Методическая разработка урока физики в 7-м классе: "Повторение по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газа"

Разделы: Физика


Цель: Обобщение и систематизация знаний по темам: “Давление твердых тел, жидкостей и газа”, “Сообщающиеся сосуды”, “Барометры””.

Задачи:

  • Создать условия для наблюдения учащимися физических явлений, основанных на понятие “Давление”.
  • Продолжить формирование навыков и умений, необходимых для решения расчетных, качественных, творческих задач по теме “Давление твёрдых тел, жидкостей и газа”.
  • Развивать умения анализировать, логически рассуждать, самостоятельно формулировать выводы, проводить эксперимент с учетом ТБ, умения сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни, осуществлять самоконтроль с помощью обучающих - контролирующих ресурсов.
  • Создать условия для развития навыка устной речи, чувства взаимопонимания и взаимопомощи, развития мотивации изучения физики, через сообщение интересных сведений, посредством разнообразных приёмов деятельности.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Тип урока – решение задач.

Метод обучения – алгоритмический и программируемый.

Оборудование: интерактивное оборудование с ПК, раздаточный материал с разноуровневыми заданиями, интерактивные тесты.

Демонстрации:

  • Презентация к уроку “Повторение по теме “Давление твердых тел, жидкостей и газа””.
  • Фонтан, созданный в домашних условиях.
  • Баночный барометр, созданный в домашних условиях.

Пояснение к уроку

Группы учащиеся на предыдущем уроке получают задание:

  • используя рубрику учебника Физики 7 кл. “Мои физические исследования” изготовить “баночный барометр” (стр. 93[1]);
  • изготовить “домашний фонтан” из подручных материалов;
  • подготовить сообщение по теме “Природные барометры”.

Так как в кабинете физики находятся еще 4 персональных компьютера, то иногда контроль знаний я осуществляю через обучающие - контролирующие ресурсы, созданные с использованием PowerPoint (на основе макросов).

Внимание!

Для того чтобы конструктор и созданные на его основе тесты работали на вашем компьютере, необходимо произвести настройки, позволяющие исполнение макросов в PowerPoint. Откройте это приложение и:

в MS PowerPoint 2003 выберите: “Сервис” – “Макрос” – “Безопасность...” – вкладка “Уровень безопасности” – “Низкая” – вкладка “Надежные издатели” – отметить флажок “Доверять доступ к Visual Basic Project”;

в MS PowerPoint 2007 (2010) щелкните по кнопке Office (Файл), затем по кнопкам: “Параметры PowerPoint” – “Центр управления безопасностью” – “Параметры центра управления безопасностью...” и выберите с помощью переключателя “Включить все макросы” и отметьте флажок “Доверять доступ к объектной модели проектов VBA”. В первом случае вам каждый раз при открытии конструктора или теста, созданного на его основе, придется в окне предупреждения системы безопасности нажимать кнопку “Не отключать макросы”, а во втором на панели “Предупреждение системы безопасности” нажимать кнопку “Параметры” и выбирать в диалоговом окне “Включить это содержимое”.

Выполненные настройки вступают в силу только при следующем запуске редактора мультимедийных презентаций, поэтому закройте PowerPoint.

В дальнейшем эту процедуру на данном компьютере вам повторять не придется, пока вы не отмените указанные настройки, но ее желательно выполнить на всех компьютерах, где будут выполняться тесты, созданные с помощью данного конструктора.

Создание презентации по теме урока (смена слайдов происходит по щелчку).

План урока

Время, мин. Содержание Вид деятельности
2 I. Организационный момент.  
1 II. Домашнее задание  
5 III. Актуализация знаний. Вопрос – ответ, решение карточки № 1
34 IV. Обобщение и систематизация знаний Работа по карточкам у доски и на местах, индивидуальные задания (решение расчётных задач, 10 мин.)

Решение качественной задачи.(3 мин.)

Сообщение на тему “Природные барометры”(5 мин.)

Демонстрация “баночного барометра”(3 мин)

Обсуждение творческого, домашнего задания “Модель фонтана” (3 мин)

6. Тестирование (10 мин.)

3 V. Рефлексия. Обобщение материала урока.

Ход урока

 

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. - Здравствуйте, ребята, садитесь. Садятся
- Тема урока: Повторение по теме “Давление твёрдых тел, жидкостей и газа”.

- Открываем тетради, записываем число, тему урока.

- Сегодня на уроке мы повторим и систематизируем знания, связанные с понятием “Давление”.

(см. Приложение 5, слайд №1)

Записывают в тетради
II. – Прежде чем мы приступим к основной части урока запишем домашнее задание. Открываем дневники, записываем:

1) повторить параграфы 27-36

2) экспериментальная задача, которую необходимо выполнить в домашних условиях. Её записывать не надо. Задача распечатана и лежит у вас на партах. (Определите давление табурета на пол. Массу табурета измерьте с помощью бытовых весов, а площадь ножки табурета с помощью линейки.)

Записывают в дневники, вкладывают листы с экспериментальной задачей
III. Актуализация знаний

- Пока вы отвечаете на вопросы, ответ к карточке №1 (см. Приложение 1) пойдёт к доске и подготовит .......

А мы вспомним (слайды №2-4):

  1. Что такое давление?
  2. Как ещё можно рассчитать давление?
  3. Каковы основные единицы измерения площади, силы, высоты, давления?
  4. Сформулируйте закон Паскаля.
  5. Приведите примеры сообщающихся сосудов.
  6. От чего зависит высота столба жидкости в сообщающемся сосуде при одинаковом давлении?
  7. Что значит атмосферное давление?
  8. Чему равен 1 мм. рт. ст. в паскалях?
  9. Как называется прибор для измерения давления?
  10. Как называется прибор для измерения давлений меньших или больших атмосферного?

- Ну что ж, мы повторили основные понятия и законы, которые понадобятся при решении задач.

(По окончании работы обсуждаем ответ к карточке № 1.)

 

Решает

 

 

 

Отвечают

IV. Обобщение и систематизация знаний

1) А сейчас выполним самостоятельную работу. На каждой парте лежит листок с заданием по вариантам. Вы решаете в тетрадях самостоятельно, а два человека выходят к доске и выполняют свой вариант на обратной стороне доски (см. Приложение 1). По окончанию выполнения задания мы сверим ответ с решением ребят у доски, и допущенные ошибки вы исправите сами карандашом. Приступаем.

Некоторые учащимся (работа со слабоуспевающими) получают задание - решить задачу по аналогии (см. Приложение 2).

 

 

Решают

2) Переходим к решению качественной задачи.

(зачитываю стихотворение, слайд №5)

- Мне ответ серьёзный дайте,
Кто сейчас сказать готов,
Почему следы в асфальте
Лишь от женских каблуков?
Отвечайте же скорее:
Что, девчата тяжелее?

 

 

Отвечают, рассуждают

3) - А теперь послушаем интересное сообщение о природных барометрах, которое подготовил (см. Приложение 3). (слайды № 6,7)

- Теперь вы знаете, почему лягушек перед дождём так много.

 

Рассказывает

4) На этом наш с вами урок не заканчивается. Некоторым учащимся было заранее дано творческое задание, о котором они сейчас и расскажут.

- ..... сделал(а) дома “баночный барометр”. Послушаем принцип работы самодельного барометра.

1.jpg (9113 bytes)

- Давайте послушаем ........ Интересно какими подручными материалами он воспользовался, чтобы сделать фонтан в домашних условиях

- Ответьте на вопрос: Какое условие должно соблюдаться, чтобы фонтан работал? (слайд №8).

 

 

Показывает, рассказывает и объясняет принцип работы

 

 

 

 

 

 

 

Показывает, рассказывает и объясняет принцип работы

Отвечают

5) – Ребята, основные понятия по теме “Давление твёрдых тел, жидкостей и газа” мы повторили. А сейчас применим полученные ранее знания при работе с тестом (см. Приложение 4). Четыре человека выполнят интерактивный тест на компьютере (см. Приложение 6, Приложение 7). Результаты работы мы обсудим на следующем уроке. У вас на выполнение данного задания - 10 минут. Выполняют
6) - Решим весёлую задачу:

Когда американцы впервые начала запускать астронавтов на орбиту, очень скоро выяснилось, что в состоянии невесомости перестают писать шариковые ручки. Что делать? Десять лет и 12 миллиардов долларов потребовалось учёным, чтобы решить эту проблему и изобрести авторучку, способную писать в невесомости, вверх ногами, под водой, на любой поверхности и при любых температурах.

....Русские между тем стали использовать карандаш.

Вопрос: Почему в условиях невесомости авторучка не пишет? [5]

 

Отвечают

IV. Рефлексия

- Подведём итог урока.

- О каких понятиях мы сегодня говорили?

- Какие физические приборы вспомнили?

- О каких природных барометрах вы сегодня узнали?

- Какие материалы можно использовать для создания “баночного барометра” и фонтана?

- Почему перед дождем много лягушек?

....

- Оценки за урок следующие

- Урок окончен. До свидания (слайд №9)

 

 

 

 

Отвечают, рассуждают

Литература.

  1. УМК СФЕРЫ по физике 7 кл.: Учебник “Физика. 7 класс” / В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев; Рос. акад. наук, Рос. акд. образования- М.: Просвещение, 2009г.;
  2. Физика. Тетрадь – тренажёр. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ В. В. Белага, Н. И. Воронцова, Д. А. Артеменков и др. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, М.: Просвещение, 2009. Академический школьный учебник. Сферы.
  3. Электронное приложение к учебнику СФЕРЫ по физике 7 класса.
  4. Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб. пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.-6-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1994.
  5. Семке А. И. Нестандартные задачи по физике. Для классов естественно - научного профиля / А. И. Семке.- Ярославль: Академия развития, 2007.