Элективный курс "Экспериментальная физика для учащихся 7-го класса"

Разделы: Физика


Цель элективного курса:

– развитие творческих способностей учащихся, а также их познавательного интереса к окружающему миру;
– формирование умений наблюдать и объяснять физические явления;
– формирование экспериментальных навыков;
– формирование научных знаний учащихся об экспериментальных фактах, понятиях, законах, методах физической науки.

Методические особенности изучения курса.

Курс разработан для учащихся 7-х классов, начинающих изучать физику как новую дисциплину. Основное средство и цель его освоения – практические работы.

Построен курс на базовом минимуме знаний, но сами работы выходят за рамки минимального перечня имеющегося в учебной программе. Выполнение этих работ не требует специального оборудования, может по желанию учителя и учащихся использоваться как домашние исследовательские задания.

В процессе обучения важно повышать интерес учащихся к предмету сообщением интересных фактов и явлений природы, а также , развивая творческие способности, предлагать определенные темы для сообщений или небольших сочинений.

Содержание программы.

1. Первоначальные представления о строении вещества – 3ч.
Дискретное строение вещества. Диффузия. Измерение скорости диффузии в газообразных и жидких средах. Взаимодействие молекул. Качественная оценка силы взаимодействия молекул.

2. О физических величинах – 2ч.
Физические величины. Единицы измерения физических величин. Метрическая система мер. Измерения. Прямые и косвенные измерения. Погрешность измерений.

3. Силы в механике – 10ч.
Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы. Сила трения. Виды силы трения. Измерение силы трения покоя. Зависимость силы трения скольжения от силы прижимающей тело к поверхности, рода соприкасающихся поверхностей. Сравнение силы трения качения и силы трения скольжения. Исследование силы трения от площади соприкасающихся поверхностей. Равнодействующая. Сложение сил направленных вдоль одной прямой и под прямым углом друг к другу. Измерение силы Архимеда. Зависимость силы Архимеда от объема тела, погруженного в жидкость, и от плотности жидкости. Определение плотности тела методом гидростатического взвешивания.

4. Простые механизмы – 5ч.
Центр тяжести. Экспериментальное нахождение центра тяжести для плоских тел. Момент сил. Проверка равенства моментов сил при равновесии тела. Взвешивание тела на неравноплечных весах.

Тематическое и поурочное планирование учебного материала.

Тема Вид занятий Кол-во
уроков

1. Первоначальное представление о строении вещества.

3
1.1. Основные положения учения о строении вещества. Наблюдения доказывающие
основные положения о строении вещества. Экспериментальное подтверждение движения
молекул.
Беседа. Приложение
Практическая работа № 1
0,3
0,7
1.2 Измерение скорости диффузии в жидких веществах.
Обсуждение результатов.
Практическая работа № 2 0,8
0,2
1.3 Экспериментальное подтверждение взаимодействия молекул. Практическая работа № 3
Практическая работа № 4
1

2. О физических величинах.

2
2.1 Значение физических измерений. Системы мер. Введение Метрической системы мер. Установление связи между старыми и новыми единицами измерений. Беседа
Практическая работа № 5
0,5
0,5
2.2 Прямые и косвенные измерения. Погрешности измерений. Измерение объема тела
с помощью измерительного цилиндра и линейки.
Беседа
Практическая работа № 6
0,3
0,7

3. Силы в механике.

10
3.1 Силы в механике. Связь силы тяжести и массы тела. Беседа
Практическая работа № 7
0,3
0,7
3.2 Представление сочинений на тему: “ Что было бы, если бы не было силы трения ”.

Измерение силы трения покоя.

Обсуждение сообщений и сочинений
Практическая работа № 8
0,7
0,3
3.3 Исследование зависимости силы трения скольжения от силы, прижимающей
тело к поверхности.
Практическая работа № 9 1
3.4 Исследование независимости силы трения от площади трущихся поверхностей .

Определение зависимости силы трения от рода соприкасающихся поверхностей.

Практическая работа № 10
Практическая работа № 11
0,5
0,5
3.5–3.6 Измерить и сравнить силы трения качения и трения скольжения.

Обсуждение результатов практических работ № 8–11.

Практическая работа № 12 0,5
0,5
3.7 Сила – векторная величина. Равнодействующая нескольких сил.

Измерение равнодействующей сил, направленных вдоль одной прямой.

Фронтальный опрос.
Практическая работа № 13
0,3
0,7
3.8 Определить равнодействующую двух сил ,направленных под прямым углом
к друг другу.
Измерение веса тела динамометрами, имеющими малый предел измерений.
Практическая работа № 14
Практическая работа № 15
0,5
0,5
3.9 Измерение силы Архимеда. Практическая работа № 16 1
3.10 Определения плотности вещества методом гидростатического взвешивания. Практическая работа № 17 1
3.11 Зависимость силы Архимеда от объема тела, погруженного в жидкость . Практическая работа № 18 1

4. Простые механизмы.

4
4.1 Центр тяжести.

Экспериментальное нахождение центра тяжести для объемных симметричных тел и
плоских тел.

Беседа
Практическая работа № 19
0,3
0,7
4.2 Момент сил. Условие равновесия.

Проверка равенства моментов сил при равновесии рычага.

Фронтальный опрос
Практическая работа № 20
0,2
0,8
4.3 Взвешивание тела при помощи рычага. Практическая работа № 21 1
4.4 Определение массы тела на неравноплечных весах. Практическая работа № 22 1

Литература.

  1. Балашов М. М. О природе. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Дик Ю.И., Пинский А. А., Разумовский В.Г., Программы для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2004.
  3. Пайкес В. Г. Дидактические материалы по физике 7 класс. – М.: Просвещение, 2000.
  4. Пинский А. А., Разумовский В. Г., Физика и астрономия. – М.:Просвещение, 2001.
  5. Пинский А. А., Кирилова И. Г., Методика преподавания курса “Физика и астрономия” – М.: Просвещение, 2001.
  6. Касьянов В.А., Тернова Л.Н., Бурцева Е.Н., Пивень В. А.Физика. Подготовка к ЕГЭ. Элективный курс. – М.: Экзамен, 2007.