Библиотечный урок "Интеллектуальный символ России". 7–9-й класс

Разделы: Организация школьной библиотеки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока:

  • Образовательная: расширить знания школьников в разных видах справочной литературы: энциклопедиях, словарях, справочниках.
  • Развивающая:
    • осознание личной потребности в информации для решения той или иной проблеме;
    • развить умения вести информационный поиск с помощью словарей и энциклопедий.
  • Воспитательная:
    • привить любовь и интерес к книге и библиотеке;
    • умение самостоятельного поиска информации;
    • умение работать в группах

Задачи:

  • повторить и закрепить знания учащихся в различных видах словарей, энциклопедий;
  • выполнение практических заданий. Слайд 2.

Содержание урока. Представление справочной литературы, цели обращения к ней, работа со словарями по поиску информации необходимой для успешной учебы учащимся. Структура словарей и энциклопедий, расположение материала. Алфавитный и предметный указатель, указатель имен, понятий терминов. Энциклопедии универсальные и отраслевые.

Оформление: выставка справочных изданий “Интеллектуальный символ России”, высказывание выдающихся людей о чтении, книге, справочной литературе.

Форма проведение: беседа, сообщения ребят с использованием мультимедийной презентации, игра-исследование.

Оборудование: книжная выставка, проектор, компьютер, экран, карточки, словари, энциклопедии, справочники, игры, музыка.

Участники: 8А класс

Девиз урока: “Ставьте вопросы как паруса - и пусть эти книги будут вашим кораблем в безбрежном океане знаний” (Лев Кассиль) Слайд 3.

Ход урока

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

Кто-то из умных и, безусловно, патриотичных людей заметил, что к символам уважающего себя государства следует относить не только герб, флаг, гимн, но и интеллектуальный символ, [7] а что мы понимаем под этим символом вы узнаете, если правильно разгадаете слово на доске. Слайд 4. Сегодня, ребята, мы с вами вспомним, для чего нужны людям такие книги как словари, энциклопедии, справочники,и как научиться быстро ими пользоваться. Отправляемся в путешествие в страну справочной литературы.

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас
Означено словами.
Они слышны и здесь, и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам,
Другое – незнакомо...
Язык – и стар, и вечно нов,
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
(А. Шибаев)

Библ. Действительно, ребята все явления, все предметы, которые нас окружают, имеют свои названия. И всё это огромное море слов собрано в словарях. Несомненно, энциклопедии, словари, справочники - это одни из великих изобретений человечества. Поэтому именно с них мы и начнем наше путешествие. А сейчас, чтобы вы быстрее могли включиться в работу, проведем игру “Мозговой штурм” Приложение 1.

1 ученик. Слайд 5.

Словари появились очень давно. Предшественниками современных словарей были рукописные, а затем печатные словари эпохи Средневековья.  Самые первые словари назывались азбуковниками. Древнейший сохранившийся до нашего времени азбуковник 1282 года содержит 174 греческих, древнееврейских и церковно-славянских слова. В 16-18 веках появились азбуковники большего объема, с алфавитным расположением слов. До наших дней сохранилось более двухсот азбуковников, среди которых есть учебные, энциклопедические, нравоучительные.

2 ученик. Слайд 6. В разное время на Руси выходили в свет печатные словари. Они назывались лексиконами. Самый последний из них – словарь Петра Алексеевича Алексеева, выдержал 4 издания и содержал 20 000 слов.

В 1783 году была создана Российская Академия наук, одной из главных задач которой было составление грамматик и словарей русского языка. Так появился “Словарь Академии Российской”, который содержал более 43 тысяч слов, четырехтомный “Словарь церковно-славянского и русского языка” (114 тысяч слов) Слайд7.

3 ученик. Слайд8. В 1863-1866 годах вышло первое издание “Толкового словаря живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля. Над этим замечательным, уникальным памятником русского языка и русской культуры автор беззаветно трудился около 50лет. Повсюду, в любых ситуациях, Владимир Иванович не переставал записывать слова. Из многих краёв России добровольные корреспонденты присылали ему местные слова и их толкования. Словарь содержит более двухсот тысяч слов, а также 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок. Конечно же, в наше время словарь не может быть использован как справочник по современному русскому языку, он отражает состояние языка в 19 веке. С тех пор значения многих слов изменились, но ценность словаря от этого нисколько не уменьшилась.

4 ученик. Слайд 8-10. Не менее известны в наше время и толковые словари, выпущенные под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова и Сергея Ивановича Ожегова. В них включены новые слова, уточнены толкования многих слов. Общедоступность и удобство пользования сделали эти словари очень популярными. А в 1991 году словарю Ожегова была присуждена премия Академии наук.

Библиотекарь. Слайд 11. Словари многочисленны и разнообразны. Это и двуязычные словари, которые помогают нам изучать иностранные языки. О том, как произносить слово, мы с вами можем узнать из орфоэпического словаря, о происхождении слов можно узнать из этимологического словаря. Мы с вами знаем, ребята, что кроме толковых словарей, есть еще и другие. Какие же? Вы можете их назвать? Молодцы! У вас на партах лежат обычные орфографические словарики. Для чего они нужны? (Ответы детей: чтобы правильно написать нужное слово и верно поставить ударение). А как расположены слова в этих словариках? Правильно, по алфавиту. А давайте найдем какое-нибудь слово в этих словариках! Кто быстрее?! (Ищем слова каникулы, библиотека, учитель, школа, абракадабра).

Задания: Слайд 12. Приложение 2.

5 ученик Составление словарей – долгий и кропотливый труд. В наше время над их созданием трудятся целые институты. Человек, знающий много слов, лучше владеет языком. Чем богаче словарный запас человека, тем лучше он понимает тексты и речь других людей. Однажды известный французский литератор Теофиль Готье спросил молодого поэта Шарля Бодлера: “Читаете ли вы словари?”, чем очень его удивил. Разве можно читать словари? Ведь это не детектив, не сказка. Но именно читая словари, можно расширить свой словарный запас.

Библиотекарь. Поэтому ребята, почаще заглядывайте в словарь и не стесняйтесь спрашивать значения непонятных вам слов. Ну что же, со словарями мы с вами познакомились. Но прежде, чем перейти к знакомству с энциклопедиями, я предлагаю вам немного отдохнуть.

“Восстанови разрушенные пословицы” (работа в группах) [1]

1 группе

1 С чужими 4 Какова книжка, 7 Не все читается ровно
2 бывет и 5 мыслями 8 умишко
3 таково и 6 ухабисто 9 не красоваться

2 группе

1 Доброму чтению 4 Скоро читаешь, 7 доброе и
2 Меру 5 Не всякая книга 8 добрая
3 Слава 6 Не велика книжка, 9 Читай, да

3 группе

1 до конца 4 Скоро читаешь, 7 да прибавит
2 умишка 5 Не всякая книга 8 забываешь
3 да быстро 6 Не велика книжка, 9 раскрывается

(каждая группа читает свои пословицы)

Ну что ж, ребята, мы немного отдохнули. Продолжаем наш урок и переходим к энциклопедиям. Что же такое энциклопедия? (Ответы детей).

Библ. Ребята! Энциклопедия - греческое слово, образованное из двух: “enkyklios paideia” (это латинская транскрипция, а читается она так: “энциклос пайдейя”, что означает

“Обучение по всему кругу знаний. Позднее немецкий поэт Вольтер Фон дер Фогельвейде дал более красочное определение – “Вселенная в алфавитном порядке”. Современное определение (мы его запишем в тетрадь) [7] Слайд 13.

Энциклопедия – это научное справочное пособие в форме словаря по всем или отдельным отраслям знаний, адресованное либо широким массам, либо специалистам.

Трудно переоценить значение справочных изданий сегодня. Все они являются важным средством для самообразования. Жизнь заставляет человека получать все новую информацию. Накапливать ее двигаться вперед, добывать новых знаний, делать новые открытия. Об открытиях в истории развития энциклопедий расскажет нам

6 ученик. Слайд 14. Первые энциклопедии появились еще в древнем Египте. К сожалению, ни одна из них не дошла до нашего времени. Сохранились только сведения

7 ученик. Слайд 16. Наше путешествие в историю развития энциклопедии продолжается. Самая большая энциклопедия, когда-либо существовавшая на земле - это китайская энциклопедия. Она датируется IYIII веком и состоит из 5020 томов. Китайские энциклопедии средневековья тяготели к максимальной дифференциации, систематизации и полноте знаний. Например, энциклопедический словарь 1408 года включал свыше 20 тысяч книг сведений о конфуцианстве, истории, астрономии, географии, медицине. Словарь написан в 3 экземплярах, и все они погибли в пожаре.

8 ученик. Слайд 17

Известны средневековые энциклопедии, в которых нет никакой системы расположения статей. Авторы не утруждали себя систематизацией материала. В Европе расположить все статьи в алфавитном порядке впервые предложил английский священник Джон Харрис. Он издал в 1704 году “Универсальный словарь науки и искусства”.

Задание. Расположите, пожалуйста, по алфавиту следующие слова:

Алмаз, вода, Дунай, Афины, государственная дума, государство, подснежник, астра, василек, горчица.

(3 минуты).

Взаимопроверка.

Физминутка. Звучит музыка. Упражнения для снятия утомления глаз.

Библиотекарь. Слайд 18. Толстые многотомные энциклопедии могут рассказать почти обо всем. Все слова, расположены в них по алфавиту от А до Я, поэтому их легко найти. Но надо помнить, что все слова, понятия, события, явления описаны здесь кратко, сжато, для первого ознакомления. В нашей школьной библиотеке есть разные энциклопедии. Это многотомные издания “Аванта+” и “Школьная энциклопедия “Руссика”, десятитомная энциклопедия “Современное естествознание”, Большая Российская энциклопедия. Познакомимся с ними поближе.

Энциклопедии бывают разные. Те из них, что могут ответить на любой вопрос, называются универсальными. Они бывают и для взрослых, и для детей. Например, это многотомная энциклопедия “Я познаю мир”, “Всё обо всем”, книги серии “Моя первая энциклопедия”. В нашей библиотеке есть вот такая “Большая детская энциклопедия” издательства “Росмэн”, которая содержит более 5000 удивительных событий, фактов и явлений. Или, например, очень любимая нашими ребятами “Большая энциклопедия школьника” издательства “Махаон”. Здесь на каждом развороте – новая тема. Более 1000 рисунков, фотографий, карт и диаграмм содержит эта книга.     В других энциклопедиях материал собран по какой-то одной отрасли науки или деятельности. Такие энциклопедии называются отраслевыми. Например,  издательство “Росмэн” выпустило энциклопедии по темам “Наука”, “История”, “География”.

 В нашей библиотеке большой популярностью пользуются энциклопедии серии “Аванта+”. Каждый том этой серии посвящен определенному предмету. С ними мы сегодня и будем работать. Как же устроены энциклопедии?

На последних страницах энциклопедий расположены: содержание, алфавитный и предметный указатели, указатель имён, список терминов или понятий. С их помощью гораздо легче и быстрее найти нужную информацию.

Давайте вместе с вами вспомним, как нужно работать с энциклопедиями? (ответы детей) Сначала нужно выбрать энциклопедию нужного направления (отрасли). Например, вопрос звучит так: “Когда и где жил древний ученый - математик Пифагор?”  Какой том энциклопедии нам понадобится? Математика.

Возьмём энциклопедию по математике серии “Аванта+” и откроем указатель имён. По алфавиту отыщем нужное нам  имя – Пифагор. Рядом с именем ученого мы увидим  номера страниц, на которых содержится более подробная информация о нём.

Или, например, вопрос поставлен так: “Что такое многогранник?” Находим в этой же энциклопедии предметный указатель, а в нём по алфавиту – слово “многогранник”. Рядом с этим словом – номер нужной нам страницы.

Следующий этап нашего урока “Алгоритмы поиска информации с помощью СБА” Слайд19

Молодцы ребята вы хорошо справились с заданиями. Приложение3

Упражнение “Синквейн”.

(слово происходит от французского числа пять).

В первой строке заявляется тема или предмет одно существительное.

Во второй описание предмета (два прилагательных или причастие)

Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующая действие темы. Четвертая представляет собой фразу, обычно из значимых слов.

Пятая строка синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы, предмета.

И так резюмируем слово “Энциклопедия”, “Книга”.

Те из вас, у кого есть дома компьютер, наверно уже знают, что кроме известных нам энциклопедий есть и другие – на электронных носителях. Это словари, энциклопедии и даже целые библиотеки, как, например, известная многим “Библиотека Кирилла и Мефодия”, Библиотека Мошкова, “Большая электронная детская энциклопедия”, справочники по отдельным областям науки. Они значительно облегчают работу многим людям. С их помощью можно, не выходя из дома, отыскать необходимую информацию. В нашей библиотеке тоже есть такие диски, которыми пользуются и учителя, и педагоги.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте посмотрим, внимательны ли вы были на уроке, всё ли запомнили. Предлагаю небольшой блиц-опрос. Что значит блиц? Это значит, быстро задаются вопросы и так же быстро вы должны на них ответить. Итак, начали!

1. Как назывались самые первые словари?

2. Сколько азбуковников сохранилось до наших дней?

3. Как назывались печатные словари на Руси?

4. Назовите одну из главных задач Российской Академии?

5. Сколько лет трудился В.И.Даль над созданием “Толкового словаря живого великого русского языка?

6. Кто предложил систематизировать энциклопедии?

7. Что сказал немецкий поэт Волтер Фон дер Фогельвейде об энциклопедии?

8. На какие виды делятся энциклопедии?

Молодцы, ребята! Наш урок подходит к концу, мы расстаемся. Знакомство с разными видами справочной литературы мы продолжим после каникул. Однако перед тем как разъехаться, соберем чемодан. Мы с вами работали вместе, поэтому и чемодан у нас будет общий. В чемоданчик мы положим ответы на вопросы:

1. Что вы сегодня узнали нового для себя?

2. Что у вас получилось лучше всего?

3. Что не получилось? Слайд20

А в заключении предлагаю вам послушать стихотворение, которое нам прочтёт.... Слайд 21

В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке – словно дом.
Обложку-дверь откроешь второпях –
И ты уже вошёл, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд.
А весь мой шкаф – чудесный Книгоград.
Когда ты будешь в этот город вхож –
Из Прошлого в Грядущее пройдёшь...

Заглянешь в страны и во времена:
Любая книга – время и страна...
Здесь, в комнате моей, из года в год,
Всё человечество в ладу живёт.

Библиотекарь:  Слайд 22. Надеюсь, ребята, у каждого из вас дома есть такой шкаф или книжная полочка. А если нет – не беда. К вашим услугам – наша школьная библиотека. И хочу закончить наш урок словами Константина Георгиевича Паустовского: “Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги”.

Схема урока. Приложение 4.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Антипова В.Б. Нетрадиционные модели проведения библиотечных уроков// Школьная библиотека. 2006. №4. С.32.

2. Бернаскони Е. Интеллектуальный символ отечества // Эхо планеты. 2003. №11. С52-53.

3. Богатырев В. По всему кругу//А почему?. 1997. №5. С.24-25.

4. Библиотечные уроки: обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. М.: Панорама, 2006. с.113

5. Вершинский А.С. ней так просто держать совет//Техника молодежи. 2002. №11. С.52-53.

6. Кинг Э. Как пользоваться библиотекой. Челябинск: LTD?1997.-156.

7. Твои могучие союзники // Горбачевский Б.С. Нить Ариады. М.: Детская литература,1971. с.39-57.

8. Черткова Л.И. Интеллектуальный символ России // Школьная библиотека. 2006. №4.