Урок по теме "Делимость чисел". Игра-соревнование "Математическое ралли". 5-й класс

Разделы: Математика


№ урока в теме: урок №15 в теме “Делимость чисел”.

Дата проведения: 25.12.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщение и закрепление знаний по теме "Делимость чисел", подготовка к контрольной работе.

Задачи урока.

Образовательные: закрепить теоретические знания по теме "Делимость чисел", обобщить способы решения задач на применение НОД и НОК, отрабатывать умение решать задачи по данной теме.

Развивающие: развивать мышление и грамотную математическую речь, внимание и память.

Воспитательные: расширять кругозор, содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, умению общаться, работать в паре

Планируемый результат: отработать умения решать задачи по данной теме

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, обобщение

Форма проведения урока: игра-соревнование "Математическое ралли"

Оборудование: Г.В. Дорофеев и др., Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгина. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2008, карточки с вопросами по теории, маршрутные листы, контрольные карты

Девиз урока: Учиться надо весело! (А. Франс)

Ход урока

№ п/п

Этап урока

Методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент Диалог учителя с классом Приветствует класс, проверяет готовность к уроку. Включаются в работу
2. Актуализация знаний Фронтальная работа Сегодняшний урок мы проведем в форме игры-соревнования. Как называется игра, вы узнаете, когда расшифруете буквенный диктант:

... – отрезок, соединяющий центр окружности с любой его точкой (радиус);
... – фрукт, похожий на шишку (ананас);
... – имеет начало, но не имеет конца (луч);
... – низко летает перед дождем (ласточка);
... – конфета, прилипающая к зубам (ириска).

Наше соревнование – ралли. Это английское слово в переводе означает "сбор", "слет".

Ралли – слово многозначное, но одно из его самых известных значений – соревнование экипажей по автомобильному спорту на точность соблюдения заданного графика движения по определенному дорожному маршруту. В составе экипажа – пилот и штурман (экипаж образуют учащиеся, сидящие за одной партой, необходимо определить, кто пилот, а кто штурман). Перед началом соревнований экипажи проходят административную проверку на наличие набора необходимых документов, соответствующих требованиям ралли. Такую проверку вы проходите в начале каждого урока (наличие школьных принадлежностей, готовность к уроку).

Предлагают варианты ответов (ралли)
3. Повторение и систематизация знаний Фронтальная работа Следующий этап – техническая инспекция – проверка экипажей на соответствие определенным стандартам.

Наше ралли математическое, поэтому "Технической инспекцией" являются теоретические вопросы по теме "Делимость чисел" (вопросы были сообщены заранее).

Вопросы (Приложение 1).

  1. Какие числа называют делителями данного числа?
  2. Какие числа называют кратными данному числу?
  3. Что такое НОД?
  4. Что такое НОК?
  5. Какие числа называют простыми?
  6. Какие числа называют составными?
  7. Почему 1 не является ни простым, ни составным числом?
  8. Сформулируйте признак делимости на 10.
  9. Сформулируйте признак делимости на 5.
  10. Сформулируйте признак делимости на 2.
  11. Сформулируйте признак делимости на 3.
  12. Сформулируйте признак делимости на 9.
  13. Сформулируйте свойство делимости суммы.
  14. Сформулируйте свойство делимости произведения.
  15. Что можно сказать о дух числах, если их сумма четное число?
  16. Что можно сказать о двух числах, если их произведение четное число?
  17. Что можно сказать о двух числах, если их сумма и произведение четное число?
  18. Что можно сказать о двух числах, если их сумма нечетное число?
Отвечают на вопросы теоретической части, за верный ответ экипаж получает балл
4. Закрепление знаний и способов действия Фронтальная работа

Самостоятельная работа в парах, репродуктивный метод

Экипажи, прошедшие техническую инспекцию, собираются у первого пункта контроля.

Посмотрите на задание, записанное на доске.

Составьте слово из соответствующих истинным высказываниям букв:

У 553 делится на 3;
С 3 является делителем числа 1275;
И 3421 кратно 9;
Т 6520 кратно 5 и 10;
А 63+81 делится на 3;
К 2727 делится на 3, но не делится на 9;
Р 15*7*4 делится на 5;
Т 1000делится на 25.

Экипажи на старте. Прошу штурманов приготовить "Маршрутные листы" и "Контрольные карты"(Приложение 2; Приложение 3). Необходимо выполнить задания, придерживаясь заданного порядка. После выполнения очередного задания штурман подходит к учителю для получения отметки в контрольной карте. Если задание не выполнено или выполнено с ошибкой, экипаж получает штрафной балл.

Делители и кратные.

  1. Какие из чисел 2,6,12,15,24 являются делителями числа 84?
  2. Выпишите все делители числа 40.
  3. Запишите, начиная с наименьшего, 4 числа, кратных 14.

НОД и НОК

  1. Найдите НОД (24;18).
  2. Найдите НОК (24;16).

Простые и составные числа .

  1. Выпишите простые числа: 11,26,27,29,31,39,43,51,59,67.
  2. Разложите на простые множители число 660.

Признаки делимости.

Выпишите из ряда чисел 120,142,170,189,272,312,405,512 делящиеся на

  1. На 10:
  2. На 5:
  3. На 2:
  4. На 9:
  5. На 3:

Деление с остатком.

  1. Найдите частное и остаток от деления 80 на 7.
  2. В классе 28 учеников. Они построились в шеренги по 6 человек. Сколько получилось полных шеренг?

Делимость суммы и произведения.

Докажите или опровергните утверждения:

  1. 24*17*35 не делится на 6;
  2. 36+72 делится на 36;
  3. 400-16 не делится на 16.

Гонка за лидером.

(дополнительные задания для более сильных учащихся).

Исключи лишнее и объясни, почему:

  1. 2,3,5,7,11,12,13,17;
  2. 16,18,26,31,32,44;
  3. 5,7,10,15,20.

Придумай трехзначное число, которое

  1. делится на 3 и 5, но не делится на 10;
  2. на 2 и 3, но не делится на 5.
Выполняют задание, составляют слово "старт"

Работают в парах

5. Подведение итогов игры   Экипажи прибыли к месту финиша нашего математического ралли, сдали маршрутные листы (учитель оглашает рейтинговую таблицу, подводит итоги игры, объявляет победителей). Штурманы сдают маршрутные листы
6. Информация о домашнем задании Комментарий Подготовиться к контрольной работе, задания 1-12 на стр.132 Записывают домашнее задание
7. Подведение итогов урока, рефлексия Беседа Предлагает дополнить предложения:
  1. Я знаю, что...
  2. Я могу...

Благодарит за урок

Определяют уровень достижений своих результатов

5.02.2013

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306