Обучение детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения

Разделы: Коррекционная педагогика


Актуальность разработки проекта обусловлена недостаточностью разработанности проблемы обучения декоративному рисованию как средства развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения, а также данными, полученными в ходе проведения исследования по методике психолого-педагогического обследования зрительного восприятия Л.А. Рудаковой, В.А. Феоктистовой и др. (1995) [3], свидетельствующими о недостаточной сформированности восприятия цвета, формы, размера, ориентировки в пространстве, пространственного восприятия, а так же восприятия и воспроизведения сложной формы детьми с функциональными нарушениями зрения.

Цель проекта: разработка компонентов системы работы по обучению декоративному рисованию как средству развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения.

Задачи:

1. Разработать содержание работы по использованию декоративного рисования как средства развития зрительного восприятия детей среднего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения.

2. определить этапы работы, организационные формы, методы и приемы.

Проект опирается на требования к формированию у детей представлений о зрительных сенсорных эталонах, развитию предметности восприятия, формированию способов обследования предметов окружающего мира, создания на этой основе целостных представлений о предметном мире, обозначенные в программе “Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим миром” Л.А. Рудаковой (1995) [3], а также в программе “Развитие зрительного восприятия”, разработанной Л.И. Плаксиной и входящей в “Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения)” (2003) [5].

В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 г. (регистрационный № 16299, зарегистрирован в Министерстве Юстиции РФ 8 февраля 2010 г.) учитель-дефектолог (тифлопедагог) и воспитатель организуют непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей – основной, принципиально новой, модели организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

При планировании непосредственно образовательной деятельности тифлопедагога и воспитателя учитывались материалы исследования Л.П. Гладких (1988, 1993), Л.И. Плаксиной (1988, 2008), в соответствии с которыми предполагается сначала формирование у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения правильных и полных представлений о предмете как исходного этапа организации продуктивной деятельности с целью обучения декоративному рисованию. В предметно-практической деятельности, предшествующей рисованию, осуществляется знакомство детей с произведениями народного искусства, разносторонний анализ объектов, их признаков и свойств, стимулирование накопления детьми чувственного опыта и усвоения доступных способов восприятия предметов искусства.

Следующий этап работы включает формирование графических навыков в рамках непосредственно образовательной деятельности по обучению декоративному рисованию. Исследователи отмечают, что обучение детей изобразительной деятельности может быть безрезультатным без учета специфических трудностей овладения навыками в условиях зрительной патологии. Поэтому предлагают применять специальные средства формирования графических навыков у детей с функциональными нарушениями зрения – трафареты и контуры [1, 4].

Планирование по месяцам непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения посредством освоения декоративного рисования:

Сентябрь – проведение психолого-педагогического обследования с целью установления исходного уровня сформированности зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения.

Октябрь – организация предметно-практической деятельности с целью знакомства с дымковской росписью.

Ноябрь – организация предметно-практической деятельности с целью знакомства с дымковской росписью; формирование графических навыков в рамках непосредственно образовательной деятельности по обучению декоративному рисованию объектов дымковской росписи.

Декабрь – организация предметно-практической деятельности с целью знакомства с филимоновской росписью.

Январь – организация предметно-практической деятельности с целью знакомства с филимоновской росписью; формирование графических навыков в рамках непосредственно образовательной деятельности по обучению декоративному рисованию объектов филимоновской росписи.

Февраль – 1-я половина марта – организация предметно-практической деятельности с целью знакомства с хохломской росписью.

2-я половина марта – апрель – организация предметно-практической деятельности с целью знакомства с хохломской росписью; формирование графических навыков в рамках непосредственно образовательной деятельности по обучению декоративному рисованию объектов хохломской росписи.

Май – проведение итогового обследования с целью определения эффективности проведенной работы.

Тифлопедагог реализует этап работы, связанный с организацией предметно-практической деятельности с целью знакомства с разными видами народных росписей детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения: изучает вместе с детьми натуральные предметы народных промыслов, иллюстрации, имеющие четко прорисованный узор, достаточно крупные размеры, яркий цвет, контрастно выделяющийся на фоне; руководит обследованием декоративной композиции по схеме, соответствующей ведущим признакам изображения (название, форма, относительная величина, цвет, строение, месторасположение основного элемента; величина, расположение, удаленность других деталей от основного элемента); организует игры с натуральными предметами, в ходе которых учит находить подобные предметы, одинаковую роспись на объектах одной и той же народной росписи, выделять определенные элементы росписи на различных предметах; проводит упражнения с целью научить сравнивать натуральные предметы народных промыслов с их изображением, находить вторую половину изображения, составлять изображение натуральных предметов народных промыслов из частей на фланелеграфе; вкладывать силуэтные изображения сначала крупных деталей, затем более мелких деталей в трафарет; сравнивать реальный узор на предмете с его изображением на цветной, силуэтной, контурной иллюстрации, находить парные элементы росписи, составлять узор из элементов по образцу (на фланелеграфе), продолжать узор [1]. В качестве отдельного аспекта работы выступает коррекция цветовосприятия, предложенная Л.П. Гладких: рассматривание узоров, состоящих из объектов естественных цветов (зеленые листья, красные ягоды в хохломской росписи); упражнения по установлению сходства между стилизованными изображениями в узорах и реальными объектами (листья, ягоды, цветы), их реалистичными изображениями.

Воспитатель реализует этап работы, связанный с формированием графических навыков с применением трафаретов и контуров в рамках непосредственно образовательной деятельности по обучению декоративному рисованию объектов народных росписей: у детей развивают формообразующие движения с применением изначально внутренних трафаретов, затем контуров (внешних трафаретов); учат применять полный трафарет для одномоментного изображения всех элементов декоративной композиции; учат применять полный трафарет, состоящий из нескольких частей, содержащих основной элемент и детали декоративной композиции; учат поворачивать трафареты и контуры для изображения движущихся в разных направлениях объектов; раскрашивать и штриховать детали в трафарете; по мере освоения формообразующих движений учат использовать частичный трафарет, содержащий основные элементы узора, самостоятельно дорисовывать отдельные детали к основным формам (детали изображены на трафарете и выполняют роль образца), или учат обводить по трафарету дополнительные детали и самостоятельно дорисовать основной элемент; обводить дополнительные детали по контуру (внешнему трафарету); рисовать дополнительные детали по точкам. (Приложение 1)

Формы организации работы с воспитанниками: в соответствии с ФГТ, Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения) (2003) организация предметно-практической деятельности с целью знакомства с разными видами народных росписей, формирование графических навыков с применением трафаретов и контуров на материале декоративного рисования объектов народных росписей у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения осуществляется в рамках такого вида непосредственно образовательной деятельности, как “Развитие зрительного восприятия”, реализуемого тифлопедагогом, а также в рамках непосредственно образовательной деятельности воспитателя при реализации образовательной области “Художественное творчество”. (Приложение 2)

Список литературы.

  1. Гладких Л.П. Как научить слабовидящего ребенка декоративному рисованию // Дефектология. – 1993. – № 3.
  2. Гладких Л.П., Плаксина Л.И. Коррекционная работа на занятиях по рисованию с натуры в детских садах для детей с нарушениями зрения // Дефектология. – 1988. – № 2.
  3. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. / Науч. рук. В.А. Феоктистовой. С–Пб., 1995.
  4. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушениями зрения: учеб. – метод. пособие для педагога-дефектолога / Л.И. Плаксина. М.: Владос, 2008.
  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. М., 2003.