Обобщение по разделу "Устное народное творчество"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока: обобщить знания детей по теме “Устное народное творчество”; воспитывать любовь, уважение и интерес к творчеству русского народа; развивать творческую активность и логическое мышление.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и постановка цели

- Как называется раздел, над которым мы работаем?

- Что такое “устное народное творчество”?

- Сегодня мы обобщим знания по теме “Устное народное творчество”

III. Конкурсы

Конкурс “Виды устного народного творчества”

(Работа в парах.Страница 52 задание 2.)

Найдите виды устного народного творчества: песня, прибаутка, считалка, потешка, рассказ, пестушка, литературная сказка, поговорка, повесть, басня, стихи.

Конкурс “Лейся, песня!” Проверка домашнего задания.

- Вы уже знаете, что песня является одним из видов УНТ. Как бы вы сказали, что такое песня?

- Чем песня отличается от стихотворения?

- Почему так говорят: “Где песня льётся, там легче живётся”?

- Что вы знаете о песенках-закличках?

(Ребята исполняют песни-заклички.)

Конкурс “Закончи пословицу”

- Народное искусство слова это не только песни, но и пословицы и поговорки. Почему так говорят: “Пословица недаром молвица”, “Пословица всем делам помощница”?

(Работа в парах.Собрать пословицы.)

  • Была бы охота - будет ладиться и работа.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Раз соврал – навек лгуном стал.
  • Кто других не любит, сам себя губит.
  • Кончил дело – гуляй смело.
  • Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Конкурс скороговорщиков

- Скороговорки – один из видов УНТ. Для чего нужны скороговорки?

- Почему так говорят: “Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь”?

- Кто быстро произнесет скороговорки?

Ехал Грека через реку.
Видит Грека: в реке – рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека – цап!
До города дорога в гору
От города с горы.

Конкурс “Доскажи загадки, назови отгадки” Проверка домашнего задания

- Что это? Без лица в личине.

(Ребята читают загадки. Отгадывают. Читают загадки, придуманные к отгадкам. Стр. 54 задание10)

В огне не горит,
В воде не тонет. (Лёд)
Стоит Антошка
На одной ножке. (Подсолнух)
Зимой лежал,
Весной побежал. (Снег)
Летом одетый,
Зимой раздетый. (Лес)
Сырой долговяз,
В землю увяз. (Дождь)
Летом вырастают,
Осенью облетают. (Листья)

Устное народное творчество и прикладное искусство (народные промыслы)

- Вспомните и назовите другие виды народного творчества.

- Что общего между УНТ и народными промыслами?

Конкурс “Что такое сказка?”

- Народное искусство слова – сказка. Как вы понимаете пословицу: “Кашу кушай, а сказку слушай: умом разумом смекай да на ус мотай”?

- Какие сказки мы читали в разделе?

- Кто главные герои народных сказок?

- Почему они одерживали победу над злом?

- Почему эти сказки волшебные? Расскажите, какие чудеса происходили в них и какие вы знаете волшебные предметы?

- Перечислите троекратные повторы.

- Как называется начало сказки? Для чего нужен зачин (присказка)? Найти и прочитать присказки.

- Как называется конец сказки? Для чего нужна концовка? Найти и прочитать концовки.

- Отгадаем кроссворд “По дорогам сказок” И узнаем, как ещё называют народное творчество.

Кроссворд “По дорогам сказок”

  1. Кто был хозяином Жар-птицы? (Афрон)
  2. В кого превратился Иванушка из сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”? (козленочек)
  3. Помнишь ли ты имя героини, которую хотела погубить ведьма? (Алёнушка)
  4. О ком сказано: “...бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет”? (конь)
  5. К чему прикоснулся Иван-царевич в конюшне царя Кусмана? (уздечка)
  6. Как звали невесту Иванушки-дурочка? (Елена)
  7. Какие яблоки росли в саду царя Берендея? (золотые)
  8. Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха? (перстень)

- Каким ещё словом называют народное творчество? Фольклор, в переводе с английского языка, означает “народная мудрость, знание”.

IV. Итог урока

- Как вы понимаете слова А. М. Горького: “Изучайте фольклор, учитесь на нём. Без знания прошлого нет будущего”?