Система совместных занятий физическими упражнениями детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей

Разделы: Коррекционная педагогика


            3анятия физическими упражнениями, которые проводятся совместно с родителями и детьми являются новой формой физкультурно- массовой работы в школе. Эта форма получила признание и одобрение . Для оказания помощи родителям с такими детьми были отработаны план и рекомендации, которые были построены следующим образом: специалистом - дефектологом или учителем физкультуры проводятся занятия, на которых дети и родители учатся выполнять определенные виды упражнений, ежедневно родителями проводятся домашние занятия с детьми. На занятиях со специалистом родители получают советы относительно того, как проводить работу дома, специалист проверяет правильность выполнения ранее заданных упражнений и с каждым из родителей составляет индивидуальный план, которым тот и руководствуется, занимаясь с ребенком. Такая форма занятий разработана специалистами для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Двигательные нарушения такой категории детей разнообразны. Они зависят от структуры дефекта и заболевания ребенка. Тем не менее для всех этих детей характерно запаздывание развития двигательных функций, умений и навыков, недостаточность развития координации и точности движений. У многих из них мы наблюдаем неловкость, вялость, медлительность и неуверенность движений или двигательное беспокойство, торопливость, наличие лишних движений и т. п. Упражнения, проводимые совместно с родителями и детьми, направлены, прежде всего,на то, чтобы стимулировать общее двигательное развитие и корригировать индивидуальные недостатки моторики ребенка. Выбор упражнений обусловлен также общими задачами физической культуры умственнно отсталых детей. При этом предполагается участие в движениях обоих партнёров (таким образом , упражнения приносят пользу не только ребёнку, но и взрослому). Организация данных занятий содержит следующие упражнения : - - коррекционные и общеразвивающие упражнения ; - ритмические упражнения (под музыку) ; - упражнения с элементами акробатики ; - упражнения на простейших снарядах (гимнастическая скамейка, маты, наклонная доска к гимнастической стенке); - успокаивающие упражнения ( серия упражнений для моторики пальцев рук, дыхательная гимнастика, дидактические игры ).

 КОРРЕКЦИОННЫЕ И ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Как правило, у умственно отсталых детей осанка неправильная. Поэтому эти упражнения направлены на формирование правильной осанки. Упражнения этой серии направлены на коррекцию дефектов двигательного развития, на овладение моторикой пальцев рук, а также на тренировку правильного дыхания. Цель этих упражнений-укрепление, растяжение, расслабление мышц шеи и туловища, плеч и рук, мышц таза и брюшных мышц.Учитель выполняет упражнения, стоя перед детьми, сопровождая каждое движение объяснением. Ребёнок ему подражает. Каждое движение рекомендуется выполнять с максимальным усилием. Родители следят за точностью выполнения движений рук и ног и за темпом. Для эффективности выполнения упражнений применяется различный физкультурный инвентарь (цветные мячи разных размеров, кегли, ленты, резиновые кольца). Дети также знакомятся с качествами материала (форма, размер, цвет, вес, упругость). Упражнение (одно из комплекса коррекционных и общеразвивающих упражнений). Ребенок сидит, скрестив ноги («по-турецки»), в руках перед собой держит предмет. Взрослый стоит за ним. Ребенок разводит руки в стороны, приподнимает голову, прогибается с поворотом в сторону, касается рукой взрослого (вдох);затем возвращается в исходное положение (выдох). Повторяет упражнение, делая поворот в другую сторону.

РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (ПОД МУЗЫКУ)

Упражнения, выполняемые в ритме музыки, направлены на развитие координации движений, на выработку осознанного их выполнения, на устранение судорожности движений, характерной для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Ходьба у этих детей плохо координирована. В этих упражнениях дети обучаются подчинять движения определенному музыкальному ритму и приобретать необходимую двигательную непринужденность, свободу и плавность. Эти упражнения требуют концентрации внимания, готовности к восприятию сохранения освоенных элементов в памяти, с тем, чтобы уметь их воспроизводить в соответствии с музыкой. Такие ритмические упражнения, как ходьба и бег с музыкальным сопровождением, могут быть использовны в начале или в конце занятия, они могут быть также включены в ту или иную игру, проводящуюся на занятии. Выполнение движений сопровождается игрой на фортепиано, аккордеоне или музыкой, записанной на диске. В ритмических упражнениях используются самые простые движения. Учитель подаёт, подкатывает или бросает ребенку тот или иной предмет (мяч, кеглю), задавая при этом движению определённый ритм, подчеркиваемый хлопком в ладони, свистком. Ребенок, уловив ритм, посылает предмет обратно. Затем дети учатся согласовывать движения рук и ног (ритмическая ходьба и бег), - это является основой для составления ритмической композиции. В композициях в качестве музыкального сопровождения используются обычно простые народные песни.

УПРАЖНЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ

Элементарные «акробатические» упражнения имеют целью развитие ловкости ребенка, чувства равновесия, а также преодоление страха, возникающего от непривычности некоторых положений. При выполнении этих упражнений особенно четкими должны быть действия взрослого, упражнения выполняются на мягкой подстилке. Взрослый партнер здесь является не только непосредственным инструктором, он становится, так сказать, «живым» физкультурным снарядом, который можно оббежать, через который можно перелезать, переступать, перепрыгивать. Выбор элементов акробатических упражнений строго подчиняется индивидуальным особенностям ребенка. Учитель объясняет и показывает выполнение каждого движения, привлекая для этого кого-либо из детей. После этого с детьми занимаются родители, а учитель помогает им справляться с заданием, постепенно переходя от пары к паре. Упражнение (одно из комплекса упражнений). Взрослый сидит на подстилке с вытянутыми ногами. Ноги сидящего и представляют собой то препятствие, которое ребенок должен преодолевать; при необходимости следует поддержать ребенка за руку. Ребенок перешагивает или перепрыгивает через одну, затем через другую ногу взрослого.

УПРАЖНЕНИЯ НА ПРОСТЕЙШИХ СПОРТИВНЫХ СНАРЯДАХ.

Упражнения на простейших спортивных снарядах направлены на развитие ловкости ребенка, умения сохранять равновесие и на формирование точности движения.        Простейшие спортивные снаряды (гимнастическая скамейка, маты) расставляются в зале так, чтобы получалась полоса препятствий, которую ребенок должен преодолевать, выполняя на каждом участке определенную двигательную задачу. После общей инструкции занимающиеся расходятся по залу и выполняют задание по очереди на всех снарядах. Прежде, чем начать упражнение, учитель каждый раз спрашивает ребенка, что предстоит сделать. Таким образом, устанавливается, запомнил ли ребенок инструкцию или нет. Затем ребенок делает упражнение, учитель помогает и следит за точностью выполнения задания. Количество повторений, общий темп движений определяет учитель, благодаря знаниям психофизических особенностей каждого ребёнка.
Упражнения. 1-й участок полосы - два мата. Оттолкнувшись обеими ногами, прыгнуть с одного на другой. 2-й участок - большой мяч. Бросить мяч вверх, попасть в обруч. 3-й участок - гимнастическая скамейка. Пробежать по скамейке с помощью учителя. 4-й участок - гимнастическая скамейка с наклонной доской. Подняться по скамейке вверх, сесть на наклонную доску, соскользнуть вниз. 5-й участок - натянутая резиновая лента. Надо проползти под нею.

УСПОКАИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

В эту серию упражнений мы включаем движения, развивающие тонкую моторику пальцев рук, движения в замедленном темпе, а так же хлопки в ладоши, притоптывания. Главное место занимает здесь дыхательная гимнастика, дидактические игры, игры с речевым сопровождением, иrры на внимание, на развитие сенсорного восириятия, при этом дети пользуются простыми дидактическими пособиями. Эта форма работы с родителями имеет ряд преимуществ: развитие и коррекция моторики достигают определенных результатов. Высокая эффективность объясняется тем, что во время занятий не происходит потери времени , что неизбежно бывает, если с умственно отсталыми ведёт занятия один педагог. В данном случае у каждого ребенка есть свой учитель (родитель). Родители помогают ребёнку делать упражнение точно, побуждают его к деятельности. Благодаря тому, что ребенок все время находится в тесном контакте с человеком, которому доверяет и с которым он эмоционально связан, у него возникает чувство уверенности, необходимое при выполнении упражнений. Внимание взрослоrо сосредоточено только на ребенке, одобрение со стороны матери или отца доставляет ему радость, и он чувствует себя на совместных занятиях счастливым. «Совместные упражнения» укрепляют уверенность родителей в успехе трудной и ответственной работы с умственно отсталым ребенком. Родители, регулярно посещающие занятия и ежедневно работающие дома с ребенком, убеждаются, что систематическая (хотя очень длительная) работа с ребенком, учитывающая его индивидуальность, благоприятно сказывается на его физическом развитии и на развитии личности в целом.