Продуктивная деятельность в службе ранней помощи с детьми

Разделы: Коррекционная педагогика


В последнее время в России все больший размах принимает развитие служб ранней помощи (СРП) при дошкольных образовательных учреждениях (подробнее см. Приложение 1). Основное направление в работе СРП – это предупреждение и профилактика различных нарушений и отклонений в развитии, работа с семьей ребенка находящегося в зоне риска. Основной контингент – это дети первых лет жизни, имеющие разные проблемы со здоровьем, как наследственные, так и приобретенного характера с неярко выраженными отклонениями в развитии по типу задержки психического развития (ЗПР), задержки темпов речевого развития (ЗРР); дети с эмоциональными расстройствами разной этиологии и степени выраженности, дети со сложной структурой нарушения.

Реализация федеральных государственных требований в службе ранней помощи требует нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса. Комплексно-тематическое планирование работы, позволяет педагогам СРП определить алгоритм интеграции образовательных областей при использовании разнообразных форм работы. Каждая лексическая тема рассчитана на изучение в течение двух недель. Одной из таких форм работы является организация продуктивной деятельность на групповых игровых сеансах в детско-родительских группах. В основе лежит деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам добывает новые знания, повышает деятельностную и информационную компетентность.

Известно, что педагогически грамотно организованная продуктивная деятельность оказывает существенную роль в коррекции познавательной деятельности, формировании познавательных потребностей целеустремленности, ответственности и уверенности в своих силах, развитии необходимых умений и навыков ручной умелости, контроля процесса и оценки результатов деятельности.

Основными теоретическими положениями для разработки перспективного планирования работы с детьми раннего возраста в СРП ГБОУ ДС № 497 послужили:

  • теория психического развития Л.С. Выготского, А.Р. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, утверждающая принцип прижизненного формирования основных психологических структур в активной деятельности ребенка, направленной на присвоение социально-культурного опыта;
  • положение о единстве основных закономерностей психического развития детей как в норме, так для патологического развития.

Виды продуктивной деятельности, которые мы используем в работе с детьми, очень актуальны, так как позволяют работать с эмоциональными проблемами ребенка, позволяют опосредованно решать коммуникативные проблемы ребенка, а также позволяют корректировать детско-родительские отношения.

В нашей службе ранней помощи мы применяем широкий круг разнообразных материалов, инструментов и техник, которые увлекают, захватывают детей и родителей, побуждают их к активному действию, экспериментированию, расширяют рамки представлений о характере и возможностях продуктивной деятельности:

  1. Рисование красками – дети учатся смешивать краски на листе бумаги, ритмично наносить красочные пятна-мазки с помощью пальцев руки (пальчиковое примакивание), выполняют оттиск ладошкой с последующей дорисовкой деталей кистью, украшают поверхность с помощью специальных штампиков, проводят линии кистью в любом направлении.

 

  1. Аппликации из цветной бумаги – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Техника основана на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении.

img4.jpg (5924 bytes)   img5.jpg (5014 bytes)

  1. Бумажная пластика – это создание объемных, рельефных и плоскостных образов из листа бумаги, используя технику неоднократного складывания, скручивания, придавая ей разнообразные формы, соединяя детали с помощью клея.

  1. Лепка из пластилина и теста – базируется на простых геометрических формах (шаре, цилиндре, конусе и жгуте). Простые работы представляют собой только исходные формы. Более сложные формы получаются доработкой при помощи приемов: раскатывание шарика круговыми движениями, вытягивание формы, расплющивание, разминание, отщипывание, сплющивание, “шлепанье”.

 

  1. Комбинированная аппликация (групповая работа) – это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветных бусин, бисера и т.д.,

img11.jpg (13454 bytes) 

  1. Создание коллажей из различных природных материалов – способствует развитию у детей интереса к необычному, учит неожиданному способу украшения лепной поверхности, мелкие формы вдавливаются в лепную пластину, заполняя ее и создавая выразительный узор.

Тема любого вида продуктивной деятельности, зависит прежде всего от темы по перспективному плану, а также зависит от возможностей детей с которыми мы в данный момент работаем, от их психологических особенностей (см. таблицу №1).

Таблица №1

Важно понимать, что бывают дети, которые например не любят трогать что-то липкое или не хотят прикасаться руками к краске, также бывают дети, которым трудно привыкать к чему-то новому, трудно взаимодействовать с другими детьми, даже при условии, что малыш сидит на руках у мамы.

Необходимо отметить, что каждый сеанс продуктивной деятельности включает в себя несколько этапов:

  1. Подготовка специалистом предметов для продуктивной деятельности (кисточки, краски, цветная бумага, клей, листы бумаги, цветного или белого картона).
  2. Организация пространства для продуктивной деятельности (стелется клеенка на стол, подготавливаются предметы для продуктивной деятельности). Очень важно, чтобы продуктивная деятельность проходила в помещении отдельном от проведения основного игрового сеанса. Это необходимо, чтобы:
    • У детей раннего возраста формировалось представление, что рисование красками, поделки аппликации и т.п., это отдельный вид деятельности, который должен происходить в отдельном помещении, то есть не там где происходит игра, или проводится чаепитие.
    • Это важно для формирования у ребенка организации пространства, понимание, что каждый вид игры (деятельности) требует своего помещения.
  1. Когда дети приходят на игровой сеанс продуктивной деятельности, очень важно побудить малыша одеть фартук, который не даст малышу испачкать одежду, и даст ребенку ощущение, что он в данный момент художник, занимается важным, серьезным делом.
  2. Перед началом продуктивной деятельности хорошо, если специалист обозначит звонком колокольчика начало сеанса, что поможет ребенку подготовится к тому что будет происходить дальше. Это поможет ему в дальнейшем ориентироваться, что когда звенит колокольчик, значит начинается рисование, лепка или аппликация.
  3. Во время продуктивной деятельности специалист должен побуждать ребенка к самостоятельным действиям, а также побуждать родителей – с одной стороны – быть помощниками ребенку, сопровождать его во время продуктивной деятельности – с другой стороны – не навязывать малышу своего мнения, позволять самостоятельно выбирать цвет краски, которую он хочет, цвет листа цветной бумаги или картона, который он хочет наклеить и т.д. Очень важно, чтобы в путешествии с ребенком в продуктивной деятельности взрослый был бы не как директивный педагог, а как помощник, помогающий ребенку сделать красивую картинку и получить от этого положительную эмоцию.
  4. В конце сеанса продуктивной деятельности специалист побуждает каждого ребенка показать, что у него получилось, и просит мам помочь ребенку подписать свою работу, если возможно, придумать ей название (безусловно, больше относится к мамам).
  5. После того, как все работы названы и подписаны, они вывешиваются на выставку, дети и родители хлопают друг другу, специалист хвалит детей.

Важно понимать, что при работе с детьми раннего возраста с особенностями в развитии, у которых присутствуют трудности в различных сферах, в том числе и в социальной сфере, а также в области моторики, нужно, чтобы ребенок был не просто объектом, руками которого родители водят по бумаге, или лепят его руками из пластилина, а чтобы ребенок был автором в работе. Родители помогали бы ребенку, поддерживали его, подбадривая и успокаивая, если у ребенка что-то не получается. Также, очень хорошо, когда и сами родители участвуют в продуктивной деятельности, ставят себя на его место, пытаясь понять, что может чувствовать ребенок, когда у него удача, или наоборот, когда у него что-то не получается.

План-конспект игрового сеанса

Игровой сеанс может продолжаться от одного часа до полутора и включает в себя организованную игровую деятельность при активном участие родителей. Специалисты СРП демонстрируют взрослым образцы коррекционно-развивающих игр и упражнений, с помощью которых формируются зоны актуального и ближайшего развития. В игровом сеансе одновременно принимают участие несколько специалистов: социальный педагог, педагог психолог, учитель-логопед, педагог дополнительного образования (музыкальный руководитель).

Ход игрового сеанса

Организационный момент.

Звучит музыка, специалист приветствует входящих в зал. Родители и дети удобно располагаются сидя на ковре.

Психолог:

Здравствуй (имя ребенка), здравствуй миленький,
Мы похлопаем в ладоши, здравствуй (имя ребенка).
Здравствуйте взрослые, здравствуйте милые,
Мы похлопаем в ладоши, здравствуйте взрослые.

Психолог здоровается со всеми детьми и со взрослыми.

Основная часть: Игра в погремушки.

Цель: Развивать умение действовать в соответствии со словами текста. Воспитывать внимание. Вызывать положительные эмоции.

Содержание игры: Педагог поет песню на слова М. Александровой, дети выполняют движения с погремушками по показу взрослого.

Слова песни

Действия

Динь, динь, динь-динь-дон
Всюду слышен перезвон
Погремушечка играет,
Всех ребяток забавляет.
Погремушечка играет,
Всех ребяток забавляет.
Бегают по залу, гремя погремушками.
Прячем за спину игрушки,
Вот и нет здесь погремушки!
Дети прячут погремушки за спину, ведущий ищет.
Динь, динь, высоко,
Будет слышно далеко.
Погремушечка играет,
Наших деток забавляет.
Погремушечка играет,
Наших деток забавляет.
 

Двигательный блок: Танец “Чок-чок каблучок”.

Медленная музыка сменяется быстрой, и дети весело танцуют.

Мы походим на носочках,
А потом – на пяточках,
Будем весело скакать,
Танцевать вприсядочку!
Хлопай – хлоп, хлоп, хлоп,
Хлопай – хлоп, хлоп, хлоп!
Чок-чок каблучок,
Чок-чок каблучок!
Топай – топ, топ, топ,
Топай – топ, топ, топ!
Чок-чок каблучок,
Чок-чок каблучок!
Прыгай – прыг, прыг, прыг,
Прыгай – прыг, прыг, прыг!
Чок-чок каблучок,
Чок-чок каблучок!

Хоровод “Вот какая елка”.

Музыка В. Петровой, слова Л. Спарбер.

Слова

Действия

Возле елочки нарядной
Детки побежали.
Возле елочки нарядной
Ножки замелькали.
Дети парами с родителями бегут по кругу, руки на поясе.
Да, да, да!
Да, да, да!
Вот какая елка!
Да, да, да!
Да, да, да!
Вот какая елка!
Останавливаются лицом в круг и хлопают в ладоши.
Возле елочки нарядной
Детки покружились.
Возле елочки нарядной
Детки веселились.
Кружатся на месте, руки слегка подняты, выполняются движения “ручки пляшут”
Да, да, да!
Да, да, да!
Вот какая елка!
Да, да, да!
Да, да, да!
Вот какая елка!
Останавливаются лицом в круг и хлопают в ладоши.
Возле елочки нарядной
Все пошли вприсядку.
Возле елочки нарядной
Весело ребяткам.
Руки на поясе, выполняю небольшие повороты вправо-влево.
Да, да, да!
Да, да, да!
Вот какая елка!
Да, да, да!
Да, да, да!
Вот какая елка!
Останавливаются лицом в круг и хлопают в ладоши.
Возле елочки нарядной
Детки побежали.
Возле елочки нарядной
Ножки замелькали.
Дети с родителями бегут по кругу, образуют хоровод.

Развитие речи.

Дефектолог рассказывает и показывает картинку:

Наступила Зима. Стало холодно. На улице много снега. Он белый и холодный. Деревья стоят голые, без листочков. Дует сильный ветер. Дети слепили снеговика. Это зима!
– Ой, ребята посмотрите, кто к нам пришел? Здравствуй снеговик!
Снеговик принес Вам 2 ведра, посмотрите! В этом ведре снег, он белый, холодный, мокрый. Потрогайте его! Какой снег?
– А в этом ведре вата, она белая, теплая, сухая. Потрогайте ее, какая она?
А теперь давайте поиграем. Матвей, закрой глаза. Потрогай и скажи, что это?

Дыхательное упражнение.

Посмотрите, какие легкие снежинки. Поиграем с ними. Дефектолог произносит слова дыхательной гимнастики и побуждает детей к выполнению упражнения.

Слова

Действия

Как подул Дед Мороз –
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды!
Педагог посыпает ручки детей искусственным снегом (можно использовать ватные шарики),
дети дуют на снежинки, наблюдая за кружением снежинок.
Упражнение выполняется сидя на стульях.

Дефектолог: Ручки у наших детей замерзли, надо их согреть. Предлагает выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.

Руки в кулаки сожмем
И немножко подождем.
На ладошечки подуем,

Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.

Показ кукольного спектакля по русской народной сказке “Варежка”.

Слова автора: Лежала в поле зимой варежка, кто-то шел, и обронил ее. Шла мимо мышка-норушка, видит, лежит варежка и спрашивает:

Мышка-норушка: кто-кто в домике живет? Кто-кто в варежке живет? Никого тут нет, тогда я сама здесь буду жить.

Слова автора: Стала там мышка-норушка жить-поживать и добра наживать. Идет мимо лягушка-квакушка, видит варежка лежит, постучалась:

Лягушка-квакушка: кто-кто в домике живет? Кто-то в варежке живет?

Мышка-норушка: это я мышка-норушка, а ты кто?

Лягушка-квакушка: это я лягушка-квакушка, пусти меня к себе жить, холодно зимой без домика.

Слова автора: стали они вместе жить-поживать. Идет мимо зайчик-побегайчик, видит лежит варежка в поле, постучался:

Зайчик-побегайчик: кто-кто в домике живет? Кто-то в варежке живет?

Мышка-норушка: это я мышка-норушка

Лягушка-квакушка: это я лягушка-квакушка. А ты кто?

Зайчик-побегайчик: я зайчик-побегайчик, пустите меня к себе жить, холодно зимой без домика.

Слова автора: И стали они вместе жить в варежке. Идет мимо лисичка-сестричка, видит в поле варежка, постучалась лисичка:

Лисичка-сестричка: кто-кто в домике живет? Кто-то в варежке живет?

Мышка-норушка: это я мышка-норушка

Лягушка-квакушка: это я лягушка-квакушка.

Зайчик-побегайчик: это я зайчик-побегайчик. А ты кто?

Лисичка-сестричка: я лисичка-сестричка, пустите меня к себе жить, холодно зимой без домика.

Слова автора: Пустили они лису, стали жить поживать и добра наживать. Тут идет мимо мишка-топтыжка, видит в поле варежка, подошел к ней, постучался и спрашивает:

Мишка-топтыжка: кто-кто в домике живет? Кто-то в варежке живет?

Мышка-норушка: это я мышка-норушка

Лягушка-квакушка: это я лягушка-квакушка

Зайчик-побегайчик: это я зайчик-побегайчик

Лисичка-сестричка: это я лисичка-сестричка. А ты кто?

Мишка-топтыжка: я мишка-топтыжка, пустите меня к себе жить, холодной зимой без домика.

Мышка-норушка: что ты мишенька, ты к нам не поместишься, ты слишком большой для нашего домика.

Мишка-топтыжка: А я все-таки попробую!

Слова автора: Полез мишка в варежку, разорвал ее, только все звери успели разбежаться. Тут и сказки конец. Давайте похлопаем артистам.

Дети хлопают.

Игра с медведем.

Проводит социальный педагог.

Социальный педагог: Ребята давайте и мы с Мишкой-топтыжкой поиграем!

Как-то мы в лесу гуляли,
И медведя увидали.
Он под елкой лежит,
Растянулся и храпит.
Мы вокруг него ходили,
Косолапого будили.

Раздаются хлопки детей: хлоп-хлоп

Ну-ка мишка, вставай
И скорей нас догоняй!

Дети разбегаются, социальный педагог с игрушкой в руках догоняет.

Заключительная часть: Игра со свечой.

Свет приглушается. Зажигается свечка, педагог психолог поет песенку:

Ночь за окном, тишина.
На полу горит одна свеча.
Только слышно, как шуршунчики шуршат: шр-шр.
Ночь за окном, тишина.
На полу горит одна свеча.
Только слышно, как бурчунчики бурчат: бр-бр.
Только слышно, как бурчунчики бурчат: бр-бр.
Ночь за окном, тишина.
На полу горит одна свеча.
Только слышно дождик: кап-кап-кап.
Только слышно дождик: кап-кап-кап.
А теперь мы будем свечку задувать…

После того как дети по очереди задувают свечку, они вместе с родителями переходят в другое помещение на продуктивную деятельность.

Продуктивная деятельность: Аппликация “Деревья”.

Цель: Продолжаем вызывать эмоциональный отклик в процессе наблюдения за зимней природой.

Материал: тонированные в голубой цвет листы бумаги А4 (допустимо использовать цветной картон), шаблоны “силуэт кроны дерева” бумажная салфетка, нарезанные полоски цветной бумаги коричневого цвета, клей, кисточка.

Ход выполнения: Педагог просит посмотреть в окно и говорит: “Наступила зима, деревья стоят раздетые. На улице много снега”.

Педагог учит детей правильно держать кисточку и наносить клей на лист бумаги.

По окончании занятия, каждый ребенок вместе с родителем проверяет место своей работы, убирает за собой дидактический материал.

Ритуал прощания: Специалисты прощаются с детьми в кругу, проговаривая слова:

До свиданье, до свиданье,
С вами было хорошо,
До свиданье, до свиданье,
Приходите к нам еще!