Индивидуальное занятие по развитию речи у ребенка с тяжелой формой расстройства аутистического спектра

Разделы: Коррекционная педагогика


Задачи:

  • Образовательная: Учить показывать указательным пальцем (фото) близкого человека, по инструкции “Покажи, где мама!”; закреплять действие по инструкции “Дай”, “Повтори”.
  • Развивающая: Развивать зрительное внимание, фонематический слух.
  • Воспитывающая: Способствовать воспитанию активности и самостоятельности.
  • Социализирующая: Обеспечивать состояние эмоционального комфорта учащегося.

Тип урока: Формирование новых знаний.

Методы работы: Объяснительно-демонстрационный, репродуктивный.

Оборудование: музыкальные инструменты: барабан – 2 шт., маракас – 2 шт., бубен – 2 шт.; ширма; жетоны; фото мамы, тарелка, поощрения (наиболее предпочитаемые ребенком вещи и действия-картинки): фотография-карточка “кружиться”, блокнот, щетка; мяч; мама.

Ход занятия

Этап занятия Содержание Деятельность ребенка
1 Орг. момент: выбор поощрения. Перед ребенком выкладываются наиболее предпочитаемые предметы, то что он любит больше всего: магниты, блокнот, кружиться (картинка), щетка. “Что ты хочешь? Выбирай.” После чего даем ребенку недолго взаимодействовать с желаемым предметом или действием Ребенок выбирает желаемый для него предмет (тянется к нему).
(кружим около 10 секунд). Кружится.
2 Повторение имеющихся навыков: Помогаем ребенку сесть за стол: “Садись на стул.” “Ты сел за стол заниматься, умница, держи жетон”. “Ты хочешь кружиться? Посмотри, соберешь все жетоны, и будем кружиться”. Выкладываем дощечку с липучками, на которую крепятся жетоны. Выбирает карточку “кружиться”
3 Имитация движений. “Повтори!” В хаотичном порядке ребенку предлагаются инструкции: похлопай в ладоши, подними руки вверх, дотронься до носа, открой рот, покажи язык (ранее изученные навыки). За каждое правильное и самостоятельное действие ребенок получает 1 жетон, прикрепляя его к дощечке. Помощь предлагается от максимальной к минимальной подсказке и поощряется жетоном более самостоятельное действие ребенка: при затруднении выполнения реакции, ребенку предлагается физическая подсказка: прием рука в руке, направление руки, кисти и пр.; визуальная подсказка: показ правильного действия, показ начала действия и пр.; аудиторная подсказка: комментируем действие, проговариваем опорное слово и пр. Реагирует на инструкции, за каждый правильный ответ получает 1 жетон. При неправильной реакции получает подсказки педагога, действует правильно и поощряется 1 жетоном.
Собрав все 10 жетонов, кружим ребенка (более продолжительное время, но не пресыщая его потребность). Кружится.
Отрываем все жетоны. “Ты покружился! Садись за стол.” Опять предлагаем выбор поощрения. “Будем ещё собирать жетоны! Соберешь все, будешь играть с листочками” (показ блокнота и дощечки для жетонов). Перед ребенком выкладывается набор музыкальных инструментов: барабан, маракас, бубен (ранее знакомые ребенку по отдельности и в паре). Второй экземпляр находится у педагога за ширмой. “Повтори!” педагог за ширмой подает звук барабана. Если ребенок не повторяет звук данного инструмента, педагог дает визуальную подсказку – показывает игру на барабане из-за ширмы и прячет обратно. Выбирает блокнот.
4 Имитация действий с предметами, развитие фонематического слуха. Аналогичная работа проводится с другими инструментами. Звуки инструментов подаются по очереди в хаотичном порядке, избегая предсказуемости. За каждый правильный издаваемый звук ребенок получает 1 жетон. При затруднении (облегчение задания), экземпляр инструментов педагога выкладывается на стол, напротив каждого инструмента ребенка. Таким образом, ребенок видит инструмент и его местоположение на столе. Если ребенок правильно сам подражает игре на инструменте, получает жетон. Реагирует на инструкции, за каждый правильный ответ получает 1 жетон. При неправильной реакции получает подсказки педагога, действует правильно и поощряется 1 жетоном, прикрепляя его на дочечку с поощрением. Собирает 10 жетонов и получает блокнот. Играет в течение 2 минут.
Основная часть
5 Актуализация знаний: Отрываем все жетоны от дощечки, когда ребенок играет.

“Что ты хочешь?” предоставляем выбор поощрения.

 
6 Закрепление указательного жеста как механического действия. Предлагаем ребенку показать предмет (тарелка) единственно стоящий перед ним “Покажи!” Тянется к блокноту.

Собирает 10 жетонов и опять играет с блокнотом.

7 Указательный жест на уровне осознания. Предлагаем выбор поощрения. Перед ребенком кладем одно фото матери: “Покажи где мама!” сразу же берем руку ребенка и методом “рука в руке” указываем на фото матери. Поощряем жетоном правильный указательный жест. Далее на эту же инструкцию даем физическую подсказку – направляем руку ребенка к фото матери, и так же поощряем жетоном. Далее следует визуальная подсказка, педагог показывает фото матери, дает образец указательного жеста и ждет подражания от ребенка. В дальнейшем подсказка сводится на взгляде педагога на фото матери. На поощрение ребенок выбирает щетку.

Ребенок показывает фото матери, получая жетон за правильную реакцию.

8 Физкультурная пауза: Ребенок по инструкции “Повтори”, подражает действиям педагога: присесть, поднять руки вверх, покружиться, похлопать, покрутить головой из стороны в сторону, катаем мяч друг другу, так же используя подсказки при необходимости. Повторяет действия за педагогом.
9 Указательный жест фото мамы, при выборе из двух предметов. Предлагаем ребенку фото мамы и тарелку. “Покажи, где мама?” при выборе из двух предметов. Обязательно используем иерархию последовательности подсказок, описанную выше: от “рука в руке” до отсутствия подсказки. Инструкция предлагается так же 5-10 раз (по ситуации), при постоянном изменении местоположения фото и тарелки, во избежание запоминания местоположения фото. Собирает все 10 жетонов и получает выбранное поощрение, играет в течении 2-4 мин.
10 Закрепление. В кабинет заходит мама ребенка. “Посмотри кто пришел? Это мама! Подойди к маме. Обними маму! Давай вместе покажем, где мама! Вот мама!” Выполняет инструкции педагога.
11 Итог: “Даня, пока!”, показываем жест “пока”. Если ребенок не реагирует, то инструкция “Посмотри на меня. Повтори (показ действия)”. При не восприятии и этой подсказки, используем прием “рука в руке”. Машет рукой “пока”. Уходит.