Оборудование ЦРИ на логопедических занятиях

Разделы: Логопедия


С каждым годом количество детей нуждающихся в логопедической помощи увеличивается. Нарушение фонетического слуха, недостаточность словарного запаса, грамматического строя речи, слабое развитие мелкой и артикуляционной моторики, а также нарушение звукопроизношения-вот основные проблемы с которыми встречается логопед .Задача логопедической службы в школе заинтересовать детей, создать атмосферу доброжелательности и творческой активности, чтобы в максимально короткие сроки устранить имеющиеся у детей проблемы. Этому способствует использование оборудование Лего, Спектра, Клара и Кларо. Данное оборудование разнообразит работу учителя-логопеда, вносит элемент творчества, детям это интересно. Они сразу же оживляются на занятии, работают активно, получают удовольствие от процесса обучения.

Всем известно – дети любят учиться. Но здесь часто опускается одно слово: дети любят учиться интересно. Детский интерес возникает через действие. «Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще, опыт собственных открытий одна из лучших школ характера». (Анатолий Шапиро)

Используя материалы «Спектра», планшет «Кларо», кирпичики «Лего» мы можем дать ученикам возможность наглядно, практически работать с предметами проиллюстрировать темы, которые раньше нельзя было проиллюстрировать, развивать детей так, как это требует современный этап обучения в школе.

«Палитра» даёт возможность работать в группах и индивидуально. Это неоценимо и в воспитательном аспекте, именно для первоклассников у которых закладываются основы коллективизма, товарищества.

Развитие фонетических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, слухового внимания и зрительного восприятия-вот те задачи, которые помогает решать пособие «Спектра» на логопедических занятиях.

Очень удобно использовать «Палитру» для отработки фонетического разбора слова, когда ребёнок соотносит слово со схемой.

В центральной части пособия размещены схемы фонетического разбора слов, по краям -слова, соответствующие данным схемам. Ученик должен положить кружочек нужного цвета и формы рядом со словом соответствующим фонетической схеме.

Аналогично использую «Палитру» для отработки разбора предложения по членам.

В центре пособия располагаются предложения, каждое из которых обозначено кружочком определённого цвета и формы. Ученик должен соотнести каждое из данных предложений со схемой, расположенной по краю пособия и положить соответственно кружочек того же цвета и формы.

Важной составляющей работы логопеда является развитие временных представлений. Запомнить названия месяцев и соотнести эти названия с порядковым номером каждого месяца поможет пособие «Палитра».

По центру пособия располагаются названия месяцев рядом с каждым из них кружочек определённого цвета и формы, по краю пособия порядковые номера, задача детей верно соотнести название месяца с его порядковым номером.

Планшет Кларо использую для расширения словарного запаса детей, формирования обобщающих понятий.

Дети называют 4-5 предметов, изображённых в одном ряду, а затем самостоятельно записывают обобщающее понятие соответствующее данной группе предметов.

Ещё использую планшет для формирования умения выделять предмет из ряда однородных предметов, учу анализировать, сравнивать и сопоставлять общие и различные черты , а затем по совокупности признаков выделять «лишний» , его название дети записывают.

Счётный квадрат и счётный материал к нему очень удобно использовать для формирования пространственных отношений и закрепления звуко-буквенных связей.

У каждого ребёнка на столе располагается счётный материал 12 синих кубиков (для выкладывания согласных) и 12 красных кубиков (для выкладывания гласных).

При выкладывании буквы С используем синие кубики. Задание даётся следующим образом:

1-й кубик положите на седьмой квадрат слева и третий сверху, 2-й кубик на 6-й квадрат слева и третий сверху и т. д.

Ведущей формой обучения шестилеток является игра и тут нам на помощь приходит ЛЕГО.

Закрепление звуко-буквенных связей, профилактика зеркального отображения букв на письме –вот те задачи, которые помогают решить кирпичики ЛЕГО. Детям очень нравится выкладывать буквы, задание они выполняют с удовольствием. Мы работаем с кирпичиками размера 1х2, согласные мы выкладываем из кубиков синего цвета, гласные из кубиков красного цвета. У каждого ребёнка на парте лежит по 20 кубиков. Вначале дети тренируются в выкладывании печатного варианта заглавной и строчной буквы (образец её вывешен на доске), а затем дети выкладывают прописные буквы заглавную и строчную.

Для фонетического разбора слов использую кубики ЛЕГО 2х2 красного, зелёного и синего цвета. У каждого ребёнка на парте лежит 5-6 кубиков каждого цвета. Логопед называет слово ученики выкладывают схему, после проверки схем дети возвращают кубики в исходное положение и приступают к выкладыванию следующей схемы.

Для деления слов на слоги использую кубики следующим образом.

У каждого ребёнка на парте по 10 кубиков 2х2 синего цвета. Учитель называет слово , ребёнок произносит его по слогам, соответственно выкладывает кубики (по 1 кубику на каждый слог). По окончании возвращает кубики в исходное положение и приступает к следующей схеме.

Аналогично отрабатывается деление предложения на слова.

На парте для каждого ребёнка приготовлено 10 синих кубиков размером 2х3 и 4-5 кубиков размером 2х2 (для обозначения конца предложения).

Логопед читает предложение, дети повторяют его, выкладывая по 1 кубику на каждое слово, в конце предложения кладётся кубик 2х2, обозначающий точку.