Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе по теме "Краски природы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели и задачи:

  • Расширять представления детей о растениях, и значении растений в жизни человека; о природных красителях.
  • Расширять у детей словарный запас: "хлопок", "красители".
  • Учить детей опытным путем получать краски и окрашивать белую ткань.
  • Воспитывать у детей бережное отношение ко всему, что их окружает, эстетическое отношение к природе и к своей деятельности.

Материалы к занятию: Бутылка с письмом, аудиозапись "шум моря", ширма, кукла-перчатка "мальчик в одежде из листьев", ветка хлопка, вата, сундук: х/б белые лоскутки ткани, лупы, емкости с натуральными красителями, терка, марля, прищепки, фартуки, влажные салфетки, перчатки, доски (для пластилина), блюдца; овощи: свекла, морковь, лук.

Ход занятия.

Воспитатель: Представьте себе, что вы на берегу моря. Расположитесь по удобнее, закройте глаза, послушайте, как шумит море, плещутся волны, дует теплый ветер: (прослушивание аудиозаписи).

А теперь откройте глаза и осмотритесь (находят бутылку).

Какая-то бутылка. Как вы думаете, откуда она взялась? (ответы детей).

Верно, море выбросило на берег, а в ней что-то есть (достают письмо).

"S.O.S. Помогите, я на необитаемом острове, замерзаю.

Вот вам мои координаты: 80° ю.ш. и 20° в.д. Флинт."

В письме написано S.O.S. - что это значит? (ответы детей).

Верно, кому-то нужна помощь.

Что будем делать? (нужно помочь)

Что ж оправимся на помощь, на необитаемый остров.

На чем поплывем? Сядем в "лодку" и поплывем (имитация лодочной гребли).

Вот мы и на острове, а вот, наверное, и наш маленький человечек Флинт.

Флинт (из-за ширмы): - Здравствуйте, как я рад вас видеть!

Воспитатель: - Это у тебя случилась беда?

Флинт: - Я уже давно живу на этом острове. Он такой удивительный этот остров, здесь растут и овощи, и фрукты, но я не придумал из чего мне сделать одежду. Моя одежда из листьев плохо греет и она не такая яркая как у вас.

Воспитатель: - Мы подумаем, как можно тебе помочь, а ты пока погрейся на солнышке.

Воспитатель: Приплывши на остров, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье - далеко друг от друга не ходить, и в рот ничего не брать. Как же помочь Флинту?

Смотрите, ребята, я нашла интересное растение. Кто из вас знает, как оно называется? (ответы детей).

Это хлопок - растение, которое нас одевает. Как оно может нас одеть? Это растение растет в теплых странах. Растет кустиком, на веточках растут коробочки, внутри которых есть семена, покрытые мелким, белым пушком, пушок растет из коробочки. Этот пух и используют для изготовления материи. Когда хлопок созревает, его собирают, и отвозят на перерабатывающие заводы. Затем, из него изготавливают ткань.

Воспитатель: Что это? Сундук! Посмотрим, что там? (достаем кусочки материи - белые лоскутки х/б ткани). Вот такую ткань изготавливают из хлопка, она называется хлопчатобумажная ткань.

Здесь есть еще какие-то стеклышки. Как они называются? (увеличительные стекла или лупа).

Давайте рассмотрим ткань с помощью луп. Что вы видите? (переплетения ниток: продольные и поперечные).

Сравните с ватой: вата мягкая, а нитки из хлопка толстые. Это натуральная ткань, она изготовлена из растений. То, что на вас одето, все сшито из ткани, попробуйте найти одежду из хлопка (дети исследуют одежду, надетую на них, сравнивая с образцом).

Воспитатель: Вы устали? А давайте немного отдохнем и потанцуем (под песню "Чунга-чанга" дети выполняют движения).

Ребята, почему ваша одежда такая яркая? А наша ткань белая! (предположения детей).

Чем ее можно покрасить?

Современные краски изготавливают из нефти и минералов (показывает бутылочки с краской)

А давным-давно, люди стали окрашивать ткани, пользуясь растительными красками. По пути на поляну мы видели овощи, вернитесь, пожалуйста, и соберите их.

Ребята, из этих овощей можно приготовить краски.

Из какого овоща получилась темно-красная краска? (из свеклы)

А как? Ведь свекла твердая, а краска - жидкая. С помощью терки. Что можно сделать со свеклой с помощью терки? Можно натереть, а затем взять марлю и выжать сок (демонстрируют 2-е детей).

А теперь догадайтесь, как получилась оранжевая краска? (ответы детей). Из моркови. А как? (ответы детей).

А коричневую? (ответы детей). Для того чтобы сделать краску из лука, снимают с луковицы шелуху, кипятят ее, процеживают.

А теперь и вы можете, как люди в древние времена окрасить ткань в разные цвета. Вместе со мной берем лоскут белой ткани прищепками и опускаем в черепок с растительной краской, даем стечь, и кладем на доску для высыхания (дети окрашивают ткань).

Вот мы и помогли нашему другу (появляется Флинт).

Воспитатель: - Мы оставляем тебе разноцветные кусочки ткани, теперь ты сможешь сшить себе одежду.

Флинт: - Я благодарен вам. Спасибо. До свидания!

Воспитатель: Ну а нам, ребята, домой пора, поплыли обратно

Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что интересного, нового вы узнали? (ответы детей).

Воспитатель: теперь мы знаем, что растения дают нам не только пищу, а еще и краску. Ребята, а для вас у меня есть домашнее задание: какими еще растениями (овощами, или фруктами) можно покрасить ткань.