение своей точки зрения.
  • Правильность и чистота речи, владение экономической терминологией.

Оценка “5” ставится при условии, что учащийся:

  • логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали и глубине их раскрытия в учебнике базового уровня;
  • правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;
  • верно, в соответствии с вопросом характеризовал на базовом уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;
  • обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук;
  • проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • показал умение формулировать на основе приобретенных экономических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и экономическими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;
  • проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания.

Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что в ходе беседы отвечающий самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.

Оценка “4” ставится, если отвечающий допустил малозначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем в процессе беседы не смог самостоятельно внести необходимые поправки и дополнения, или не обнаружил какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.

Оценка “3” ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или отвечающий не смог показать необходимые

Требования к выполнению практических заданий.

Учащийся:

  • проанализировал информацию о социальных объектах, установил соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и соответствующими понятиями курса;
  • осуществил поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица и т. п.);
  • извлек из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
  • различал в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;
  • применял знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывал надежность предлагаемого решения;
  • предвидел последствия определенных социальных и экономических действий;
  • осуществлял вычисления на условных примерах;
  • применял для экономического анализа графические изображения экономических явлений и процессов.

Оценка “5” ставится при получении требуемого ответа на основе применения соответствующих умений и теоретических знаний.

Оценка “4” ставится, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки.

Оценка “3” ставится, если отвечающий справляется с заданием после наводящих вопросов учителя или учащихся.

Учебно-тематический план дан в приложении 1.

Содержание тем учебного курса дано в приложении 2.

Требования к результатам освоения учебного курса учащимися приведены в приложении 3.

Перечень учебно-методического и программного обеспечения в приложении 4.

Список литературы, использованной при написании программы в приложении 5.