Фронтальное логопедическое занятие для детей, учащих нарушения письма и чтения, вызванные не резко выраженным общим недоразвитием речи. 2-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 2


Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения грамотой протекает одинаково.

По моим наблюдениям ежегодно увеличивается количество детей с общим или нерезко выраженным недоразвитием речи. В этом учебном году среди первоклассников 27% таких детей.

К сожалению, в течение последних лет в школе наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспособность к письму и чтению, обусловлена тем, что у ученика недостаточно развито фонематическое восприятие, нарушена лексико-грамматическая сторона речи.

Проблема нарушений связной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Учащиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи более или менее строят связные высказывания в пределах близкой им тематики, однако испытывают серьезные затруднения при построении связных высказываний (формулирование выводов, обобщений, доказательств, воспроизведение содержания текстов). При пересказах они не могут полно и точно излагать свои мысли. Особенно это проявляется при написании изложений и сочинений. Такого рода затруднения выражаются в стремлении к дословности изложения, повторении отдельных частей предложений, концентрации внимания на несущественных признаках, нарушении синтаксической связи между словами, что приводит к незаконченности предложений, изменению порядка слов. Нередки случаи употребления слов в несвойственном им значении, что является следствием бедности словарного запаса, непонимания значения используемых слов, неумения уловить их стилистическую окраску. Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программным материалом.

Коррекционная работа строится по следующим направлениям:
1) развитие фонематических процессов, навыка звукового анализа и синтеза;
2) обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;
3) развитие грамматического строя речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, предложениями различных синтаксических конструкций;
4) формирование связной речи.

Можно выделить следующие этапы формирования связной речи учащихся.

1. Формирование практических представлений о тексте.

Развитие умений и навыков узнавания существенных признаков связного высказывания может осуществляться по-разному:
– в процессе сравнения текста и набора слов (например, найдите текст, докажите правильность своего ответа);
– в процессе сравнении текста и набора предложений.

2. Развитие умений и навыков анализировать текст.

Определите тему текста, основную мысль рассказа, последовательность и связность предложений в тексте. Составьте план связного высказывания, используя условные значки и предметные картинки.

3. Развитие умений построения самостоятельного высказывания.

Определите замысел высказывания, последовательность развертывания высказывания (план), связность предложений и смысловую зависимость между ними. Например, прочитайте текст и найдите в нем часть, которая не соответствует заголовку. Придумайте к тексту заголовок, который объединил бы все предложения.

Отберите языковые средства, отражающие замысел высказывания (например, из ряда слов выбрать те, которые подходят к заданной теме; затем можно отобрать предложения, относящиеся к заданной теме). После этого учащиеся работают над текстом, из которого необходимо убрать лишние предложения, чтобы получился связный рассказ.

В ходе таких заданий дети учатся анализировать, отбирать нужную информацию, выделять второстепенное, доказывать и рассуждать.

Для начала целесообразно как можно чаще предлагать детям повторять вслед за учителем формулировки заданий, обобщающих выводов, правил. Достигается это различными способами, и прежде всего системой вопросов, в ходе активного ведения диалога по учебной теме:
самостоятельно формулировать и задавать вопросы;
сравнивать, обобщать, делать выводы;
доказывать и рассуждать.

Фронтальное логопедическое занятие с учащимися 2-го класса, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Слова-признаки.

Цели:

активизация знаний детей по теме: “Слова, обозначающие признаки предметов”;
– формирование практических навыков в подборе признаков, согласования имени прилагательного с именем существительным в роде и числе;
– научить составлять предложения по заданной схеме.
– развитие фонематического восприятия, общей и мелкой моторики, зрительного внимания и памяти, логического мышления, творческого воображения;
– воспитание положительной мотивации к обучению.

Оборудование: муляжи овощей, рисунки с искаженным цветом овощей; две корзинки, карточки со словами – предметами и словами-действиями; осенние листья.

Ход занятия

1. Организационный момент. Цель: активизировать внимание детей.

Физкультминутка.

Солнышко проснулось,
Лучами потянулось.
Раскрылись листочки,
Распустились цветочки.
Да и ты не зевай,
Солнцу щечки подставляй.

– Взбодрились. Можем начинать наше занятие.
– Ребята, какое сегодня число, месяц, день недели? (Записать в тетради число.)

2. Повторение пройденного материала.

Дети читают слова, написанные на карточках, и распределяют их в два столбика, прикрепляя на доску.

(ДЕНЬ, ПОГОДА, ЛЕС, НЕБО, СПИТ, ГУЛЯЕТ, РИСУЕТ, ПОЕТ)

(Дети зачитывают слова в первом столбике:ДЕНЬ, ПОГОДА, ЛЕС, НЕБО.)

– Поставьте вопрос к словам. Что обозначают эти слова?Как мы называем эти слова?

– Назовите слова-предметы, которые вас окружают? (Это слова-предметы.)

– Какой вопрос мы задаем к этим словам? (К словам-предметам задаем вопрос “Кто?”, “Что?”)

– Как мы подчеркиваем слова-предметы? (Слова-предметы мы подчеркиваем одной чертой.)

– Прочитайте слова на доске во втором столбике.

(Читают слова во втором столбике: СПИТ, ГУЛЯЕТ, РИСУЕТ, ПОЕТ.)

– Поставьте вопрос к словам. – Что они обозначают?

– Как мы называем эти слова? (Это слова-действия.)

– Какие вопросы мы задаем к словам-действиям? (К словам-действиям, задаем вопрос:“Что делает?”, “Что сделает?”)

– Как мы подчеркиваем слова-действия? (Слова-действия подчеркивают двумя чертами.)

3. Работа по новой теме.

– Сегодня мы узнаем много новых слов, которые помогут нам рассказать о цвете, форме, величине и вкусе предмета.

– Какое сейчас время года? (Осень.)

– Чем занимаются люди осенью на садовых участках? (Собирают урожай овощей.)

– К нам на занятие пришел гость. (В костюме огородника входит школьник.)

– Кто это?

– Правильно. Это огородник! Как вы думаете, почему его так называют? (Огородник – это человек, который работает на огороде.) Он принес с собой много овощей. Давайте посмотрим, что именно он нам принес (огородник показывает овощи).

(Дети берут овощи из корзины.)

– Посмотрите, что это? (Это помидор, перец, морковь, свекла.)

– Для того, чтобы узнать подробнее об овощах, будем задавать вопрос “Какой?”

– Какие овощи по величине?

Помидор (какой?) большой. Перец (какой?) большой. Морковь (какая?) маленькая. Свекла (какая?) маленькая.

– Какие овощи по вкусу? Какой помидор, перец? Какая морковь, свекла? (Помидор сладкий, перец горький, морковь сладкая, свекла сладкая.)

– Какие овощи на ощупь? Какой помидор, перец? Какая морковь, свекла? (Помидор гладкий, морковь шероховатая, перец гладкий, свекла шероховатая.)

– Какие овощи по цвету? Какой помидор, перец? Какая морковь, свекла? (Помидор красный, перец зеленый, морковь оранжевая, свекла бордовая.

– Ребята, а вы знаете, как называются слова, которыми вы описываете овощи? (Эти слова называются слова – признаками.)

Вы сейчас называли признаки предметов.

– Запишите в тетрадь тему нашего занятия – слова– признаки.

Работа у доски. Определите признаки предметов и запишите.

Перец (какой? по вкусу) горький.

Свекла (какая) по форме ) круглая.

Огурцы (какие ? на ощупь) шероховатые.

– Назовите вопросы , на которые отвечают слова-признаки.

– Слова признаки подчеркивают волнистой линией.

4. Пальчиковая гимнастика с прищепкой.

Посмотрите, к нам пришел котенок. Он очень любит играть. Давайте с ним поиграем.

“Котенок”.

При произнесении каждого слова дети “кусают” прищепками пальчики, начиная с указательного, в прямом и обратном направлении со сменой рук.

Кусается сильно котенок глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь,
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться– скажу тебе: “Кыш”.

5. Развитие фонематического слуха и восприятия.

– Будьте внимательны. Хлопните в ладоши, когда услышите в слове – признаке звук.

С – сладкий, горький, спелый, сочный, зеленый, хрустящий, красный.

Л – спелый, гладкий, острый, круглый, сочный, зрелый, желтый.

(Хлопают в ладоши, когда слышат в словах заданные звуки.)

6. Профилактика миопии.

Цель: упражнять глазодвигательный механизм.

Огородник рассыпает листья.

– Проследите за кружащимся листочком.

(Следят глазами за движением листочка, не поворачивая головы.)

– Ребята, а вы узнали листья каких деревьев падали?

“Назови, правильный признак: какой ?”

Лист березы –  березовый;

... рябины –  рябиновый;

... дуба –  дубовый;.

... клена –  кленовый;

6. Развитие зрительного внимания.

– Посмотрите, огородник нарисовал свои овощи. (Огородник демонстрирует рисунки овощей.)

(Дети рассматривают рисунки.)

– Давайте посмотрим все ли правильно на его рисунках? (Огородник неправильно разукрасил овощи.)

– Что не так? (Капуста зеленая, огурец зеленый, помидор красный.)

Запишите в тетрадь правильные цвета овощей.

7. Динамическая пауза.

Огородник хочет научить вас работать в огороде.

Мы лопатки взяли, грядки раскопали.
Грабли в руки взяли, грядки разровняли.
Семена рядами дружно мы сажали,
а потом водою теплой поливали.

8. – Ребята, огородник приготовил для вас стихотворение, послушайте .

Приходите в огород
Приходите в огород
Посмотреть, как все растет,
Как играют в прятки огурцы на грядке.
Как подсолнухи в картошке
Тянут к солнышку ладошки,
Как от утренней росы
У бобов блестят усы.
Как краснеют у забора
Великаны-помидоры.
Все растет, все цветет,
Никому не тесно.
Приходите в огород –
Очень интересно. (Е. Благинина)

– Куда нас приглашает огородник? Зачем?

Что растет в огороде?

(Огородник прощается и уходит.)

– До новых встреч, ребята.

9. Согласование существительных с прилагательными.

– Посмотрите, как много овощей вырастил огородник. Давай попробуем сделать заготовки на зиму. (Работа по карточкам.)

Салат из капусты (какой?) ____________ (капустный.)

Салат из свеклы (какой?)____________ (свекольный.)

Икра из кабачков (какая?)___________ (кабачковая.)

Икра из баклажанов (какая?) ________________(баклажанная.)

Пюре из картофеля (какое?)________________ (картофельное.)

– Допишите словосочетания , подчеркните слово – признак волнистой линией.

10. Пальчиковая гимнастика.

– Сейчас покажем как можно заготовить на зиму капусту.

Капуста.

Мы капусту рубим-рубим.
Мы капусту солим-солим.
Мы капусту трем-трем.
Мы капусту жмем-жмем.

11. Составление предложений.

Гроза.

Поднялся ветер. Закружились в воздухе листочки.

Перестали квакать лягушки. В небе сверкнула молния.

(Записывают составленные предложения в тетрадь, подчеркивают слова-признаки)

12. Итог занятий.

– К нам на занятие приходил огородник.

– Какие овощи нам принес огородник? (Огородник принес спелые помидоры, сладкую морковь, сочную капусту.)

– С какими словами мы познакомились? (Сегодня мы познакомились со словами-признаками.)

– Как подчеркиваем слова-признаки? (Слова-признаки подчеркиваем волнистой чертой.)