Упражнения в определении падежей имени существительного

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока: развивать умение распознавать падеж имени существительного по вопросу и предлогу; развивать орфографическую зоркость, устную речь, закреплять умение распознавать орфограмму, воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

- Сегодня на мы уроке продолжим работу над определением падежей имен существительных, вспомним всё, что мы изучали на уроках русского языка.

- На урок нам нужно будет взять с собой: внимание, знания и хорошее настроение.

II. Повторение. (Слайд 2)

Над гор…дом, под м…стом, за …кном, между гря…ками, перед м…г…зином, с ябл…ком

- Назовите орфограммы, вставьте пропущенные буквы, докажите свой выбор.

- Как проверить безударную гласную?

- Как проверить парную согласную?

- Как правильно записать словарные слова?

- Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв, Почему?

- Какой частью речи являются все слова?

- Что такое имя существительное?

- Определите род имён существительных.

- Как определить род у существительных во множественном числе?

- Посмотрите на состав слов, какое слово отличается по своему составу и чем?

- Для чего служит суффикс?

- Определите падеж в словах?

- Как определить падеж существительного?

- Устно составьте со словами предложения.

III. Чистописание

- Прежде, чем начнём работу в тетрадях, приготовим наши пальчики

Пальчиковая гимнастика

- Запишите число , классная работа. На какие орфограммы нужно обратить внимание?

- А вы знаете какой сегодня день по народному календарю? (Слайд 3)

Сообщение учащихся:

По народному календарю сегодня ОНИСИМ - ЗИМОБОР.

В этот день зима с весной начинают борьбу: "Кому идти вперед, а кому вспять повернуть".

Онисим завершает зиму и передаёт эстафету весне.

Приметы сегодняшнего дня:

Как в феврале аукнется, так осенью откликнется.

Длинные сосульки предвещают позднюю весну.

Если снег в этот день оттает - к хорошему урожаю сена.

- На минутке чистописания пропишите соединения, которые у вас в тетрадях, подчеркните самое правильное.

- Попробуйте восстановить примету. (Слайд 4)

Позднюю, предвещают, длинные, сосульки, весну.

- Объясните, что это значит?

- Повторите ещё раз составленное предложение.

- Запишите предложение самостоятельно в тетради, выделите орфограммы.

- Проверьте мою запись на экране. (Слайд 5)

Длинные сосулки предвищяют познюю висну.

- Что не так? Исправьте допущенные ошибки и докажите свой выбор.

- Сделайте синтаксический разбор предложения.

- Назовите существительные, которые встретились в этом предложении и определите их падеж.

- Что можно сказать про существительные в именительном падеже?

IV. Физкультминутка. (Слайд 6) (проводят учащиеся)

V. Работа по теме урока

1. Немного истории

- Для чего люди выделили падежи, для чего нужно уметь определять падеж?

- Что такое за слово ПАДЕЖ?

- Произошло от римского слова КАЗУС и означало в начале “ПАДЕНИЕ”.

Древние грамматики решили обозначать так изменение слов от начального слова. У французов это называется КАС, у итальянцев и испанцев КАСО, у русских и болгар ПАДЕЖ.

В русском языке 6 падежей. В других языках мира иначе. Например, в немецком языке их только 4, а в финском целых 15. Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А ваша задача – выучить свои шесть падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.

2. Работа с учебником. Упражнение 446. (Слайд 7)

- Прочитайте текст.

- О чем говорится в тексте?

- Придумайте заглавие к тексту.

- Когда и где мальчик подобрал воробья?

- Как назвали воробья? Почему?

- Где стал жить воробушек?

- А как мы помогаем птицам?

- Какой это текст: описание, повествование, рассуждение? Почему?

- Прочитайте задание после текста.

- Повторите, что нужно сделать?

- Что такое глагол?

- Выполните задание самостоятельно.

- Назовите падеж имен существительных.

- Как определить падеж имен существительных?

3. Словарная работа. (Работа в парах.)

- А сейчас проверим, как вы подготовили домашнее задание - повторили словарные слова. У вас на партах карточки со словарными словами.

- Вставьте пропущенные буквы.

- Поменяйтесь карточками. Проверьте друг друга

- Кто выполнил работу без ошибок, какой падеж у всех слов?

- Что нужно сделать, чтобы правильно записать словарные слова?

VI. Физкультминутка для профилактики близорукости (проводят учащиеся).

VII. Закрепление

Кто такой Винни-Пух? (Медведь)

- Почему его так назвали?

- Что вы знаете о медведях?

- Вставьте пропущенные орфограммы. Докажите свой ответ. (Слайд 9)

- Прочитайте текст и вставьте вместо точек слово медведь. (Слайд 10)

- Медведь – это дикое животное. Сила огромная. На глаза лучше не попадаться. Я видел в зоопарке. В лесу за хорошо наблюдать издали. Охотники говорят окак об опасном звере.

- Определите падеж слова медведь в тексте?

- Запишите столбиком сначала вопрос, затем слово и падеж

- Проверим. (Слайд 11)

кто?   медведь И.п.
у кого?   у медведя Р.п.
кому?   медведю Д.п.
кого?   медведя В.п.
за кем?   за медведем Т.п.
о ком?   о медведе П.п.

- Что интересного заметили?

VIII. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 12)

- О значении каждого падежа можно говорить долго и урока не хватит. Поэтому послушайте маленькое стихотворение.

Воскликнул Именительный:
- Мой именинник тот,
Который изумительно науку познаёт!
- Того, - сказал Родительный, -
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть своё пальто.
- Тому, - ответил Дательный,-
Плохое имя дам,
Кто не любит старательно
Уроки делать сам!
- Того, - сказал Винительный,
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать!
- С тем, - заявил Творительный,-
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду!
- О том, - сказал Предложный,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

- О чём в этом стихотворении вы услышали?

- Как определить падеж имени существительного?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам понравилось на уроке?

- Оцените свою работу на уроке.

- Спасибо за урок!

18.03.2013