"Алгоритм. Свойства алгоритма". 4-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Тип урока: Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.

Общедидактическая (предметная) цель: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знанийи способовдеятельности.

Задачи:

  1. Образовательная:
    а) Познакомить учащихся с понятием «алгоритм», «действия», «команда алгоритма».
    б) Научить составлять и выполнять алгоритм.

  2. Развивающая:
    а) Развивать у учащихся логическое мышление, память, внимание, воображение, познавательную активность испособность быстро воспринимать информацию.

  3. Воспитательная.
    а) Воспитывать у учащихся самостоятельность, активность, интерес к предмету, правила поведения.

Методы обучения: словесный, наглядный, элементы частично-поискового.

Оборудование:

  1. Карта для путешествия (на компьютере или на доске)
  2. Команды для составления алгоритма.
  3. Раздаточный материал на карточке, (на компьютере)

Ф.О.П.Д.: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Форма учебного занятия: (нетрадиционная) путешествие.

Ожидаемый результат:

1 уровень: знать понятия «алгоритм», «команда», уметь определять правильный порядок выполнения шагов.

2 уровень: знать понятие «алгоритм», «команда», уметь определять правильный порядок выполнения шагов, уметь (выполнять) выделять этапы действия.

3 уровень: знать понятие «алгоритм», «команда», уметь определять правильный порядок выполнения шагов, уметь (выполнять) выделять этапы действия, уметь рассуждать по данной теме.

Логика занятия:

  1. Мотивация.
  2. Актуалицация субьективного опыта.
  3. Целеполагание.
  4. Организация восприятия.
  5. Организация осмысления.
  6. Организация первичного закрепления.
  7. Первичная проверка понимания (в З.Б.Р.)
  8. Анализ.
  9. Рефлексия.

На доске карта с остановками условий алгоритма (свойств).

Ход урока

I. Организация урока (2 мин.)

Всем доброе утро. Я рада вас видеть. Сегодня на уроке у нас гости.

II. Вместе с учителем в ходе беседы формулируем тему урока и ставим цели достижения учебной задачи.

С какой планеты пришло письмо? С планеты «Алгоритм». А чему мы будем учиться? Выделять этапы действия и составлять алгоритм. Мы попали с вами на планету «Алгоритм».

Ученик читает стихотворение:

Он рисует, он считает
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает
И дает прогноз погоды
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту
Догадайся, что за гений?
Ну, конечно, же – компьютер (говорят всем классом)

Все смотрят мультимедийную презентацию на экране, которая рассказывает о понятии «алгоритм», «шаги (действия)», «свойства алгоритма» и составляет алгоритм «Слепить снеговика». Станции:

  1. Результативность.
  2. Пошаговость.
  3. Определенность.
  4. Понятность.
  5. Массовость.

Мы путешествуем с жителями этой планеты Знайкой и Незнайкой у нас есть 5 станций. Что может делать компьютер? – ответ детей.

А вот Незнайка нашел робота, что может быть внутри у него? – компьютер. Для того робот выполнил задание, надо правильно составить алгоритм. Что описать действия надо разбить его на части, которые называются шагами. План действий (последовательность шагов) – это алгоритм. Например: распорядок дня, пришить пуговицу, сложить числа, сделать бутерброд и т. д.

Каждый шаг в алгоритме называется командой. В начале алгоритма

Принято записывать команду «Начало», а в конце – команду

«Конец». И так мы пойдем на 1 станцию, где Знайка составит

Алгоритм «Посади дерево».

  1. Начало.
  2. Принести лопату, лейку и саженец.
  3. Выкопать ямку.
  4. Поставь саженец в ямку.
  5. Засыпать ямку землей.
  6. Налить воды в лейку.
  7. Полить саженец.
  8. Отнести лопату и лейку.
  9. Конец.

Обсуждение алгоритма.

А Кнопочка хочет провести зарядку.

Раз подняться, потянутся,
Два согнутся, разогнуться,
Три в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять руками помахать,
Шесть за парту сесть опять.

На второй станции Незнайка составил новый алгоритм.

Алгоритм «Съешь банан»

  1. Начало.
  2. Вымой руки.
  3. Возьми банан.
  4. Вымой руки.
  5. Очисти банан.
  6. Съешь банан.
  7. Выбрось кожуру в урну.
  8. Конец.

Ребята Незнайка тоже научился составлять алгоритм.

Подходят к компьютерам, где карточки с задачами для выполнения алгоритма в графическом редакторе «Color Paint».

Ученик читает стихотворение:

Оглянись, дружок вокруг
Вот компьютер – верный друг.
Он всегда тебе поможет
Сложит, вычтет и умножит!

Незнайка говорит: повторим правила. «+» – 3 прихлопа, «-» – 3 притопа

-1) В класс, как ветер залетай
Все вокруг себя сметай.

+2) Ставьте стулья аккуратно,
Чтобы было всем приятно.

-3) Сколько проводов вокруг
Дергай их смелее друг.

+4 )Клавиши ПК – не гвозди
Не стучи по пим со злостью.

-5) Не успел поесть – это не беда
Можешь за компьютером кушать хоть когда.

+6) Пальцами экран не трогай
Здесь такой порядок строгий.

Учащиеся занимают места ПК, загружают программу Color Paint и выполняют алгоритм по словесному описанию.

  1. Начало.
  2. Возьми чистый альбомный лист (рабочее поле экрана).
  3. Возьми желтый карандаш.
  4. Нарисуй на листе (экране) солнце.
  5. Положи на место желтый карандаш.
  6. Возьми синий карандаш.
  7. Нарисуй на экране море.
  8. Положи на место синий карандаш.
  9. Возьми зеленый карандаш.
  10. Нарисуй на экране кораблик (лодку).
  11. Конец.

Ребята – что у вас получилось? Отвечают – картина.

Ученики садятся за парты. Ученица читает стихотворение.

Шаг за шагом
Шаг за шагом
Я команды выполняю
Никуда не отклоняюсь
По линеечке иду
И зовут меня
Все мои друзья
Алгоритм линейный – это братцы я.

Учащиеся по группам составляют вычислительные алгоритмы к предложенным задачам.

  1. Три поросенка собирали жёлуди. Ниф-Ниф нашел 3 жёлудя, Наф-Наф 8 жёлудей, а Нуф-Нуф 5 желудей. Поросята довольные своими находками, сложили все жёлуди в корзину и пошли домой. Но тут из-за кустов выскочил злой и голодный волк. Поросята бросились врассыпную и выронили 4 жёлудя. Составь алгоритм, сколько желудей удалось им съесть?
  2. Клоун Вася показывал фокусы сначала из шляпы он достал 3 кроликов, потом 5 цветных платочков, затем 8 разноцветных шариков и, наконец, 4 попугаев. Сколько предметов и живых существ пряталось в двойном дне шляпы?
  3. Мальвина и Пьеро писали друг другу стихи. В первом стихотворении Мальвины было 8 слов, в ответном стихотворении Пьеро – 16 слов. Во втором стихотворении Мальвины 10 слов, а Пьеро постарался и сочинил поэму из 28 слов. Сколько всего слов в произведении героев?
  4. Вини-Пух проголодался и пошел в гости, чтобы подкрепиться. Сначала он зашёл к Пяточку и съел 2 горшочка меда. Потом пошел к Кролику и съел ещё 3 горшочка мёда. Затем зашёл к ослику, который дал ему 5 горшочков мёда и 3 банки малины, но все съесть не мог и взял с собой. По дороге он встретил пчел и поделился с ними отдал им 2 банки малины и 3 горшочка мёда. Побежал домой и доел все, что у него осталось. Сколько всего меда и малины съел Вини-Пух?

III. Подведение итога урока (3 мин).

Мы научились составлять алгоритмы? Ученики отвечают – да.

Рефлексия.

С помощью рожицы или сердечка вырази свое настроение.