Нестандартный урок литературного чтения "Поле чудес" (программа "Начальная школа XXI века"). Тема: "Д.Н. Мамин-Сибиряк "Вертел""

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (510 кБ)


Цели:

  • Расширять знания детей о творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка
  • Формировать навык осознанного и выразительного чтения.
  • Показать необходимость внимательного чтения.
  • Развивать любознательность, наблюдательность, устную речь.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация к уроку, выставка книг Д.Н. Мамина-Сибиряка, барабан с числами.

Ход урока

I. Организационный момент.

К какому уроку вы сегодня готовились и что вы для этого делали?

(Готовились к уроку «Поле чудес» и читали рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Вертел».)

Сейчас мы с вами послушаем рассказ о Д.Н. Мамине-Сибиряке. (рассказывает подготовленный ученик) Слайд 2 – портрет Мамина-Сибиряка.

Д.Н. Мамин-Сибиряк родился 6ноября 1852 года в Пермской губернии (сейчас это Свердловская область). Настоящая фамилия Мамин.

С детских лет полюбил уральскую природу и всегда вспоминал её с любовью.

Тогда же, в ранние детские годы зародилась и окрепла у Мамина-Сибиряка любовь к русской литературе. В семье была небольшая домашняя библиотека.

Закончил духовную семинарию. Первые свои рассказы он написал, учась в семинарии. Окончив семинарию, отправляется в Санкт-Петербург, но уже понимает, что священником он не будет и поступает в Медико-хирургическую академию.

В 1874 году Мамина принимают в Петербургский университет, где он учится на факультете естествознания. Спустя два года переводится на юридический факультет.

Но ухудшение здоровья и материальные трудности заставили его оставить учёбу. У него начинает развиваться туберкулёз.

К детской литературе Мамин-Сибиряк относился очень серьёзно. Он называл детскую книжку «живой нитью», которая выводит ребёнка из детской комнаты и соединяет с широким миром жизни.

Писатель писал для детей разного возраста. Для младших ребят, например, «Алёнушкины сказки», а для детей постарше «Емеля охотник», «Постойко» и другие.

Широкий и разнообразный мир, жизнь человека и природы раскрываются юным читателям в этих произведениях. В своих рассказах он много рассказывает о жизни и труде рабочих и крестьян, о судьбе детей.

Умер 15 ноября 1912 года и похоронен в Санкт-Петербурге.

II. Рассматриваем книги Д.Н. Мамина-Сибиряка.

(выставка книг) принесённые детьми в класс и как итог книги на слайде 3. (на слайде обложки книг, которые читали ранее на уроках)

III. Беседа о прочитанном дома произведении Д.Н. Мамина-Сибиряка «Вертел».

– Кто главный герой рассказа? (Прошка)

– Что мы о нём узнали? (Был круглый сирота и его тётка отдала в мастерскую, чтобы он мог сам себя прокормить, хотя ему было 12 лет)

– Прочитайте, в каких условиях работал Прошка.

– Что больше всего любил Прошка? (Лес, природу)

– Что случилось с Прошкой? (Заболел и умер)

– От чего это произошло? (От наждачной пыли, от плохого питания и непосильной работы.

– Какие чувства вызвала у вас жизнь Прошки? (Сожаления, жалости и т. д.)

IV. А теперь я проверю, как внимательно вы читали этот рассказ и для этого мы поиграем в «Поле чудес».

(Слайд 4 – с титрами «Поле чудес», когда прошли эти титры, по щелчку мыши появляется название рассказа «Вертел».

Напоминаются правила игры.

За наш барабан будут выходить те, кто точно и правильно ответит на вопрос.

Выбираем первую тройку игроков. (Слайд 5 – 1 тур)

Слайд 6. (По щелчку мыши открывается вопрос. Дети отвечают на него. Выслушиваются ответы нескольких учеников и за барабан выходит тот, кто ответил правильно и точнее других. На слайде три вопроса. После ответа, по щелчку мыши, открывается ответ.)

Посла выбора первой тройки слайд 7 с заданием. Читается задание и по букве отгадывается слово. Названная буква, которая есть в слове, открывается, путём наведения на это место курсора и щелчка мыши. Отгадывают по очереди. Отгадавший правильно букву, имеет право крутить барабан, набирать очки и отгадывать следующую букву.

Ответ: Теребиловка. (Смена слайда после тура по щелчку на стрелке)

Победитель первой тройки выходит в финальную игру.

Выбираем вторую тройку. (Слайд 8 – 2 тур. Слайд 9, на нём тоже три вопроса с ответами, открываются после полученного ответа по щелчку мыши.)

Победитель выходит в финальную игру.

Слайд 10, для второй тройки.

Ответ: околтать.

(Спросить, как понимают это слово.) Победитель тура выходит в финальную игру.

Выбирается третья тройка.

Слайд 11 – 3 тур и слайд 12 с вопросами и ответами третьего тура.

Слайд 13, с заданием для третьей тройки.

Ответ: зубастыми.

Присутствующим уместно задать вопрос, почему он их так называл. (Были крепкими, и точить их было труднее.)

Проводится игра со зрителями. Слайд 14, со словами: игр со зрителями.

Слаид 14 с заданием для зрителей. Отгадывают целым словом.

Ответ: александрит

Проводится финальная игра. Слайд 16 со словами – финальная игра.

К барабану выходят победители троек. Слайд 17 с заданием для финалистов.

Ответ: околпачил.

Как понять это слово? (обманул)

Проводится суперигра с победителем. Слайд 18 со словом суперигра.

Слайд 19 с заданием.

Ответ: альмандины.

Подводятся итоги урока.

Чествуется победитель. Можно приготовить какой-нибудь сувенир.

Слайд 20 с титрами: Спасибо за игру.