Аллотропная нанохимия неметаллов

Разделы: Химия


Цели: актуализировать знания об аллотропии как следствие строения атома элемента и расширить традиционные представления о физической картине мира на примере нанообъектов.

Задачи:

  • образовательные: изучить физические свойства неметаллов на основе строения простых веществ; продолжить дальнейшее формирование представления о причинно-следственной взаимосвязи «строение свойства» на макроуровне; изучить современные области применения наноматериалов; познакомить с конкретными примерами наноматериалов и нанообъектов, которые находят практическое применение; сформировать представления о принципиальном отличие наноструктур и наноматериалов от макроскопических аналогов.
  • развивающие: содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве, способствовать формированию информационной, коммуникативной, общеучебной компетенции личности.
  • воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения, созданию условий для самореализации личности, для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого в группе показать связь научных открытий с достижениями в технике для улучшения жизни людей, воспитывать самостоятельность, трудолюбие, творческое отношение к учебе, интерес к предмету.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-проект.

Характеристика проекта: информационно-исследовательский (по доминирующей деятельности учащихся), монопроект (по предметно-содержательной области), мини-проект (по продолжительности), межпредметный; продукт проектной деятельности – компьютерная презентация в программе Power Point.

Оборудование: компьютеры с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, экран, видеоматериалы для создания презентаций, инструкционные карты для работы группы, учебники по химии, ПСХЭ, дополнительная литература – журналы, содержащие информацию по теме.

Межпредметные связи: физика, биология.

Урок проходит в кабинете ИКТ и рассчитан на 90 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка проблемы

Вступительное слово учителя: «Задача сегодняшнего урока – используя опорные знания, разные источники информации, в том числе и электронные, выяснить различие в строении, физических свойствах аллотропных модификаций кислорода, углерода, серы, фосфора, кремния и обосновать их применения в нанотехнологиях».

III. Работа над проектом

1) Определение путей решения проблемы

Группы формируются с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Каждой группе дается задание собрать информацию в определенном порядке в соответствии с планом.

2) Поиск информации

Учащиеся осуществляют поиск информации по Интернету, дополнительной литературе, учебниках, используя инструкционные карты (см. Приложение 1).

3) Обработка информации

Учащиеся в группах должны создать презентацию из слайдов (минимальное количество – 4, максимальное -7).

Собранная информация излагается по следующему плану (кроме группы № 8):

  • основные понятия;
  • особенности строения;
  • особенности физических свойств вещества;
  • история открытия;
  • области применения вещества, основанные на его свойствах.

4) Защита проекта

Учащиеся в группах определяют человека, который будет выступать.

Время каждого выступления – 3 мин. Представители из каждой группы презентуют свою работу, рассказывают о своих достижениях.

IV. Подведение итогов урока. Самооценка и самоанализ.

Учащиеся других групп и сами оценивают презентацию по критериям

(см. Приложение 2).

Домашнее задание: п. 7.3 стр.123-126; стр.126 упр. № 3,4.

Подготовить сообщения на темы: «Нановолокна», «Неуглеродные нанотрубки», «Принцип действия молекулярного мотора».

Литература:

  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия, учебник. – М.: Академия, 2011.
  2. Еремин В.В. Нанохимия и нанотехнология, Лекция 1–4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
  3. Еремин В.В., Дроздов А.А. Нанохимия и нанотехнологии, элективный курс для учащихся 10–11 классов. – М.: Дрофа, 2009.
  4. «Нанотехнологии. Азбука для всех». Сборник статей под редакцией Ю. Третьякова. – М.: Физматлит, 2007.

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт российской нанотехнологической сети [Электронный ресурс].URL:http://www/nanometer.ru/
  2. Сайт о нанотехнологиях в России [Электронный ресурс].URL: http://www.nanonewsnet.ru/
  3. Журнал «Российские нанотехнологии» [Электронный ресурс].URL: http://www.nanorf.ru/