Комплексный подход в обучении и воспитании дошкольников с трудностями

Разделы: Коррекционная педагогика


Проблема обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Повсеместно отмечается увеличение числа школьников, не готовых к обучению, т. е. не готовых осваивать определенный объем знаний, умений и навыков в определенные сроки.

Детей, у которых при нормальном слухе и зрении, при отсутствии умственной отсталости, выраженных дефектах речи и опорно-двигательного аппарата обнаруживаются стойкие трудности в обучении и адаптации к образовательному учреждению, называют “детьми с трудностями в обучении”, большую часть которых составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые по сформированности ряда психических функций находятся как бы на более ранней возрастной стадии. Одним из ведущих признаков этого состояния является незрелость эмоционально-волевой сферы, из-за чего такие дети в шестилетнем возрасте неспособны к длительным (в течение 30–35-минутного занятия) волевым усилиям и сосредоточенности.

К категории задержки психического развития относятся дети с церебрастеническими состояниями, с психофизическим и психическим инфантилизмом, а также перенесшие в раннем детстве тяжелые и длительные соматические заболевания, приводящие к функциональной недостаточности центральной нервной системы (ЦНС). По новейшим данным от американских исследователей, у значительной части детей этой группы органическая недостаточность ЦНС связана с перенесенной в раннем детстве травмой мозга, которая часто протекает даже незамеченной – бывает не диагностирована. Сюда же следует отнести и детей со своеобразным развитием личности по невротическому типу с явлениями психической тормозимости, психогенной инфантилизацией. У детей с ЗПР наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов, повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных понятий и представлений.

Недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности, недостаточной дифференцированности словаря, трудности усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухо-речевой памяти. Даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечается многословность или наоборот, резко недостаточная развернутость высказывания.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий, отрицательно отражаются на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании.

При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей эти проблемы осложняются патохаракрерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания, память и работоспособность снижены.

Основным лейтмотивом педагогического коллектива, непосредственно работающим с такими детьми, является: задержка психического развития детей во всех формах может поддаваться педагогической коррекции в таких педагогических условиях, которые соответствуют состоянию ребенка.

Ребенок с ЗПР принимает и понимает задание, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса усвоенного на другие предметы и действия при выполнении последующих заданий.

При оказании помощи со стороны взрослого, иногда только в виде одобряющих и побуждающих к деятельности замечаний, дети справляются с заданием полностью.

В отдельных случаях дети долго не могут приступить к выполнению задания, но это не связано с обдумыванием последовательности действий по выполнению задания, как это можно наблюдать у детей с нормальным развитием. У детей с трудностями в обучении так проявляется неуверенность в своих возможностях, неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Стимулирование деятельности ребенка, объяснение выполнения какой-то его части, наводящий на правильное решение вопрос, как правило, помогают этим детям справиться с заданием. Эта способность принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания обнаруживает более высокие потенциальные возможности их психического развития и отличает их от детей с умственной отсталостью.

При значительной неоднородности клинико-психологической структуры ЗПР в дошкольном возрасте наряду с более незрелыми психическими функциями имеется фонд сохранных психических функций, на который возможно опереться при планировании коррекционных мероприятий.

Этот процесс обучения и воспитания должен быть комплексным, системным, планомерным. Коррекционная работа должна проходить с участием всех специалистов. Основные недельные темы должны проходить красной нитью не только на занятиях дефектолога, логопеда, воспитателей, но и у всех специалистов, работающих с детьми этой группы. При создании системы коррекционной работы в группе необходимо учитывать в первую очередь общую психическую незрелость детей и состояние их здоровья. На первый план выдвигается забота об охране и укреплении здоровья детей. В этих целях необходимо тщательно составлять и продумывать режим жизни детей, который должен иметь щадящий, охранительный характер;,

– в группах должно быть 10–12 детей;
– желательно увеличить длительность прогулок детей;
– четко продумать организацию сна детей, обеспечивающую сон каждого ребенка;
– увеличить продолжительность сна детей;
– подбор педагогов должен быть тщательно продуман (обязательно с педагогическим, предпочтительно – со специальным образованием, прошедшими курсы повышения квалификации, знающими особенности психического развития детей этой категории, умеющими создать спокойный, доброжелательный стиль общения с детьми, педагогами, родителями);
– занятия в первой половине учебного года должны быть по времени короче, чем во второй половине;
– за здоровьем каждого ребенка устанавливается контроль педагогов и медицинского персонала;
– в комплексе работы с детьми данной группы особое внимание уделяется деятельности инструктора по физической культуре, занятиям коррекционной ритмикой, музыкой и пением, изобразительной деятельности, театрализации. План работы всех специалистов с детьми данной категории составляется в соответствии с тематическим планированием воспитателей, дефектолога и логопеда данной группы; – план работы с родителями составляется после проведения первого этапа комплексного обследования. Работа с родителями носит, в основном, практический характер – рекомендации, советы, совместное проведение праздников, мероприятий. Без специальных коррекционных мероприятий к началу школьного обучения у таких детей оказываются несформированными школьно-значимые функции. Ребенок не готов к социальной позиции школьника.

Доказано, чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, тем эффективнеее оказывается ее результат. Однако, в нашем городе пока коррекционно-развивающие занятия с детьми, испытывающими трудности в усвоении дошкольной программы, ведутся в весьма ограниченных масштабах в немногочисленных группах для детей с ЗПР в общеобразовательных дошкольных учреждениях. И длительность процесса обучения у нас рассчитана не на 3 года, а на 2: в старшей и подготовительной группах. Поэтому особенно важны тщательное планирование и комплексный подход к процессу воспитания и обучения всего педагогического состава дошкольного учреждения. Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит учителю-дефектологу.

Учителем-дефектологом проводятся индивидуальные занятия, с группой в целом или по подгруппам:

  • формирование целостной картины мира;
  • развитие речи;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • обучение грамоте;
  • ознакомление с художественной литературой.

Учителем-логопедом проводятся также индивидуальные занятия, по подгруппам или с целой группой:

  • коррекция нарушений звукопроизношения;
  • формирование артикуляторной и мелкой моторики;
  • развитие речи;
  • развитие пространственной и временной ориентировки;
  • коррекция речи, включающая развитие фонематической стороны речи, словаря, грамматического строя языка;
  • звуковой и звуко-буквенный анализ и синтез слова;
  • формирование звуко-слоговой культуры, чувство ритма;
  • развитие связной речи.

Учитель-дефектолог, логопед и воспитатель проводят релаксацию, дыхательную, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, массаж. Воспитатели закрепляют знания, полученные на занятиях у учителя-дефектолога, логопеда практическим путем.

Музыкальный руководитель проводит логоритмические занятия, индивидуально-подгрупповую работу по постановке диафрагмально-речевого дыхания, голоса, работает над просодической стороной речи (тембром, силой, высотой, интонацией), развивает общую и мелкую моторику, отрабатывает координацию движений, согласованность с речью, подбирает музыкальные произведения для артикуляционной гимнастики, пропагандирует и вводит музыкотерапию в повседневную жизнь. Дети засыпают под плеск волн, шелест листьев, пение птиц, шум дождя. Выбор музыкальных произведений требует от педагогов дифференцированного подхода. “Звучащее лекарство” позволяет ребенку расслабиться, отдохнуть или, наоборот, повысить тонус, работоспособность, создать бодрое жизнерадостное настроение.

Психолог совместно с дефектологом, логопедом и воспитателем занимается диагностикой, выявляет компенсаторные возможности и трудности в развитии интеллектуально-познавательной деятельности, проводит тренинговые группы уверенного поведения, кинезиологию (гимнастику) мозга, знакомит воспитателей и родителей с технологиями оказания помощи ребенку, испытывающему трудности в социальной адаптации (межличностные отношения, несформированность познавательной деятельности, речевая коммуникация и т. д.).

Существенную помощь в коррекционно-образовательном процессе оказывают инструктор по физкультуре, преподаватели изо– и театральной студий, которые проводят занятия с целой группой детей по игре, изобразительному искусству, физической культуре, театрализации. Неоценимое коррегирующее значение для детей с задержкой психического развития имеют сказко-, кукло -, хромо -, арттерапия. Такие занятия проводятся преимущественно во второй половине дня.

В целях достижения максимального педагогического воздействия любые занятия с детьми (индивидуальные, фронтальные, подгрупповые) проводить при условии положительного эмоционального отношения со стороны ребенка, соблюдая следующие требования:

– обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми (никаких упреков в адрес ребенка за то, что он меньше других знает, хуже умеет что-то делать), детей между собой и с педагогами;
– обеспечить каждому ребенку близкую и понятную мотивацию любой его деятельности;
– широко использовать на занятиях с детьми (особенно в первой половине года и на тех занятиях, где дети испытывают большие затруднения) игровые приемы обучения, моменты соревнования, дидактические игры с целью поддержки интереса к процессу деятельности и получения заданного результата;
– планировать от занятия к занятию для каждого ребенка постепенное усложнение заданий.

Работа в направлении умственного развития должна постоянно дифференцироваться и усложняться. Если целью начального этапа работы по умственному развитию детей является умение разбудить у них элементарное любопытство по отношению к окружающему, то целью последующего этапа работы является каждодневная и изобретательная работа по формированию любознательности, наблюдательности. Воспитателям необходимо организовать

систематические наблюдения за погодой, различными явлениями в природе, создавая проблемные ситуации, опыты с водой, снегом, проводя экскурсии. Лишь в итоге кропотливой работы дети начинают спрашивать, интересоваться окружающим, задавать вопросы.

Большое внимание в организации коррекционной работы с детьми необходимо уделять развитию мелкой моторики. В научной литературе существует точка зрения, что управляемое развитие движений пальцев рук ребенка оказывает положительное влияние на развитие его речи, особенно в сензитивные периоды созревания речевых областей мозга. “...У детей с ЗПР к началу работы с ними многое для развития речи упущено. Учитывая, что стимуляция их мозга, в частности через движения руки, позитивным образом сказывается не только на подготовке руки к письму в школе, но и на развитии речи, а, следовательно, и на общем их психическом развитии” (У. В. Ульенкова). Работа по развитию мелкой моторики рук является составной частью на занятиях всех педагогов – воспитателей, дефектологов, логопедов, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, педагогов изобразительной деятельности, театральной студии.

В методическом кабинете необходимо иметь различные методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук по всем возрастным группам.

Используемая литература.

  1. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР – М., 2002.
  2. Лебединский Л. Л. Нарушения психического развития в детском возрасте.– М., 2003.
  3. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М., 1990.