Формы коррекционной работы по сказке

Разделы: Коррекционная педагогика


Тема: Путешествие по сказке «Три поросенка».

Цель: Развитие познавательных психических процессов и эмоциональной сферы.

Задачи:

  • Учить вспоминать содержание знакомой сказки, выделять и передавать основные моменты.
  • Развивать мышление, внимание, память, воображение, эмоциональную сферу.
  • Воспитывать любовь к художественной литературе, доброжелательные отношения друг к другу.

Форма проведения: игровая.

Оборудование: Мультимедийная установка; музыкальная запись «Голоса птиц»; карандаши; рабочие карточки «Корректурные пробы», «Найди отличие»; сюжетные картинки «Времена года».

Медиаматериалы: презентация (приложение).

Литература:

  1. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль: Академия развития, 1997
  2. Тихомирова А.Ф. Развитие познавательных способностей детей – Ярославль: Академия развития, 1997
  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей – Ярославль: Академия развития, 1997
  4. И учеба, и игра: русский язык / Т.И.Тарабанова, Н.В.Соколова. – Ярославль: Академия развития, 1997
  5. И учеба, и игра: математика / Т.И.Тарабанова, Н.В.Соколова. – Ярославль: Академия развития, 1997

Продолжительность мероприятия: 35 мин.

Структура занятия

Этап занятия

Содержание этапа

Продолжи-тельность (мин)

Орг. момент

Загадка по теме занятия

1

Задачи в стихах

2

Основной этап занятия

 

Дидактические игры «Геометрические фигуры»,
«Найди отличия»

5

Корректурные пробы

3

Дидактическая игра «Назови слова с буквой « н» в начале слова, в конце»

2

Решение кроссворда

3

Дидактические игры:
«Угадай, о каком времени года говорится?»
«Назови одним словом»

3

Работа по карточкам на коррекцию внимания
«Помоги поросенку пройти к своему домику»

 

Физминутка

Упражнение «Прогулка в лес»

1

Дидактическая игра «Назови детёнышей животных»

2

Дидактическая игра «Эхо»

2

Релакс-пауза

«Звуки леса»

3

Психогимнастика

Эмоции страха, испуга
Эмоции злости, ненависти

3

Дыхательная гимнастика

 

Дидактическая игра «Какой листочек»

2

Логопедическая игра «Свинки», произношения звука «Т»

1

Итог занятия

Песенка поросят

2

Домашнее задание: Придумайте сказку

 

Содержание занятия

П – Ребята, сегодня с вами мы будем путешествовать по сказке, но сначала отгадайте загадку.

Вместо хвостика - крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый.
(Поросёнок)

П – Как называется сказка героями которой являются поросята?

– «Три поросенка».

П – Какая цифра звучит в названии этой сказки?

– Цифра «3».

П – Какие сказки вы знаете, в названиях которых есть цифра «3»?

(«Три медведя», «Три толстяка» и т.д.)

П – Тройка, третий из значков
Состоит из двух крючков.

П - Послушайте занимательные задачи в стихах и отгадайте их.

Цель: учить детей внимательно слушать задачи в стихотворной форме и отгадывать их, закрепить способы образование числа «3».

«Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два – под березой
Один у осины
Сколько их будет
В плетенной корзине?»

Сколько раз твердили кошке:
Некрасиво есть без ложки
Только я вбегаю в дом,
Лижет кошка языком.
С поросенком еще хуже
Он опять купался в луже.
И козленок непослушный
Съел четыре грязных груши.
(Сколько было непослушных?)

На поляне у дубка
Крот увидел 3 грибка
А подальше, у осин,
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов
Сколько крот нашел грибов?

П - А теперь внимательно посмотрите на картинку и скажите, какие геометрические фигуры использовал художник для изображения поросят?

Цель: развитие у детей внимания. Закрепить названия геометрических фигур.

П – Сколько треугольников встречается в изображении каждого поросенка?

– Чем отличаются поросята?

Игра: «Найдите отличия».

Корректурные пробы с изображением поросят.

(Работа с карточками)

П - Найди поросят которые с одним левым ушком, с челкой и улыбаются

Цель: Развитие внимание, мышление.

П – Ребята, как звали поросят?

– С какой буквы начинаются имена поросят?

«На букве «Н»
Я как на лесенке
Сижу и распеваю
Песенки!»

Игра: « Назови слова с буквой « н» в начале слова, в конце».

Цель: учить детей составлять слова с данной буквой в начале слова, в конце. Развивать фонематический слух.

Предложить детям решить кроссворд.

Цель: учить отгадывать несложные кроссворды. Развивать логическое мышление.

  1. Как звали поросенка, который построил дом из соломы?
  2. Как звали поросенка, который построил дом из веток и прутьев?

П – В какое время года поросята стали строить свои домики?

Отгадайте загадку:

«Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем.
И летят, летят, летят.
День убывает, когда это бывает?»

Игра: «Угадай, о каком времени года здесь говорится?»

Цель: учить детей внимательно слушать и видеть в стихах характерные явления, описания времени года, правильно называть его, находить соответствующие картины.

«Вышел на просторы погулять мороз.
Белые узоры в носах у берез.
Снежные тропинки, голые кусты,
Падают снежинки тихо с высоты.
В белые метели утром до зори
В рощу прилетели стойко снегири»
(Е. Авдиенко)

«Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше!»
(С. Маршак)

«Улетали птицы разные,
Смолк их звонкий перепев
А рябины праздник празднуют,
Бусы красные надев »
(И. Суриков)

П – Посмотрите внимательно на картинки и назовите одним словом:

«Что это?» (Времена года)

П – Из чего построили свои домики поросята?

(Из соломы, веток, камня).

Игра: «Помоги поросенку пройти к своему домику».

(Работа с карточками.)

Цель: Коррекция устойчивости внимания.

П – Ребята, где жили и покроили свои домики поросята ?

- Сейчас мы совершим с вами прогулку в лес.

Физ. минутка: «Деревья»

П - Какие животные живут в лесу?

Игра: «Назови детенышей».

Цель: учитель называет детенышей диких животных в единственном числе.

Заяц – зайчонок
Лиса – лисенок
Волк – волчонок
Медведь – медвежонок (и т.д.).

П – Ребята, вы знаете, что в лесу живет «эхо»?

(Объяснить детям что это такое.)

Игра: «Эхо».

Цель: Развить у детей фонематический слух, учить называть слова не полностью, а только конец, так, чтобы получалось новое слово.

(Педагог называет слово, дети исполняют роль «эхо».)

Крот – рот
Хлев – лев
Коса – оса
Краны – раны
Уточка – точка
Смех – мех
Плов – лов
Кони – они
Сухо – ухо
Клен – лен

П - А сейчас мы с вами послушаем звуки леса.

Релаксация.

(Слушание муз.фрагмента с голосами птиц).

Цель: Учить детей самораслаблению.

 
П – Какого зверя в лесу поросята очень боялись?

Загадка:

Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный?

П – Как вели себя поросята, когда увидели волка?

Психогимнастика.

Эмоции страха, испуга.

Цель: учить умению улавливать, понимать и различать чужое эмоциональное состояние: страха, злости, ненависти, уметь сопереживать.

П – Давайте покажем как испугались поросята:

  • сжались в комочек, застыли;
  • брови подняли вверх;
  • глазки широко раскрыли, боимся вздохнуть и пошевелится;
  • рот приоткрыли;
  • голову втянули в плечи;
  • задрожали, зубами застучали;
  • слова сказать не можем
  • Брр! Как страшно!

П – А какого волка увидели поросята?

(Злого страшного.)

- Давайте покажем этого волка.

Эмоции злости, ненависти.

П – Посмотрите друг на друга, у кого самый страшный волк?

  • громче рычит «р-р-р»
  • зубами клацает, страшно скалится;
  • глазами вращает, брови хмурит;
  • щеки надувает, от ненависти чуть не лопается.

А теперь улыбаемся друг другу. Молодцы!

П – у кого из поросят волк разрушил домики (Ниф-нифа; Нуф-Нуфа).

- Почему домики оказались непрочными?

- Как волк разрушил домики Ниф – Нифа и Нуф – Нуфа?

Дыхательная гимнастика.

П - Станьте ровно, ноги на ширине плеч, руки на поясе, спокойно вдохнуть в себя воздух. А теперь с силой выдохнуть. (Повторить 3 раза)

П – Чей домик оказался крепким? Почему? (Ответы детей.)

- Какая дверь была у Наф – Нафа?

(Дубовая)

Игра: «Какой листочек»

Цель: учить детей из существительных образовывать прилагательные, правильно слышать вопрос.

У клена (какой?) – кленовый;
У березы … – березовый;
У липы … – липовый;
У дуба … – дубовый;
У осины … – осиновый;
У рябины … – рябиновый;
У тополя ... – тополиный;
У ореха … – ореховый;
У каштана … – каштановый и т.д.

П – Как закончилась сказка?

(Стали поросята жить дружно в одном доме).

Игра: «Свинки»

Цель: отработать у детей правильное четкое произношение звука «Т».

П – вы – веселые «свинки» - принялись печатать на машинке и приговаривать:

«Как на пашущей машинке
Три хорошенькие свинки:
Туки – туки – туки – тук!
И постукивают,
И похрюкивают».

Песенка поросят. (Из текста сказки)

Итог занятия.

Домашнее задание: Детям предлагается придумать сказку про трех поросят: Наф – Нафа, Ниф – Нафа и Нуф – Нуфа, и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые. А волк добрый и доверчивый.