Анализ научного текста

Разделы: Русский язык


Формирование универсальных учебных действий на уроке

Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникатив ные УУД
Нравственно-этическое оценивание поступка литературного героя Создание плана чтения научно-учебного текста Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Работа в парах (обсуждение плана чтения научно-учебного текста; пересказ текста)
Рефлексия учебной деятельности Самопроверка по эталону и коррекция Коллективное чтение текста по составленному плану Слушание художественного текста

Коллективное обсуждение прочитанного текста

  Оценка качества и уровня усвоения учебного материала Составление вопросного плана текста  
    Поиск и выделение главной и второстепенной информации  
    Сравнение текстов научного и художественного стилей  

Задачи урока

  • обучение чтению научно-учебного текста
  • развитие языковых и речевых умений
  • формирование навыков самостоятельной работы

Материалы к уроку

  • презентация
  • план чтения научно-учебного текста
  • тексты для изучающего чтения

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте слово (“текст”)

- Какие возникают у вас слова-ассоциации с этим словом?

- Как вы думаете, почему я вас об этом спросила?

2. Актуализация знаний

- Что такое текст?

(Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Текст имеет тему и основную мысль.)

- Какие вы знаете типы текстов? (повествование, описание, рассуждение)

- Какие вы знаете стили текста ? (художественный, научный, разговорный)

- У вас на карточках имеется 2 текста. Прочитайте только заголовки. Как вы думаете, что общего у этих текстов? (стиль)

3. Определение темы урока. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Задание, направленное на развитие познавательного УУД: определение темы и цели урока.

- Попробуйте определить тему нашего урока.

- А какова будет цель нашего урока? Чему мы будем учиться?

Организация учебной деятельности с целью получения новых знаний и умений

Задание, направленное на развитие регулятивного УУД: создание плана чтения учебно-научного текста-текста изучающим чтением.

А) –Подумайте, с какой целью можно читать научно-учебный текст. Подчеркните те, формулировки, с которыми вы согласны.

...чтобы понять

...чтобы запомнить

...чтобы подготовить пересказ

...чтобы научиться чему-то

...чтобы узнать новое

...чтобы развлечься, отдохнуть

...потому что интересно

...чтобы получить удовольствие от чтения

...чтобы найти материал для сообщения, доклада

Задание, направленное на развитие регулятивного УУД: самопроверка по эталону и коррекция.

Б) – Вы уже знаете, что понимание текста начинается ещё до чтения. Прочитайте ещё раз заглавия текстов. Определите, из каких учебников они взяты. Предположите содержание текста по заглавию.

Задание, направленное на развитие коммуникативного УУД: обсуждение плана чтения научно-учебного текста (работа в парах).

В) – Сейчас я предлагаю вам попробовать, работая в парах, создать план чтения научно-учебного текста.

- Чтобы создать план, вы можете воспользоваться небольшой подсказкой-заготовкой.

План чтения научно-учебного текста

1) До начала чтения:

  •  
  •  
  •  

2) Во время чтения:

  •  
  •  
  •  

3) После чтения:

  •  
  •  
  •  

Г) Проверка. Обобщение. Создание единого плана

План чтения научно-учебного текста

1) До начала чтения:

  • Определи для себя цель чтения.
  • Прочитай заглавие, постарайся предположить тему и содержание текста.
  • Определи количество частей по количеству абзацев.

2) Во время чтения:

  • Задавай вопросы автору и ищи ответы на них в тексте.
  • Обращай внимание на слова, выделенные шрифтом.
  • Определи главную и второстепенную информацию.
  • Определи, на какой вопрос отвечает каждый абзац; запиши эти вопросы.

3) После чтения:

  • Ответь на вопросы, которые ты поставил к каждому абзацу.
  • Отметь то новое, что ты узнал из этого текста.
  • Расскажи содержание текста по плану, выделяя главное.
  • Определи, достигнута ли цель чтения.

Задание, направленное на развитие познавательного УУД: коллективное чтение текста из учебника математики по составленному плану. Работа с текстом до чтения и во время чтения. Постановка вопросов автору. Поиск и выделение главной и второстепенной информации.

Приложение 1.

Задание, направленное на развитие познавательного УУД: самостоятельное составление вопросного плана текста.

Задание, направленное на развитие познавательного УУД: самопроверка по эталону. Оценка качества и уровня усвоения учебного материала.

Примерный план текста

“Высказывания”

  1. Что называют в математике высказываниями или утверждениями?
  2. Какими бывают высказывания?
  3. Что такое тема и рема?
  4. Какие предложения не являются утверждениями?
  5. Почему иногда необходимо доказывать или опровергать истинность утверждения?
  6. Почему не всегда легко доказать или опровергнуть утверждение?

- Оцените свою работу.

- Ко всем ли абзацам вы смогли поставить вопрос?

- Соответствуют ли ваши вопросы главной информации абзацев?

Задание, направленное на развитие коммуникативного УУД: работа с текстом после чтения (по плану). Пересказ текста по плану (работа в парах).

Задание, направленное на развитие коммуникативного УУД: слушание художественного текста. Коллективное обсуждение прочитанного текста.

Приложение 2.

- Я сейчас прочитаю вам притчу, которая называется “Истинное величие”.

- Можете ли вы предположить, какого стиля будет этот текст?

- Как догадались?

- Что такое притча? (Притча – малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное поучение или премудрость)

- Как понимаете название текста? Что значит величие? (Величие – наличие в ком(чём)-нибудь выдающихся свойств, внушающих преклонение, уважение.)

- Предположите, о чём может быть эта притча.

- А теперь послушайте притчу. (Чтение притчи без последнего предложения.)

Задание, направленное на развитие личностного УУД: нравственно-этическое оценивание литературного героя.

- Как вы думаете, что сказал мальчик? (После высказываний учащихся чтение последнего предложения.)

- Как характеризуют героя его слова и поступок?

- Почему притча называется “Истинное величие”?

Задание, направленное на развитие познавательного УУД: сравнение текстов научного и художественного стилей.

- Как вы думаете, будем ли мы читать эту притчу по плану, который составили для чтения научного текста?

- Почему?

- Какова цель научного текста? (Сообщение чего-нибудь)

- Какова цель художественного текста? (Воздействие на мысли и чувства читателя)

5. Рефлексия учебной деятельности

Задание, направленное на развитие личностного УУД: рефлексия.

- Какова была цель нашего урока?

- Достигли ли мы этой цели?

- Нужно ли уметь читать изучающим чтением?

- Пригодиться ли вам план чтения научно-учебного текста, который мы составили? Когда?

- Попробуйте оценить свою деятельность на уроке:

  • Что показалось трудным для вас при чтении научно-учебного текста?
  • Что выполняли легко?
  • Чему ещё стоит поучиться?
  • Что бы вам хотелось изменить в уроке (добавить в урок)?

6. Домашнее задание - самостоятельное изучающее чтение текста из учебника природоведения.