Программа по математике для коррекционной школы VIII-го вида. 7–8-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика


Пояснительная записка

Математика в коррекционной школе является одним из основных учебных предметов.

Овладение учащимися с нарушением интеллекта этим предметом по единой программе, учитывающий дифференцированный подход к различным группам детей, представляет собой одну из главных задач обучения математике.

В процессе обучения математике школьников, обладающих различными способностями к усвоению математических знаний, необходимо не только обеспечить знание ими предмета, но и подготовить к овладению профессиональными знаниями и умениями, научить использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи преподавания математики в коррекционной школе состоят в том, чтобы:

  • дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
  • использовать процесс обучения математики для повышения уровня общего развития учащихся коррекционной школы и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Обучение математике должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.

В рабочей программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям. Она определяет оптимальный объем знаний и умений по данному предмету, который доступен большинству школьников.

Некоторые учащиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний. Однако они должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом. Для самостоятельного выполнения таким учащимся следует давать посильные для них задания.

Учитывая особенности этой группы школьников, данная программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы обеспечить усвоение основного программного материала. Указания относительно упрощения даны в разделе «Основные требования к знаниям и умениям учащихся».

Как показывает опыт работы тема «Обыкновенные дроби с разными знаменателями и действия с ними» очень сложна для восприятия и усвоения учащимися с нарушением интеллекта. Поэтому считаю целесообразным перенести их изучение из программы 7 класса в 8класс. Такой перенос также обусловлен сложностью тем «Умножение и деление многозначных чисел на двузначное число», которые предусмотрены содержанием программного материала 7класса.

Обучение математике осуществляется по следующим учебным пособиям:

  • Алышева Т.В. «Математика 7класс», Алышева Т.В. «Рабочая тетрадь по математике 7 класс»;
  • Экк В.В. «Математика 8класс», Алышева Т.В. «Рабочая тетрадь по математике 8 класс»;
  • Перова М.Н. «Математика 9 класс», Перова М.Н., Яковлева И.М. «Рабочая тетрадь по математике 9 класс».
  • Рабочая программа составлена на основе Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Авторы: Воронкова В.В., Перова М.Н., Экк В.В., Лифанова Т.М., Бородина О.И., Мозговой В.М., Кузнецов Б.В., Романина В.И., Павлова Н.П., Евтушенко Е.В., Грошенков И.А., допущенной Министерством образования Российской Федерации.

Тематическое планирование, изучаемого материала, вынесено в Приложение.

Оценка комбинированных работ:

Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.

Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.

Оценка «3» ставится, если в работе решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая других часть заданий.

Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий.

Оценка работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:

Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.

Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.

Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.

Оценка «2» ставится, если допущены 3-4 грубые ошибки и ряд негрубых.

Оценка работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием:

Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.

Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, а построение выполнено недостаточно точно.

Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; если построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежа на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.

Оценка «2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена последовательность построения геометрических фигур.

При оценке письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнять измерение и построение геометрических фигур.

Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.

Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов, результатов действий, величин и др.).

7 КЛАСС

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • числовой ряд в пределах 1 000 000;
  • алгоритм арифметических действий с многозначными числами; числами, полученными при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы;
  • элементы десятичной дроби;
  • симметричные предметы, геометрические фигуры;
  • виды четырехугольников: произвольный, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, свойства сторон, углов, приемы построения;

Учащиеся должны уметь:

  • умножать и делить числа в пределах 1 000 000 на двузначное число;
  • складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями и десятичные дроби с разными знаменателями;
  • выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени;
  • решать простые задачи на нахождение продолжительности события, его начала и конца;
  • решать составные задачи в два-три арифметических действия;
  • вычислять периметр многоугольника;
  • находить ось симметрии симметричного плоского предмета, строить симметричные фигуры.

ПРИМЕЧАНИЯ.

Эти знания и умения должны быть усвоены учащимися I группы,II группы.

Учащимся III группы не обязательно:

  • складывать и вычитать десятичные дроби с разными знаменателями;
  • производить вычисления с числами до 1 000 000;
  • умножать и делить многозначные числа на двузначное число;
  • выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени;
  • решать составные задачи в два-три арифметических действия;
  • строить параллелограмм, ромб.

8 КЛАСС

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • величину 1°;
  • размеры прямого, острого, тупого, развернутого, полного, смежных углов, суммы углов треугольника;
  • единицы измерения площади;

Учащиеся должны уметь:

  • присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные числовые группы в пределах 1 000 000;
  • выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей;
  • находить среднее арифметическое нескольких чисел;
  • решать арифметические задачи на пропорциональное деление;
  • строить и измерять углы с помощью транспортира;
  • строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов;
  • вычислять площадь прямоугольника (квадрата);
  • строить точки, отрезки симметричные данным относительно оси, центра симметрии.

ПРИМЕЧАНИЯ.

Эти знания и умения должны быть усвоены учащимися I группы,II группы. Учащимся III группы не обязательно:

  • складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями;
  • производить вычисления с числами до 1 000 000;
  • умножать и делить многозначные числа на двузначное число;
  • решать арифметические задачи на пропорциональное деление;

Учащимся с нарушение пространственного восприятия достаточно выполнять простые геометрические построения.

9 КЛАСС

Основные требования к знаниям и умениям учащихся, оканчивающих школу

Учащиеся должны знать:

  • таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через разряд;
  • табличные случаи умножения и полученные из них случаи деления;
  • названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
  • натуральный ряд чисел от единице до 1 000 000;
  • геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников ( треугольника, прямоугольника, параллелограмма), прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, цилиндра, конуса, шара.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять арифметические действия с числами в пределах 100, легкие случаи в пределах 1 000 000;
  • выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;
  • складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное и двузначное число, числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными десятичных дробях;
  • находить дробь, проценты от числа, число по его дроби;
  • решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в 2,3 арифметических действия;
  • вычислять объем прямоугольного параллелепипеда;
  • различать геометрические фигуры и тела;
  • строить с помощью линейки, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники в разных положениях на плоскости, в том числе симметричные относительно оси и центра симметрии, развертки куба и прямоугольного параллелепипеда. ПРИМЕЧАНИЯ.

Эти знания и умения должны быть усвоены учащимися I группы,II группы. Учащимся III группы достаточно:

  • знать величины, единицы измерения стоимости длины, массы, площади, объема, соотношения единиц измерения стоимости, длины, массы;
  • читать, записывать под диктовку дроби обыкновенные, десятичные;
  • уметь считать, выполнять письменные арифметические действия (умножение и деление на однозначное число, круглые десятки) в пределах 10 000;
  • решать простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка, увеличения или уменьшения числа на несколько единиц или в несколько раз; находить 1 % числа; на соотношение: стоимость, цена, количество, расстояние скорость, время;
  • уметь вычислять площадь прямоугольника по данной длине сторон; объем прямоугольного параллелепипеда по данной длине ребер;
  • уметь чертить линии, углы, окружности, треугольники, прямоугольники с помощью линейки, циркуля и транспортира;
  • различать геометрические фигуры и тела.

Учащимся с нарушение пространственного восприятия достаточно выполнять простые геометрические построения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алышева Т.В. «Математика 7класс», Алышева Т.В. «Рабочая тетрадь по математике 7 класс».
  2. Гончарова Т.Д. Обучение на основе технологии «полного усвоения» - М.: Дрофа, 2004.
  3. Залялетдинова Ф.Р. «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5 -9 классы»- М.: ВАКО, 2007.
  4. Перова М.Н., Капустина Г.М. «Математика 5 класс».
  5. Перова М.Н., Капустина Г.М. «Математика 6 класс».
  6. Перова М.Н. «Математика 9 класс», Перова М.Н., Яковлева И.М. «Рабочая тетрадь по математике 9 класс».
  7. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Авторы: Воронкова В.В., Перова М.Н., Экк В.В., Лифанова Т.М., Бородина О.И., Мозговой В.М., Кузнецов Б.В., Романина В.И., Павлова Н.П., Евтушенко Е.В., Грошенков И.А. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000.
  8. Перова М.Н. «Методика преподавания математики во вспомогательной школе», М. «Просвещение», 1978.
  9. Степурина С.Е. «Тематический и итоговый контроль 5-6 классы, внеклассные мероприятия» - Волгоград: Учитель, 2007.
  10. Степурина С.Е. «Тематический и итоговый контроль 7-8 классы» - Волгоград: Учитель, 2008.
  11. Целоусова Т.Ю. Математика 3класс: Поурочные разработки к учебнику М.И. Моро, М.А. Бантовой и др. – М.: Вако, 2004.
  12. Экк В.В. «Математика 8класс», Алышева Т.В. «Рабочая тетрадь по математике 8 класс».