Урок по теме "График плавления и отвердевания кристаллических тел"

Разделы: Физика


Задача урока: Повторить агрегатные состояния вещества, процессы плавления и отвердевания тел., научить понимать графики плавления и отвердевания тел.

Цели урока:

Образовательная:

  • Изучить особенности в поведении вещества при переходе из твердого состояния в жидкое и обратно, процесс плавления и отвердевания.
  • Формировать умение стоить график зависимости температуры кристаллического тела от времени нагревания;
  • Формировать умение сравнивать, сопоставлять, обобщать материал.
  • Аккуратность в составлении графиков, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.

Развивающая:

  • Формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников при выявлении сути процессов.

Воспитательная:

  • Воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение читать графики. видеть физику вокруг себя. Слайд 2.

Оборудование: ПК, мультимедиа-проектор, компьютерная презентация;

Программное обеспечение: PowerPoint; Электронное приложение к учебнику Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б. 10 класс.

Особенности: использование информационных технологий.

Тип урока: Комбинированный урок.

План.

  1. Организация начала урока (2 мин).
  2. Проверка домашнего задания, постановка цели урока.(5 мин)
  3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. (5 мин)
  4. Этап усвоения новых знаний. (15 мин)
  5. Закрепление материала. Обобщение и систематизация. Итоги. (15 мин.)
  6. Этап информации учащихся о домашнем задании. (3 мин.)

Это второй урок из темы "Изменение агрегатных состояний вещества". Урок сопровождается презентацией и видеоматериалами.

Ход урока

1. Организация начала урока. На экране слайд 1 и 2.

Презентация.

2. Проверка домашнего задания. Упражнение 7 стр.33. (наличие в тетради).

3. Актуализация. (Фронтальный опрос с целью активизации имеющихся знаний).

Вопросы: Слайд 3 и 4. В каких агрегатных состояниях может находиться одно и тоже вещество?

  1. Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел?
  2. Какой процесс называют плавлением?
  3. Какой процесс называют отвердеванием?
  4. Как называют температуру, при которой вещество плавится и отвердевает?

В результате беседы делается обобщение: Любое вещество, состоящее из атомов и молекул может находиться в трех состояниях жидком, твердом и газообразном. Опыт показывает, что вещества отвердевают при той же температуре, что и плавятся.

Плавление кристаллического тела - сложный процесс. Рассмотрим его. Слайд 5.

4. Демонстрация видео эксперимента. Диск - электронное приложение к учебнику 10 кл. Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского. Раздел - анимация "Плавление".

В этом материале показывают процесс плавления олова. В ложке расплавляют олово, вставляют датчики и дают ему остыть. После остывания, вновь начинают нагревать. Датчик подсоединен к компьютеру. Работает программа L- микро. В режиме реального времени на экране появляется температурный график, характеризующий процесс плавления. После того, как вещество расплавилось, ему дают остыть. Происходит процесс отвердевания. Очень наглядно эти процессы сопровождает построение графика.

По завершению отвердевания, ведущий еще раз демонстрирует весь график, делая акценты на участках, показывающих сохранение температуры. Это происходит во время процессов плавления и отвердевания. Таким образом, учащиеся наблюдая этот опыт, начинают понимать особенности этих процессов и, особенно, построение графика. Данный видеоролик способствует более успешному усвоению и пониманию процессов плавления и кристаллизации. Помогает понять его графическую интерпретацию. После просмотра этого видеоматериала, дети очень успешно усвоили эти процессы и смогли понимать их графическое представление. Что показало дальнейшее изучение этой темы.

Т.к. температура тела во время плавления остается постоянной, то средняя кинетическая энергия его молекул не изменяется. Но при превращении твердого тела в жидкость разрушается кристаллическая решетка, т.е. увеличивается потенциальная энергия молекул. Переход из твердого состояния в жидкое происходит резко. Скачком, либо жидкость, либо твердое тело. Если тело продолжать нагревать дальше, после плавления. Температура его расплава будет расти.

После демонстрации делаем выводы: Слайд 6.

  1. Существует температура, выше которой вещество в твердом состоянии не может находится.
  2. Температура во время плавления и отвердевания остается постоянной.
  3. Процесс плавления требует притока энергиии к плавящемуся веществу. Тпл=Ткр.

Т.о. плавление и кристаллизация два симметричных процесса. Слайд 7. Слайд 8.

- В каком случае происходит поглощение энергии? (при плавлении).

- А что происходит при кристаллизации? (выделение энергии. Вещество остывает и отдает тепло).

Далее обращаемся к учебнику 8 кл. п.14.

Рассмотрим график зависимости температуры на стр. 33 рис. 16. Для закрепления материала можно рассмотреть график зависимости температуры льда от времени его нагревания по учебнику (стр.33 , параграф.14) и ответить на вопросы: Слайды 9, 10, 11.

  1. Что происходит на каждом участке графика? Какие участки графика соответсвуют нагреванию? (АВ и СД)
  2. Как по графику можно судить об изменении температуры вещества при нагревании и охлаждении? (при нагревании температра повышается, а при охлаждении - понижается).
  3. На каких участках температура не меняется? (ВС и EF). Что это означает? (эти ие участки графика соответствуют плавлению и отвердеванию).
  4. Почему эти участки параллельны оси времени? (температура не меняется в течение всего процесса, а для этого нужен какой-то промежуток времени).

Еще раз подводим итоги: во время плавления и отвердевания температура не меняется. Лед плавится при температуре 0°С, при этой же темпратуре вода замерзает. Вода уникальное вещество на нашей планете. Благодаря ей стало возможно возникновение жизни на Земле.

5. Для закрепления решаем задачи. Слайд 12 и из сборника задач по физике 7-9 кл. Авторы В.И.Лукашик, Е.В.Иванова: № 1065, 1066, 1067, 1068.

Решить задачу:

В сосуде находится лед при температуре - 15о С. Сосуд поставили на горелку, которая дает в равные промежутки времени одинаковое количество теплоты. Укажите, какой график соответствует описанному случаю, и в чем ошибочны остальные графики?

Ответ: Средний. Верхний график соответствует телам, имеющим одинаковую удельную теплоемкость в твердом и жидком состояниях, нижний не для льда.

6. Домашнее задание п.13, 14. № 1069, 1070, 1072.

Спасибо за урок. До свидания!

5.06.2013

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306