Основы религиозных культур и светской этики. "Добро и зло". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: Знакомство с главными понятиями морали “добро” и “зло”.

Презентация. (Слайд 1)

Задачи урока:

  1. Личностные: познакомить учащихся с основами морали – определенным поведением, обусловленным принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом.
  2. Предметные: научить находить слова, которые помогут выразить собственное мнение, совершать поступки и действия на основе морального выбора, открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию.
  3. Метапредметные: формировать умение участвовать в коллективном диалоге, извлекать существенную информацию из различных источников.

Оборудование и материалы:

  1. Компьютер, проектор.
  2. “Основы светской этики” 4–5 классы: учебное пособие для общеобраз. учр. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Электронное пособие к учебному пособию “Основы светской этики”.
  4. Интернет-источники.
    http://skromna.beon.ru/2.html
    http://www.medkrug.ru/article/show/5562
    http://www.infobank.by/327/itemid/4599/Default.aspx
    http://blogs.mail.ru/mail/vodoleysha/6bc751ccd7ff814c.html
    http://beon.ru/tests/529-729.htm

1. Мотивация к учебной деятельности, включающая:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Цель этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

Задачи: Доброжелательный настрой учителя и учащихся. Готовность класса и оборудования к уроку. Быстрое включение класса в деловой ритм. Кратковременность организационного момента.

Метод: словесно-наглядный.

Учащиеся слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока.

Учитель: Доброе утро, ребята! Начинаем урок. Я опять улыбаюсь и дарю вам хорошее настроение.

Улыбается солнышко, улыбаюсь я, улыбнитесь и вы. Посмотрите друг на друга ...и улыбнитесь.

Я рада, что у многих хорошее настроение, надеюсь, к концу уроку оно станет еще лучше.

– Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны царицы поведения – Этики. Чтобы узнать, о чем мы будем говорить, послушайте стихотворение неизвестного автора:

Добро и Зло с далеких пор
Ведут свой древний, давний спор
Кто наяву, а не во сне
Сильней и крепче на земле?
"Сильнее Я" сказало Зло
"Кто служит мне, тем повезло
Я щедро отблагодарю
Земные блага подарю
Машины, деньги, мощь и власть
Пусть насладятся жизнью всласть!"
Добро сказало: "Может быть,
Но только я могу любить
Хоть за душою ни гроша
Для всех людей важна душа
Я виллы, яхты не дарю
Зато я душу сохраню
Друзей, родных, детей и дом
И много счастья в доме том
Не знаю что еще сказать..
Остаться с кем, самим решать
Добро и Зло с далеких пор
Не оставляют этот спор.

– Определили тему урока? (Слайд 2)

– Каким способом будем изучать новую тему? (Сначала выясним, что мы не знаем. Для этого надо выполнить пробные действия, зафиксировать затруднение и выяснить его причину. Затем сами построим новое знание.) (Слайд 3)

– Желаю вам успешной работы!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

– Какие знания нам нужны на уроке?
– С чего начнем наш сегодняшний разговор?
– На какие вопросы будем искать ответы?
– Что такое “добро”? Кому добро? От кого добро? Есть ли добро общее, применимое ко всем людям…? Что такое “зло”?
– Давайте начнем наш разговор с правил и законов, по которым мы живем изо дня в день.

(Дети называют правила, упорядочивающие движение транспорта и пешеходов; порядки, существующие в их семьях; особые правила, действующие в школе.) (Слайд 4–6.)

– А есть ли какие-нибудь правила или законы, где говорится о воровстве, честности, отношении к родителям, заключении брака, займе денег? Что было бы, если бы этих правил (законов) не существовало?
– Благодаря правилам и законам у человека формируется совесть.
– Что такое совесть?

(Возможный ответ: это особое чувство, позволяющее отличить добро от зла и вызывающее в человеке внутреннее побуждение к добрым поступкам.) (Слайд 7)

3. Этап изучения новых знаний. (Слайд 8)

Послушайте одну известную притчу.

“Мудрый царь Соломон”.

“Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и принесли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок ее. Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: “Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!” Другая же закричала: “Лучше отдайте младенца другой, но только не убивайте его”. (Слайд 9)

– Почему женщины спорили?
– Как предложил им решить спор царь Соломон?
– Для чего он так сделал?
– Которая же из женщин была матерью? (Выслушать высказывания детей).
– Настоящая мать скорее отдаст ребенка другой, лишь бы ее ребенок остался живым.
– Чему нас учит эта притча?

Самостоятельная работа. (Слайд 10)

– Давайте попробуем сформировать понятия “добро” и “зло”. Как понимаете вы.

(Мое понятие – научное понятие) – слова “добро” и “зло”. Зачитываются и разбираются несколько понятий.

Работа с учебником. (Слайд 11)

1. Самостоятельное чтение статьи.

2. Работа по группам:
1-я гр. – понятие добра;
2-я гр. – понятие зла.

Каждая группа готовит сообщение по памяткам:

1-я группа.

Для чего люди должны знать, что такое “добро” и “зло”?

Что такое добро?

Как должен делать человек добрые поступки?

2-я группа.

Нужно ли знать человеку, что такое зло?

Что такое зло?

Как должен вести себя человек, чтобы не допустить зла?

Выступление учащихся.

4. Физкультминутка. (Слайд 12)

5. Этап проверки понимания изученного. (Слайд 13)

– Как вы думаете, зачем я задаю эти вопросы?

6. Этап закрепления нового материала.

Запишите в словарики научное понятие слов “добро” и “зло”. Отличаются они от вашего понимания? (Слайд 14)

ДОБРО нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок (сл. Ожегова).

ДОБРО все хорошее, положительное, направленное на благо (сл. Кузнецова).

ЗЛО – нечто дурное, вредное, противоположное добру.

– Мы изучили новый материал, что теперь нужно сделать, как вы думаете? (Слайд 15)

РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ (закончи пословицу) (Слайд 16)

В кривом глазу и прямое криво.
Взял с сердцем, так и ешь с перцем.
Во зле жить – по миру ходить.
Гнев – человеческое, а злопамятство – диавольское.
Доброе дело и в воде не тает
Доброму добрая память.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Ласково слово многих прельщает.

– В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру, Правде, Красоте. Доброго в жизни все-таки больше, чем злого.

– А от кого и от чего зависит наличие зла в жизни?

(Выслушать ответы детей.) При затруднении предложить разрешить ситуацию: (Слайд 17)

– Можно ли как предательство, т.е. зло, рассматривать такую ситуацию: вы взяли в дом щенка, а потом по какой-то причине выбросили его на улицу? И будет ли виновата выброшенная за дверь собака, вынужденная голодать, мерзнуть и мокнуть, в том, что она, когда вырастет, будет бросаться на людей и ее будут называть злой?)

Вывод: станет ли зла еще больше – зависит от человека. (Слайд 18)

– А теперь давайте посмотрим самый добрый мультфильм “кот Леопольд”.

(Слайд 18)

7. Рефлексия учебной деятельности. (Слайд 20)

– Какую цель вы поставили в начале урока?
– Вы достигли поставленной цели?
– В чем у вас было затруднение?
– Как вы открывали новое знание?
– Что вам помогло открыть новое знание?
– Для оценки урока предложила смайлики. (Слайд 21)

Настроение на уроке:

а) отлично;
б) хорошо;
в) скучно.

Домашнее задание. (Слайд 22) Презентация

Задание дается на выбор.

  1. С. 13, вопросы и задания.
  2. Занести в таблицу все добрые и злые поступки окружающих. Сделать сравнительный анализ.
  3. Придумать сказку о добре и зле. Нарисовать добро и зло.