Практическая направленность уроков географии в коррекционных классах VIII-го вида

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (328 кБ)


У многих умственно отсталых учащихся отмечается слабая дифференциация признаков предметов и явлений в ходе их анализа и затрудненности процесса обобщения, синтезирования. Это создает неблагоприятные условия для успешного освоения географического понятия. Недостатки анализа отрицательно сказываются на процессе сравнения объектов, на характере представлений, на понимание причинно-следственных отношений. Любые понятия, причинно-следственные отношения легче объяснить, если учащиеся предпринимают практические действия, способствующие  ознакомлению с предметом или явлением. Они способствуют развитию практических умений и навыков, необходимых в жизни (умение измерять, наблюдать, анализировать результаты и т.д.) и вместе с тем коррекции интеллектуальной недостаточности, развитию умения выделять главное и второстепенное в предмете, уточнять и сравнивать предметы.

Практические работы имеют значение и для развития речи учащихся. В процессе их выполнения обогащается словарь. Учащиеся отвечают на вопросы и формулируют их, им приходится планировать предстоящие действия и составлять словесный отчет.

Цель. Углубить и закрепить теоретические знания, научить их применять в повседневной жизни.

Задачи.

  • Учить планировать предстоящие действия и составлять словесный отчет.
  • Развивать устную и письменную речь.
  • Корректировать недостатки мыслительных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)
  • Прививать интерес к окружающему миру.

Учитель на уроках географии имеет широкие возможности для проведения самых разнообразных практических работ. Их следует предлагать в непосредственной связи с изучением теоретического материала и включать в урок на всех этапах. При изучении нового материала практические работы обеспечивают активность учащихся, дают возможность определить степень усвоения материала и позволяет своевременно оказать индивидуальную помощь; при закреплении материала и при выполнении домашнего задания, позволяет проконтролировать умения и навыки.

Качество знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в процессе выполнения практических работ, зависит от целенаправленности занятий, при этом предполагается большая мыслительная активность учащихся. напряжения внимания, воли. Привлечение накопленного опыта и применение ранее накопленных знаний.

Большое значение имеет то, как составлено задание и как преподносится учащимися.

Требования к практическим заданиям.

  • Соответствие с требованиями программы к умениям и навыкам.
  • Составляется с учетом имеющихся знаний.
  • Четко постановка цели работы.
  • Четкий инструктаж.
  • Вывод работы.
  • Дифференцированный подход.

Например.

Тема. План и карта.

Практическая работа «Чтение простейших планов»

Учащиеся должны знать условные знаки, уметь измерять расстояние на местности, следовательно, владеть темой «Масштаб» (прослеживается внутрипредметная и межпредметная связь)

I. Обучающие практические работы

Задачи. Развитие самостоятельности в учебе, практических навыков в   объяснении явлений природы.

Примеры.

1. «Геометрическое положение материков. (8 класс)

Изучение любого материка начинается с характеристики географического положения.  Учащимся нужно объяснить. Что понимают под термином «географическое положение».
Первые практические работы по характеристике географического положения материка лучше всего проводить под руководством учителя, где преподаватель очень подробно объясняет и показывает на карте. Использовать надо физическую карту полушарий и физическую карты изучаемого материала, атласы и контурные карты.  Учащиеся получают четкие задания, требующие мысли и применение полученных знаний. Это готовит их к дальнейшей самостоятельной работе.
Для этого я использую на уроках игровые моменты.  Цель – приучить путешествовать по карте. Это способствует лучшему запоминанию номенклатуры и привитие интереса к предмету.

Например.

Путешествие вокруг Африки.

Путешествие можно совершить на кораблике. Передвигая кораблик вокруг материка, учащиеся называют:

  • участки суши;
  • части мирового океана.
  • Путешествие по рекам Европы и Азии.

Красный кораблик плывет по рекам Европы, передвигая от истока до устье, синий – по рекам Азии.

Путешествие по горам.

Турист поднимается в горы; учащиеся называют наивысшую точку.
Такие задания освобождают учащихся от механического запоминания.

Тема: «Африка. Географическое положение, очертание берегов. Острова и полуострова».

Примеры вопросов.

  • В каком полушарии располагается Африка?
  • Какими океанами омывается?
  • К каким материкам близко расположена?
  • К какому океану относится Средиземное море? Красное море?
  • Найдите у берегов Африки заливы, проливы, острова, полуострова.
  • Заполни схему.

Тема: «Природные зоны» (7 класс)

Подводит учащихся к пониманию взаимосвязей поверхности земли  и климата с растительным и животным миром.

1 вариант.

Дать характеристику природной зоне по плану.

  • название зоны;
  • географическое положение;
  • климат;
  • растительный мир;
  • животный мир;
  • население зоны;
  • хозяйственная зона.

2 вариант

Характеристика природных зон

Название природной зоны Географическое положение Растительный мир Животный мир

Дополнительное задание

– зарисовать растения природной зоны;
– приготовить сообщения о животных, обитающих в изучаемой зоне.

II. Обучающие практические работы

Задачи. Выяснить умения учащихся анализировать явления в природе, делать обобщения и объяснять причинно-следственные зависимости.

Тема: «разнообразие рельефа и климата» (8 класс)

Изучение поверхности материков по программе отводится один урок, но без этих знаний нельзя понять ни формирование климата, ни характер природных зон.
Практические работы в это время связаны с картой, которая дает достаточные сведения о поверхности, если учащиеся знакомы с условными обозначениями и умеют их читать.
Учитель обращает внимание на то, как расположены горы, возвышенности, отмечает  их протяженность с севера на юг или с запада на восток. Поясняет зависимость от форм рельефа.

Практические работы, включающие сравнение географических объектов, особенно важны.

Задания, которые можно предложить и при закреплении нового материала и при проверке знаний учащихся.

1. На физической карте Африки найдите место ниже уровня моря.

2. Определите, в каком направлении расположены Драконовы горы, горы Атлас.

3. Дайте характеристику гор по плану:

  • местоположение на материке;
  • направление, в котором расположены;
  • высшая точка, ее название и высота.

Сведения о горах внести в таблицу.

Название гор На каком материке расположены Максимальная (наибольшая) высота Название высшей точки

Тема: «Река нашей местности» (9 класс)

Задания

1. Прямой линией изобразите длину реки.
Задание предлагается в целях закрепления полученный знаний о масштабе. Учащиеся учатся сравнивать географические объекты.
2. Дать характеристику рек (учащиеся заполняют таблицу, образец которой на доске)

Характеристика рек

Название реки Исток Устье Длина реки Притоки Хозяйственное использование

Составленную таблицу, можно использовать и при закреплении изучаемого материала и при проверке домашнего задания.

Практическую работу можно провести и на контурной карте, на которую наносят реки.

Тема: «Африка» (обобщающий урок)

Задание. Допиши географические объекты.

 (На контурной карте показаны географические объекты, которые нужно подписать)

Тема. Евразия (8 класс)

Задание. Заполни схему, используя физическую карту полушарий.

Тема: «Евразия. Очертание берегов. Острова и полуострова.

Задание.

  • На контурной карте Азии подпиши полуострова.
  • Заполни таблицу.

Острова и полуострова Евразии

Острова

Полуострова

Тема: «Государства Евразии»

I. Работа с картой.

  1. Название государства.
  2. Столица.
  3. Площадь.
  4. Географическое положение.

а) океаны и моря;
б) соседние государства.

II. Заполнение таблицы.

Название государства Рельеф Климат Полезные ископаемые Реки Растительный и животный мир Крупные
города
Сельское
хоз-во
Промышленность

Также на уроках учу писать конспекты. Для этого составляю вопросы к тексты, по которым учащиеся кратко записывают содержание государства.
На разных этапах урока учащиеся выступают с сообщениями. При обобщении знаний отгадывают кроссворды, ребусы, заполняют перфокарты. Полезно проводить диктанты.

Например.

Тема: «Особенности природы и хозяйства России» (7 класс)

Слова: заповедник, геолог,  месторождение, полезные ископаемые, сырье, половодье, орошение, гейзеры, родник.

При выполнении работы учащиеся пользуются памяткой

  • Перед выполнением работы внимательно прочитай задание.
  • Найди нужную страницу в учебнике, а при необходимости карту в атласе или учебнике.
  • Если задание оказалось непонятным, попроси помощи у учителя.
  • Выполняй работу аккуратно, пиши в указанном месте.
  • Внимательно проверь задание.  Помни: лучше меньше, но правильно.

Итоги работы

В  девятом классе учащихся умеют самостоятельно выполнять практическую работу. Ребята умеют выделить главное и записать сведения в таблицу, составить схему; сравнивать объекты, анализировать результат. Умения и навыки, приобретенные на уроках географии, помогают в работе  на других уроках.

Литература

  1. Лифанова Т.М. География. Рабочая тетрадь 6, 7, 8, 9 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2009 г.
  2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Под редакцией доктора педагогических наук, профессор В.В.Вороковой.– М.: Гуманитар. изд. центр « Владос», 2010.– Сб. 1.
  3. Сборник статей. Обучение географии в школе. Составители Семакин Н.К., Соловьев А.И. М.: «Просвещение» 2000г.