Тема урока: "Информационные ресурсы". 11-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (181,8 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (442,4 кБ)


Раздел программы: Социальная информатика.

Тема занятия: Информационные ресурсы.

Цель урока: ознакомить учащихся:

  • с определением информационных ресурсов;
  • с понятием информационный продукт;
  • с понятием информационная услуга и их основными видами.

Задачи:

  • Формировать умения целенаправленно искать и работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера.
  • Развивать:
    • логическое мышление;
    • познавательный потенциал.
  • Воспитывать познавательный интерес к предмету посредством применения новейших информационных технологий обучения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, оборудованный локальной сетью с выходом в Интернет, мультимедийный проектор.

План урока:

  1. Организационный момент. 1 мин
  2. Актуализация знаний. 6 мин
  3. Объяснение материала. 20 мин
    1. Понятие информационного ресурса
    2. Знание как национальное достояние в развитии страны
    3. Классификация информационных ресурсов
    4. Информационные продукты и услуги
    5. Информационный рынок
    6. Информационный бизнес
  4. Закрепление полученных знаний 10 мин
  5. Текущая проверка знаний 5 мин
  6. Подведение итогов урока 2 мин
  7. Домашнее задание 1 мин

Структура и ход урока:

1.  Организационный момент

Приветствие учеников, проверка подготовки учащихся к уроку

2.  Актуализация знаний (сопровождается Презентацией  1)

Разгадай «информационный» кроссворд и  в выделенных клетках ты прочитаешь слово. (Слайд 1)
Загаданное слово ресурс. Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь. Любое государство, общество, фирма или частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. Тема нашего урока «Информационные ресурсы», запишите в тетрадях.

3.  Объяснение материала

Понятие информационного ресурса

На рисунке (Слайд 4) представлены  наиболее распространенные основные  виды ресурсов. Понятие  информационных  ресурсов  является  сравнительно новым. Оно недавно вошло в жизнь современного общества, и в последние годы стало употребляемо не только в научной литературе, но и в обществен­но-политической деятельности. В федеральном законе «Об информации, информа­тизации и защите информации», который был принят в России 25 января 1995 года, дано следующее определение понятия  информацион­ные ресурсы:
ИРО – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Запишите определение ИРО в тетрадь.
Этот закон является по существу первым базовым законом, который создает основу для формирования информационного законодательства – новой области права, которая должна регулировать отношения в информационной сфере общества, включая такие важные аспекты этих отношений, как право собственности, владения и распоряжения информационными ресурсами, а также право доступа к информации и ее распространения.
Между ИР и всяким иным существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а ИР остается «несжигаемым»; им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничения.
Информационные ресурсы представляют собой лишь одну из возможных форм представления знаний, хотя и весьма важную, но далеко не единственную. Можно определить информационные ресурсы следующим образом: «Информационный ресурс – это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и, может быть, недостаточно строгое определение  вполне приемлемо для дальнейшего рассмотрения проблем социальной информатики.  При этом  будем полагать, что информационные ресурсы общества представляют собой ту часть имеющихся в обществе знаний, которая уже отчуждена от своих создателей и материализована в виде документов, компьютерных баз данных и знаний, алгоритмов и программ автоматизированных устройств, а также произведений науки, литературы и искусства. Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.
Другими словами, в понятие «информационные ресурсы общества» в данном случае предлагается не включать ту часть общественных знаний, которая еще не отделена от их живых носителей – членов данного общества и характеризуется уровнем образования, воспитания и профессиональной квалификации людей.

Знание как национальное достояние в развитии страны

В статье 9 федерального закона России «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что отдельные объекты федеральных информационных ресурсов могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием. Эти ресурсы признаются общегосударственной значимостью аналогично тому, как наиболее важные исторические и культурные ценности относятся к историческому и культурному наследию страны и составляют часть ее национального богатства.
Классификация национальных информационных ресурсов: библиотечные, архивные, научно-техническая информация, правовая информация, отраслевая информация, финансовая и экономическая информация, информация о природных ресурсах и т.д.
Существуют еще несколько форм представления знаний в обществе, которые находятся вне рамок информационных ресурсов (в их понимании, приведенном в федеральном законе России). Прежде всего, это овеществленные знания, представленные в виде всех объектов техносферы, которая искусственно создана человеком в результате развития цивилизации. Эти знания могут быть сохранены и переданы последующим поколениям и без их документирования на бумажных или же электронных носителях (например, международные, национальные и региональные выставки достижений).
Другая форма представления знаний в обществе – это так называемые «живые знания», выражающиеся в знаниях, опыте и профессиональной квалификации людей. Специфика данной формы представления знаний заключается в том, что их носителями являются живые люди, а местом хранения – человеческая память. Для использования этих знаний и представления их в виде информационных ресурсов общества используются специальные методы, получившие в нашей стране название инженерии знаний, которая все более широко используется в экспертных системах и других системах искусственного интеллекта.
В работах по социальной информатике обращено внимание на проблему, связанную с «живым знанием», «утечки мозгов из России». По данным МВД России наиболее выездной возраст 31-45 лет. Как показывают социологические опросы, более 80% отечественных ученых хотели бы уехать за рубеж и уедут, как только представится возможность. «Внутренняя» утечка умов еще основательнее, так как очень много ученых покидает науку ради успеха в бизнесе или политике.
На сегодняшний день исключительно важно обеспечить сохранность и развитие в обществе «живых знаний», предотвратить «утечку мозгов» в другие, более развитые страны мирового сообщества, которая стала в последние годы настоящим бедствием для многих развивающихся стран, в том числе и для России.

Классификация информационных ресурсов

Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:

  •  тематика хранящейся в них информации – общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, экологическая и пр.;
  •  форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
  •  доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;
  •  принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной, архивной, научно-технической и т. п.;
  •  источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т. п.;
  •  назначение и характер использования информации – массовое, региональное, ведомственное и т. п.;
  • форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
  • вид носителя информации – бумажный, электронный.

Информационные продукты и услуги

Одно из важнейших свойств информационных ресурсов заключается в том, что они способны выступать в качестве товара, а также служить основой для создания информационных продуктов и оказания информационных услуг.

Информационный продукт – результат интеллектуальной деятельности людей, отражающий их представления о той или иной предметной области социальной активности общества.

Информационная услуга – предоставление в распоряжение пользователя необходимых ему информационных продуктов.

  • Поиск и подбор информации;
  • Консалтинг;
  • Обучение;
  • Телекоммуникации;
  • И пр.

Запишите определения Информационный продукт  и Информационная услуга в тетрадь.
Основные виды информационных продуктов. Схема, которая наиболее полно отражает многообразие информационных продуктов на рисунке (Слайд 14 Презентация1).

Информационный рынок

Развитие компьютерных информационных технологий способствует формированию рынка информационных ресурсов.
Товар – информационные продукты и услуги.
Как и на всяком рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть свои поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). В федеральном законе России «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ. Это положение является правовой основой для формирования и функционирования в нашей стране нового вида рыночных отношений – информационного рынка.
Структура информационного рынка на рисунке (Слайд 16 Презентация1).

Рынок информационных продуктов и услуг – система экономических, правовых и организационных отношений, которая обеспечивает торговлю информационными продуктами, а также предоставление на коммерческой основе информационных услуг пользователям.
Запишите определение Рынок информационных продуктов и услуг в тетрадь.

Поставщики – как правило, это производители информации или ее собственники

  • Центры, в которых создаются и хранятся базы данных;
  • Службы связи и телекоммуникации;
  • Бытовые службы;
  • Специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информацией (рекламные агентства);
  • Неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары и в качестве дополнительной услуги – информацию о них;
  • Консалтинговые фирмы;
  • Биржи;
  • Частные лица (программисты) и пр.

Пользователи  информации – организации или частные лица, которые обращаются к информационным системам или посредникам за получением необходимой им информации, информационных продуктов, средств информационной техники или же информационных технологий

Потребители информации – частные лица, предприятия, которые сегодня без информации остались бы столь же недееспособными, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т.д.

  • Частные лица;
  • Предприятия;
  • Органы власти;
  • Иностранные государства.

Несмотря на то, что в результате стремительного развития процесса
информатизации общества цены на информационном рынке быстро снижаются, информационный сектор экономики остается исключительно важной и выгодной сферой вложения капитала и трудовой занятости общества. Ведь информационные и коммуникационные услуги начинают сегодня доминировать в сфере услуг развитых стран, таких, как США, Япония, страны Западной Европы.

Информационный бизнес

Это сравнительно новая отрасль деловой активности общества. Но в связи с быстрым развитием процесса его информатизации он начинает занимать все большую долю в экономике наиболее развитых стран мира, а также во всей мировой экономике.
Высокие объемы производства информационной техники, а также ее все более широкое использование практически во всех сферах жизнедеятельности современного общества, активизация производства информационных продуктов и сферы информационных услуг привели к формированию нового направления деловой активности, которая получила название информационный бизнес.
Под информационным бизнесом понимается не только предпринимательство в информационной сфере, но и  оно охватывает торговлю и посредничество на информационном рынке, организацию производства, обслуживания, аренды, страхования, финансового и кадрового обеспечения средств информатизации общества.

4. Закрепление изученных знаний

Практическая работа за компьютерами (Слайд 20):

Составьте список адресов сайтов, посвященных общеобразовательным дисциплинам (используйте несколько поисковых серверов, результат оформите в документе Microsoft Word).

5. Текущая проверка знаний

Пройти тест на компьютере (Презентация 2)

6. Подведение итогов урока

Выставление оценок за практическую работу.

7. Домашнее задание

Информатика и ИКТ: Учебник. 11 класс. Базовый уровень / Под редакцией  проф. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2008. стр. 21-27.

Творческое домашнее задание:

Темы рефератов:

1. Проблема "утечки мозгов из России".
2. Государственная политика в области ИРО.

Литература:

  1. Информатика и ИКТ 11 (базовый уровень). / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
  2. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеренбург: Деловая книга, 2000
  3. Соколова И.В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи. М.: Владос, 2003
  4. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. 10 класс. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  5. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (от 25.01.95). http://www.qrz.ru/law/detail/114.
  6. Урсул А.Д. Информатизация общества: Введение в социальную информатику: Учебное пособие. – М.,1990.

9.03.2013