"Русь – европейская держава". 10-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Учебные цели: систематизировать материал по истории Древней Руси и определить ее место и роль в средневековой Европе.

Развивающие цели: развивать самостоятельность мышления и совершенствовать учебно-интеллектуальные компетентности обучающихся:

- обобщать и систематизировать исторический материал;

- давать оценку историческим фактам, событиям и роли личности в истории;

- доказывать и опровергать;

- устанавливать синхронологические временные связи; переносить ранее полученные знания в новую ситуацию; логически осмысливать и излагать информацию.

Воспитательные цели:

- воспитывать у обучающихся чувство любви и гордости за героическое прошлое своей страны;

- стимулировать личностный интерес к предмету;

- воспитывать культуру коллективного общения, ответственность за полученные знания.

Тип урока: урок повторения и систематизации знаний.

Материальное обеспечение урока:

- аудиовизуальная информация в виде презентации (слайды, видеофрагмент);

- интерактивная доска;

- ноутбуки;

- учебники.

Проблемы, выносимые для обсуждения.

1. Происхождение славян.

2. Возникновение государства у восточных славян.

3. Вклад русских князей в укрепление государства и международного авторитета Руси.

Ход урока

1. Актуализация знаний

Слово преподавателя

2012 г. – год российской истории. Это связано с несколькими историческими датами и, прежде всего, 1150-летием российской государственности.

- Как называется государство, в котором мы живем?

- Как называлось древнерусское государство?

Давайте мысленно заглянем вглубь веков и перенесемся в Древнюю Русь вместе с художником Борисом Ольшанским и поэтом Александром Блоком (слайд-шоу).

Русь опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,
Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.
Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины.

Из разрозненных исторических сведений и документов встает перед нами Древняя Русь. Сегодня на уроке мы вспомним наших предков и дела их славные.

Тема урока: “Русь - европейская держава”.

- Попробуем разобраться с формулировкой темы. Итак, что нам известно?

(Работа с таблицей ЗХУ)

- Что такое Русь?

- Что значит европейская?

Понятия “Европа”, “европейская цивилизация” в современном понимании появились в эпоху Средневековья.

- Установите хронологические рамки Средних веков.

- Какие молодые цивилизации появились в Средние века? (Западноевропейская, византийская, исламская, русская)

- Назовите хронологические рамки существования Киевской Руси.

- Что такое держава?

2. Мотивация и целеполагание

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Что мы сегодня должны выяснить?

Чтобы правильно оценить уровень и темп нашей жизни в определенный исторический момент, надо их сопоставить с одновременным состоянием западноевропейской истории. Так считал известный историк В.О. Ключевский. Но не будем забывать, что Россия и Европа жили и живут в разных условиях, обладают разной ментальностью и поэтому “худо мерить Европу на русский аршин, еще хуже мерить Россию на аршин Европы”. Так считал В.О. Ключевский. И все же попытаемся.

3. Обобщение и систематизация знаний

На урок выносим 3 проблемы для обсуждения, соответственно работают 3 группы.

1 проблема - происхождение (этногенезис) славян - одна из наиболее дискуссионных проблем исторической науки.

О результатах своей работы отчитывается 1 группа.

- Какие версии происхождения славян вам известны?

- Ваши личные суждения на эту тему.

Делаем вывод: славяне - это коренные жители Европы, часть индоевропейской общности, имеют единый этнический корень, но нельзя отрицать роли других народов в славянском этногенезе.

Таким образом, в результате ассимиляции культуры различных народов на значительной территории Восточной Европы сформировалось своеобразное общество - Древняя Русь.

(Рефлексия см. презентацию)

Следующий этап в развитии этого общества принято называть Киевской Русью.

2 проблема - происхождение государства у восточных славян.

Результаты своей деятельности представляет 2 группа.

- Вспомните из курса обществознания, что такое государство?

- Какие теории его происхождения вам известны?

- Сформулируйте теории возникновения государства у восточных славян и вашу точку зрения на этот процесс. (Презентация суворовцев).

Древнерусское государство, в которое входили восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) называлось Киевская Русь.

- А сейчас в какое государственное объединение они входят?

- Объясните название “Киевская Русь”.

- Назовите хронологические рамки существования Киевской Руси.

Государство не создается одномоментно, в конкретном году. И, разумеется, русская государственность существовала и до 862 г. Но именно эта условная дата считаются точкой отсчета российской государственности. Отсчитывать историю страны с прихода варягов начал полтора века назад Александр I – царь-реформатор, который хотел увязать российскую традицию с европейской.

- Какие государства из ранее изученных вами возникли в это же время в Западной Европе.

- Какой вывод можно сделать из этого?

Древняя Русь развивалась аналогично Западной Европе и подошла к образованию государства почти одновременно с другими государствами Западной Европы.

(Рефлексия см. презентацию)

3 проблема: Киевская Русь вышла на европейскую арену благодаря деятельности первых русских князей. Какой вклад в укрепление государства и международного авторитета Руси они внесли?

3 группа представляет свой кластер “Первые киевские князья” (работа с кластером).

- Кого считают первым общерусским князем и почему?

- Кто и с какой целью ходил в походы на Византию?

- Представьте себя в роли купца, который плывет “из варяг в греки”. Проплывете этот путь вместе с ним.

- Кто и когда подписал дипломатические договоры с Византией?

- Кто, когда принял христианство?

- Какое значение для Руси имело принятие христианства?

- Когда Русь достигает расцвета? Почему Ярослава называют Мудрым?

- Какой вывод о международном положении Руси можно сделать на основании тех династических браков, которые были заключены членами семьи Ярослава Мудрого с представителями монархических семейств других стран?

- Против каких кочевников Русь вела борьбу?

- Кто и зачем строил богатырские заставы? А как они называются сейчас? (Работа с репродукцией с картины В. Васнецова “Три богатыря)

- Кто и когда разгромил хазар, печенегов, половцев?

- Как и почему называют Святослава современные историки?

- В чем геополитический смысл его походов?

Все походы Святослава укладываются в несколько лет. Будто одним широким взмахом меча князь разрубил путы и дал государству мировую славу. Даже печенеги считали Святослава образцом воина и молились, чтобы их князья были похожи на него.

В борьбе против половцев успехи Владимира Мономаха гремели по всему миру. Не исключением стал и поход 1111 г. – “крестовый” поход в степь.

Посмотрите небольшой видеосюжет и ответьте на вопросы:

  1. Почему этот поход получил название крестового похода?
  2. В чем состоит его значение для Руси и Европы?

- Что было общего в политике киевских князей? Какой вклад в укрепление международного авторитета Руси они внесли?

Итак, подводим итоги и делаем вывод.

(Рефлексия)

О ком идет речь? Кто мог бы так сказать?

  1. “Я повесил щит свой на вратах Царьграда, показуя победу, и пошел от греков”. (Олег)
  2. “Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще”. (Игорь)
  3. “Любил он книги, читая их часто ночью и днем”. (Ярослав Мудрый)

Кому принадлежат слова?

“Это будет мать городам русским”. (Олегу)

“Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут”. (Святославу)

“Не хочу я лиха, но добрая хочу братии и Русской земле”. (Владимиру Мономаху)

Перед нами еще раз предстали первые русские князья - борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю Русскую.

4. Рефлексия.

- Почему же Киевская Русь - европейская держава? Что сближало её с Европой? Вернемся к нашей таблице (ЗХУ).

- Что мы сегодня узнали? Почему Русь – это Европейская держава? Каково место Киевской Руси в Европе?

Выводы:

Славяне - коренные жители Европы.

Государство Киевская Русь возникает почти одновременно с государствами Западной Европы.

Принятие христианства сблизило Русь с Европой.

Династические браки подтверждают высокий авторитет Киевской Руси в Европе.

О Руси IX — X веков уже знали в папском Риме, в Багдаде, в Германии и Италии, о нем упоминали корреспонденты, пишущие письма из Барселоны. Византия постоянно учитывала возросшую мощь Руси в своих внешнеполитических расчетах.

Народам Европы была хорошо известна Киевская Русь. О ней упоминается в древнефранцузском эпосе “Повесть о Роланде”, в древнегерманском эпосе “Песнь о Нибелунгах”.

Киевская Русь в XI веке - одно из сильнейших европейских государств, равноправный партнер в торговых, дипломатических, династических союзах. Мы можем гордиться нашими предками, а с первых киевских князей брать пример служения Отечеству. Ведь незря говорил В.О. Ключевский, что “История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого...”. 

5. Задание на самоподготовку:

- повторить уроки №1-8 и подготовиться к итоговому тестированию;

- подумать, могла ли Киевская Русь стать великой державой?

Подведение итогов:

“Что знаете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. За это отдают честь (уважают) и в других землях. А леность - мать всему дурному, ленивый, что и знает, то и забудет, а чего не знает, тому не учится; вы же поступайте хорошо, не ленитесь ни на что доброе” (Владимир Мономах).