Интегрированное занятие по развитию мышления и лексико-грамматических категорий по теме "Посуда"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Программные задачи:

1. Образовательные:

  • закрепить знания детей по теме “Посуда”: названия предметов посуды, деталей посуды, упражнять в группировке посуды по назначению;
  • совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги;
  • расширять активный словарь детей, словарь антонимов;
  • закреплять навыки словообразования, умение согласовывать числительные с существительными и прилагательными;
  • упражнять в практическом употреблении простых и сложных предлогов в речи.

2. Коррекцонно-развивающие:

  • развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, память;
  • развивать мыслительные операции, логическое мышление;
  • развивать мелкую моторику.

3. Воспитательные:

  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, способность к согласованному взаимодействию;
  • воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

Оборудование: картинки с изображением кота Леопольда, маски с изображением Белого и Серого мышонка, кассета с песнями из м/ф “Кот Леопольд”, картинки с изображением посуды, карточка с теневыми изображениями посуды, карточка с наложенными силуэтами посуды, 4 карточки с разрезными картинками, 2 картинки к заданию “Что изменилось?”, 3 обруча (красный, синий и желтый), картонные тарелки (большие и маленькие, круглые и квадратные, розовые, оранжевые, фиолетовые), карточки к заданию “Аналогии”, плоскостные изображения 4 кастрюль (3 большие разных цветов и 1 маленькая), карточка с изображением 4 разных чашек, карточки с изображением чашки без дна, чайника без носика, кастрюли без крышки, кружки без ручки, карандаши, мешочек, детская посуда, мяч, карточки с изображением продуктов питания и предметов посуды.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: – Ребята, проходите, посмотрите, у нас сегодня много гостей. Поздоровайтесь.

– Догадайтесь, к кому мы сегодня отправимся в гости.

(Звучит музыка из м/ф “День рождения кота Леопольда”.)

– Догадались? (Картинка кота Леопольда.)

– У кота Леопольда сегодня День рождения. Давайте поздравим его. Проходите. Кот Леопольд уже ждет нас.

– Ребята, кот Леопольд почему-то грустный? Он рассказал мне, что у него случилось. Противные мыши решили испортить ему День рождения. Он ждал нас в гости и хотел накрыть стол для чаепития, но когда открыл шкаф, посуды там не было. Зато посмотрите, кого он там нашел.

(Появляется дефектолог в маске Серого мышонка.)

Дефектолог: – Леопольд, ты получишь свою посуду, если выполнишь задания.

Логопед: Ребята, поможем коту Леопольду вернуть посуду?

Дефектолог: Попробуйте.

II. Основная часть.

1) Дефектолог: Вспомните, какая бывает посуда.

– Как называют посуду, в которой готовят еду? (Кухонная.)
– Как называют посуду, из которой кушают? (Столовая.)
– Как называется посуда для чаепития? (Чайная.)
– А посуда, из которой пьют кофе? (Кофейная.)
– Ну, это простое задание. Теперь выполните другое задание.

2) Д/и “Что лишнее?”

А) Теневые изображения предметов посуды + утюг. <Рисунок 1>.
Б) Наложенные силуэты предметов посуды + 1 фрукт. <Рисунок 2>.
В) Словесная инструкция:

Кружка, вилка, стакан, чашка;
Тарелка, сковорода, плита, кастрюля.

– Вы справились с этим заданием. А теперь попробуйте склеить разбитую посуду.

3) Д/и “Разбитая посуда”

(Дети собирают разрезные картинки.)

– И с этим заданием вы справились. А теперь проверю, какие вы внимательные.

4) Д/и “Что изменилось?”

(Показ первой картинки.) <Рисунок 3>.

– Внимательно посмотрите на картинку, запомните ее и ответьте на вопросы:

– Что стоит в середине? Где стоит кружка? Что стоит в левом верхнем углу?

Какого цвета чайник? Сколько кусочков сахара выпало из сахарницы? С какой стороны от торта лежит нож? (Проверка ответов детей, показ новой картинки.)

– Посмотрите на вторую картинку. <Рисунок 4>.

Вспомните предыдущую картинку и ответьте: “Что изменилось?”

– Молодцы! Вы справились и с этим заданием. Сейчас я задам задачку потруднее.

5) Д/и “Расставь кастрюли” (плоскостные изображения 4 кастрюль – 3 большие разных цветов и 1 маленькая).

– Расставь большие кастрюли так, чтобы маленькая была между красной и желтой, а желтая рядом с зеленой. (Дети выполняют задание на столах).

– Молодцы! Вы хорошо поработали, а теперь немного отдохнем.

6) Физкультминутка.

(Звучит песня из м/ф “Кот Леопольд”, дети выполняют движения под музыку.)

7) Д/и “Аналогии”.

– У меня есть для вас еще задание. Подберите нужную картинку.

Каша – ложка, макароны – … (вилка);
Борщ – кастрюля, блины – … (сковорода);
Кастрюля – металл, ваза – … (стекло);
Чай – чайник, кофе – … (кофейник);
Хлеб – хлебница, масло – … (масленка).

– И с этим заданием справились, выполните следующее.

8) Вам надо будет расставить тарелки на столы. Но послушайте, как их нужно расставить. На красный “стол” (обруч) поставьте оранжевые тарелки, на синий “стол” (обруч) поставьте квадратные тарелки, а на желтый “стол” – большие тарелки. (Проверка, дети доказывают, как и почему так расставили тарелки).

– Молодцы! У меня осталось для вас последнее задание.

9) Д/и “Любимая чашка кота Леопольда”. <Рисунок 5>.

– Догадайтесь, какая из этих чашек принадлежит коту Леопольду.

Любимая чашка кота Леопольда не в цветочек, не в горошек, не оранжевая, без блюдца.

– Ну, все задания выполнили.

(Появляется логопед в маске Белого мышонка.)

– Здравствуйте! Ну что, Серый, справились ребята с твоими заданиями.

– Да! У меня больше нет для них заданий.

– Зато у меня есть для них задания.

10) Д/и “Что без чего?”

– Перед вами карточки с изображением предметов посуды. Дорисуйте ту деталь посуды, которая не нарисована. (Проверка выполнения задания.)

Н-р. Чайник без носика. Ковш без ручки. Чашка без дна. Кастрюля без крышки. И т.д.

11) Д/и “Что из чего?” (Дети в мешочке на ощупь находят предмет посуды, называют его и определяют, из какого материала изготовлен этот предмет.)

Н-р. Чашка из фарфора, значит она фарфоровая.

Ложка из металла –... (металлическая) ложка.

Стакан из стекла –... (стеклянный) стакан.

Кружка из пластмассы – ...(пластмассовая) кружка. И т.д.

12) Д/и “Скажи наоборот” (игра с мячом).

Н-р. Глубокая тарелка – … (мелкая);

Чистая посуда – … (грязная);

Пустой стакан – … (полный) и т.д.

13) Д/и “Разложи продукты в нужную посуду” (на магнитной доске карточки с изображением продуктов питания и предметов посуды).

Н-р. Я положу масло в масленку. Я положу хлеб в хлебницу. И т.д.

14) Вы, молодцы! Справились со всеми заданиями. Придется вам отдать посуду. Давайте поможем коту Леопольду накрыть на стол и посчитаем посуду.

Н-р. Один острый нож, два острых ножа, пять острых ножей.

Одна фарфоровая чашка, … … …, … … ….

Одно красивое блюдце, … … …, … … ….

15) Д/и “ Прятки”.

– Теперь я хочу с вами поиграть в прятки. (Логопед прячет конфету на столе, дети объясняют, куда педагог спрятал конфету, используя простые и сложные предлоги.)

Например: Конфета в чашке. Достанем конфету из чашки. Конфета за чайником. Достанем конфету из-за чайника . И т.д.

III. Итог.

(Появляется Серый мышонок.)

– Как у вас дела? Справились ребята с заданиями?

– Да, все выполнили. Пришлось вернуть им посуду.

Серый мышонок: – А я принес угощения для ребят и кота Леопольда.

Посмотрите, кот Леопольд стал веселый и говорит нам: “Ребята, давайте жить дружно!”

(Чаепитие.)