Опора тела и движения

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель урока: обобщить и систематизировать полученные знания об опорно-двигательной системе.

Задачи урока:

– сформировать у учащихся целостное представление о роли двигательной активности в сохранении здоровья, закрепить умения оказывать первую дорачебную помощь;
– развивать слуховое внимание и логическое соотнесение, оперативную память и связную речь;
– воспитывать коммуникативные навыки при работе в группах, прививать навыки здорового образа жизни, применять полученные знания на практике, расширять кругозор детей.

Оборудование: карточки с заданиями, таблицы “Скелет”, “Мышцы”, слайды, разрезные карточки с пословицами, маленькие зеркала, памятки (меры предупреждения искривления позвоночника), платок, указка, дощечка, эластичный бинт.

Предварительная подготовка

  1. Проконсультироваться у медицинских работников, какие упражнения необходимо выполнять, чтоб предупредить искривление позвоночника.
  2. Добыть информацию о значении кальция в организме человека и о продуктах питания содержащих кальций.
  3. Подготовить слайды (посадка детей за партой во время уроков).
  4. Узнать краткую информацию о русском враче Н.И. Пирогове.

Ход урока

I. Орг. момент.

– Здравствуйте. Урок начнем с “Минутки здоровья” (проводится пальчиковая гимнастика, длительность 1 мин.)

– А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости – 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мышц. Настроились на урок.

II. Введение в тему.

– Какую большую тему изучаем?

На доске записано высказывание Аристотеля:

“Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное бездействие”

– Сегодня мы задумаемся над словами великого греческого философа Аристотеля. И в конце урока либо согласимся с его мнением или опровергнем.

III. Сообщение темы и цели урока.

– На уроке вспомним все, что изучили по теме “Опора тела и движение”.

Постараемся применить полученные знания на практике. Работать будем по плану (записан на доске):

  1. Биологическая разминка
  2. “Удивительная мышца”
  3. Проверь себя “Первая помощь”
  4. Домашнее задание
  5. “Зарядка для ума”
  6. “Будь здоров!”

1. Биологическая разминка.

Задания написаны на разноцветных карточках. Учащийся вытягивает карточку из коробки, зачитывает и быстро отвечает. На доске таблицы “Скелет”, “Мышцы”. По ходу ответов, учащиеся используют таблицы.

Задания:

1) Что образует опорно-двигательную систему?
2) Какую функцию выполняет скелет и мышцы?
3) Какие отделы различают в скелете? Докажите.
4) Как соединяются кости друг с другом? Докажите.
5) Назовите виды мышц. Покажите на таблице.
6) Какую роль выполняют скелетные мышцы?
7) Какую роль выполняют гладкие мышцы?
8) Какие вещества придают кости твердость?
9) Какие вещества придают кости упругость?

Подводятся итоги.

2. “Удивительная мышца”.

– Мы кратко повторили, что изучили про скелет и мышцы.

– Подумайте и ответьте на вопрос “Какая мышца у человека самая подвижная?” Обсуждение данного вопроса в группах.

Заслушиваются ответы детей.

– А разобраться в этом вопросе нам поможет наш учитель логопед.

(Рассказ логопеда об особенности мышцы “Язык”) Приложение 1.

– Что бы убедиться в правильности этой информации, логопед проведет артикуляционную гимнастику для языка.

(Учащиеся, стоя с маленькими зеркалами, выполняют упражнения логопеда. Цель: наблюдение за подвижностью мышцы языка)

3. Проверь себя. “Первая помощь”

Работают в группах. Каждой группе даются вопросы на размышление. После обсуждения заслушиваются ответы.

1 группа

Замечено, что человек по-разному падает. Когда споткнется, то падает вперед, а когда поскользнется – назад. Почему так?

2 группа

Любой из вас, прежде чем встать, наклонится над столом вперед и только затем выпрямится и выйдет к доске. Может ли человек встать, не наклоняясь вперед? Почему?

Практическая работа

Работают в группах. Задания деффиренцированные. Карточки с заданиями располагаются в разных местах класса. Учащиеся работают не за партами. Приложение 2

1 группа

Задание: Определите вид травмы. Окажите из подручных средств первую медицинскую помощь пострадавшему.

2 группа

Задание: Окажите первую медицинскую помощь человеку, у которого сломана локтевая кость, используя данные средства (платок, бинт, дощечка) При проверке на таблице показать локтевую кость.

Индив. задание. Определите, в какой последовательности надо оказывать первую доврачебную помощь при вывихе сустава.

Проверка выполненных заданий.

– А знаете ли вы, кто первым ввел гипсовые повязки?

(Николай Иванович Пирогов) Он же первый начал применять эфир для наркоза.

Дополнительная информация.

Сообщение ученика о значении кальция в организме человека, о витаминных препаратах обогащенных кальцием, о продуктах питания содержащих кальций.

Вывод.

– Мы все примем к сведению.

Да, какими бы прочными наши кости небыли, но от травм, несчастных случаев никто не застрахован. Умейте правильно оказать первую медицинскую помощь.

4. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание дано было по группам. Каждая группа отчитывается о выполнении задания.

1 группа

Мы наблюдали на уроках, как ребята сидят за партой. (Показ слайдов: посадка детей на разных уроках.) Сделали вывод. У многих учащихся не правильная посадка и учителям приходится напоминать, чтобы они сели правильно. От не правильной посадки происходит искривление позвоночника. Поэтому мы еще раз хотим напомнить меры предупреждения искривления позвоночника. (Зачитывают памятку)

2 группа

Нам было дано задание “Спросить у медицинских работников, какие упражнения не обходимо выполнять, чтобы предупредить искривление позвоночника”. Сейчас мы вам покажем эти упражнения.

Проводится физминутка

(Физминутку проводит учащийся из второй группы)

5. “Зарядка для ума”

Учащиеся работают в парах.

Задание.

Из данных слов, собери пословицу о здоровье. Объясни ее значение.

(Слова записаны на цветных карточках)

Здоровому врач не надобен.
Чистота – половина здоровья.
Здоров будешь – все добудешь.
Здоровье дороже золота.

Проверка задания

Работа в тетрадях. Записывают пословицы в тетрадь.

6. “Будь здоров!”

– Как ваше здоровье?

– А на что жалуются ваши родители? Я имею ввиду здоровье. Почему?

– Я слушала по радио, что в 21 веке человек стал меньше двигаться, то есть мало проявляет двигательной активности. Почему?

– Объясните значение двигательной активности.

– Как мы с вами можем развивать мышцы, осанку в стенах нашей школы?

Физминутка

Я вам читаю утверждение. Если вы согласны, то потягивайтесь, если нет, то – встаете с места.

Учитель читает текст:

1) При растяжении связок надо сразу сделать массаж.
2) При вывихе надо постараться вправить кость на место.
3) Переломы бывают закрытые и открытые.
4) При шинировании достаточно зафиксировать один сустав.
5) При открытом переломе надо в первую очередь остановит кровотечение.

– Давайте вернемся к словам великого греческого философа Аристотеля и задумаемся. Согласны ли вы с его словами? Почему?

“Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное бездействие”

(Высказывание детей)

Вывод. Без труда слабеет тело и ум . Ошибаются те, кто думает чтобы быть здоровым, надо поменьше работать и побольше отдыхать. Движение – это жизнь.

Итог. Рефлексия. Приложение 3

Выставление оценок по ходу выполнения заданий и в конце урока самым активным и за оригинальные ответы.