Логопедический утренник для 1–4-х классов "С днем рождения, азбука!"

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Цели:

  • Закреплять у детей-логопатов знания и умения полученные на логопедических занятиях.
  • Совершенствовать умения детей в звуковом анализе, деление слов на слоги, постановке ударения.
  • Обогащать  словарный запас.
  • Развивать познавательную деятельность; артикуляционную и общую моторику; глазодвигательные  функции; психические процессы.
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование. Карточки с заданием; карандаш  простой; листы и ручки; интерактивная доска, проектор.

Предварительная подготовка. Подбор материала к мероприятию.  

План:

  1. Вступительное  слово логопеда.
  2. Игра «Эхо».
  3. Разминка для ума.
  4. Загадки «Весёлый алфавит».
  5. Буква заблудилась.
  6. Спрятавшееся слово.
  7. Разделите слово на слоги.
  8. Расшифруйте слово.
  9. К истокам слова.
  10. Заключительное слово логопеда.

Ход утренника

Логопед: Здравствуйте, мои дорогие дети и взрослые! Надеюсь, что скучать вам  не придётся. Сегодня  я приглашаю Вас поучаствовать в мероприятии под названием «С днём рождения, Азбука!». (Слайд 1). (Приложение 1)

Чтец:

Много звуков есть на
свете:
Шелест листьев, плеск
волны,
А бывают звуки речи.
Мы их твёрдо знать
должны.

И.Лопухина

Немного истории. (Слайд 2, 3, 4).

Логопед:  Почти невозможно представить, как «из миража, из ничего…», а точнее из речи, рождается стройность графических знаков, которые и есть АЗБУКА, или — для сторонников европейской традиции — алфавит.

Создатели славянской азбуки (её начертание носит название кириллицы) — братья Кирилл и Мефодий из греческого города Солунь (Солоники).

Раз в год в мире празднуется день памяти создателей славянской азбуки — Кирилла и Мефодия— 24 мая. В календаре государственных праздников он именуется Днём славянской письменности и культуры и празднуется во многих городах.

В Краснодаре общегородской Крестный ход пройдет по благословлению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора. Ожидается, что в нем примут участие свыше тысячи человек: настоятели и духовенство, прихожане храмов кубанской столицы, а также представители общественных организаций, деятели науки, культуры и искусств.

Игра «Эхо». (Слайд  5).

Логопед: Ребята, вы знаете, что самый лучший подарок для Азбуки — это ваши знания, которые вы получили за этот год. Поэтому приготовьтесь, мы начинаем.

Когда вы ходили в лес или вечером на  речку, то слышали эхо. Вы кричали, а эхо отвечало, и вы слышали лишь конец слова. Попробуем поиграть сейчас в эту игру. Вам будет названо слово, а вы хором назовите последний слог несколько раз с уменьшением голоса.

Материал для игры: кот, мак, роза, коза, мука, ананас, курица, колено, платок.

Разминка для ума. (Слайд 6, 7).

Логопед: Молодцы! Ребята, ответьте, пожалуйста,  на вопросы:

  1. Орган, без которого невозможно говорить. (Язык.)
  2. Какие бывают звуки? (Гласные и согласные, шипящие и свистящие.)
  3. Где может стоять звук в слове? (В начале, в середине, в конце.)
  4. Без чего не напишешь в тетради? (Без карандаша, без ручки.)
  5. Что нужно знать, чтобы уметь читать? (Буквы?)
  6. Какую преграду преодолевают согласные звуки при произнесении? (Губы, зубы, язык.)
  7. Сколько вы знаете букв? (33.)

Загадки «Весёлый алфавит». (Слайд 8).

Логопед: Отгадайте-ка загадки. (Отгадывают  хором, по очереди подходят к подвижной азбуке и находят отгадку.)

1. Айболиту вы сперва,
   Рот открыв, поёте…(А)

2. Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву…(О)

3. Давно известно детям всем:
Корова знает букву…(М)

4. Каждый барашек скажет тебе:
Очень уж любят они букву…(Б)

5. Разделять всех он мастак,
Безголосый…(Твёрдый знак)

6. На одной стоит ноге,
Любят гуси букву…(Г)

7. Целый час жужжит уже
На цветочке буква…(Ж)

8. Для шипенья хороша
В алфавите буква…(Ш)

9. Узнаешь сразу ты её—
С двумя глазами буква…(Ё)

10. «Горячо как мне в свече!» —
Причитает буква…(Ч)

11. «Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» —
Так хохочет буква…(Х)

12. Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква…(Ы)

13. Не получится борща,
Если нет в нём буквы…(Щ)

14. Точит коготь на крыльце
Царапучка буква…(Ц)

15. Половинка от жука
Составляет буква…(К)

16. Безголосый он добряк,
Всё смягчает…(Мягкий знак)

17. Я, очки на нос надев,
Стану сразу буквой…(Ф)

18. Я нашёл сучок в лесу,
Он похож на букву…(У)

Буква заблудилась. (Слайд  9,10).

Логопед: Найдите ошибки и назовите правильно слова.

фамолёт
мозлята
олотник
лумка
шулавка
весня
лисвок
стакач
иволка

    

маразин
пеливан
капусла
пуловица
гавка
апфека
вокмал
свег
ромната

Спрятавшееся слово. (Слайд 11).

Логопед: На экране вы видите слова: хлев, уточка, столб, щель, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк. В каждом из этих слов спряталось ещё одно слово. Какие слова спрятались? Назовите их.

Разделите слово на слоги. (Слайд 12).

Логопед: Умнички! Сейчас, на экране будут появляться предметы. Сразу  хлопками разделите слово на слоги (произносит тот ребёнок, которого назовёт учитель-логопед).

Расшифруйте слово. (Слайд 13).

Логопед: Отгадайте, какое слово здесь зашифровано (каникулы):

ы  н  а  л  у  и  к  к

К истокам слова.

Логопед: Ребята, а вы знаете, что означает слово КАНИКУЛЫ.

В переводе слово КАНИКУЛЫ означает «собачки» (по латыни «канис»-собака).

«КАНИКУЛОЙ» именовали древние римляне самую яркую звезду в созвездии Большого Пса-Сириус. «КАНИКУЛА» — Сириус-ежегодно появлялась на небосводе в июле, в самый разгар лета по нашему календарю.

Но так как в июле обычно начиналась жаркое время года, когда студентов и школьников освобождали от занятий, то в честь звезды эти дни и прозвали каникулярными, КАНИКУЛАМИ.

Сначала КАНИКУЛАМИ называли только летний отдых, но потом привычное КАНИКУЛЫ стало относиться вообще ко всякому перерыву в учении.

Логопед: Молодцы! (Слайд 14). Вы показали хорошие знания и это самый лучший подарок для нашей Азбуки.

Пусть будет радость и веселье,
Ведь только этим мы живём
И говорим мы: «С Днём рождения!
Со светлым и счастливым днём!»

Наша Азбука передала всем вам  в благодарность за знания подарки.

(Вручение подарков).

С вами я прощаюсь до следующего учебного года. До свиданья! (Слайд 15).

Список  использованной литературы: (Слайд 16).

  1. И.Д. Агеева. Весёлые загадки-складки и загадки-обманки для всех школьных праздников. М.: ТЦ-Сфера, 2004.
  2. Л.А. Введенская, Р.Я. Саакьян. Наш родной язык.  М.: Просвещение,  1971.
  3. А.Н. Матвеева. Буква за буквой 1 класс. М.: «Дрофа», 1996. 
  4. Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова. И учёба, и игра: русский язык. Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
  5. Н.Н. Ушаков. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение,1978.
  6. Научно-методический журнал «Логопед» №1 2011.

Интернет-ресурсы:

  1. solnet.ee и др.неизвестные авторы.