Основы грамотного письма

Разделы: Начальная школа


На первых порах обучения письму используются те слова, которые пишутся так, как произносятся. Основу без ошибочного написания подобных слов составляет умение ребенка правильно произнести слово и услышать каждый звук в той последовательности, которая соответствует нормам языка. В основе этого умения лежит уровень развития фонетического слуха.

Больше всего первоклассники допускают на пропуск и замену букв, говорить о недостаточном развитии у детей фонематического слуха. Поэтому необходимо ежедневно упражнять их в звуковом анализе слов. Известно, что в формировании произвольного внимания большое значение имеет четкая организация внешних средств, с помощью которых обучаемый может управлять собственным сознанием.

Полезно практиковать четкое проговаривание каждого звука в слове (например: с- л-о-н). Каждый звук хорошо фиксировать фишкой. Овладеть умением анализировать слово “на слух” младшим школьникам помогают простые упражнения, на которые не нужно отводить специальное время:

  • Разделить слово на слоги, определить количество слогов;
  • Поставить в слове ударение, выделить ударный слог;
  • Определить количество звуков и букв;
  • Определить гласные звуки: установить, какой буквой обозначается каждый звук;
  • Запомнить трудное написание в этом слове.

Известно, что грамотный звукобуквенный анализ слов на первых этапах обучения родному языку существенно влияет на формирование навыков безошибочного письма.

Иногда, пытаясь помощь ребенку, родители используют списывание текста: будет писать внимательно – научится писать без ошибок. Особенно важно в этот период научиться правильно списывать с книги. Прежде всего ребенок должен прочитать текст, который дан для списывания . Затем прочитать первое предложение. Если оно состоит их двух слов, запомнить их и писать по памяти, мысленно деля каждое слово на слоги. Предложение их трех и более слов списать надо по частям. Не допускайте, чтобы ребенок приобрел вредную привычку списывать по буквам. Учить правильно списывать – значит учить произносить слова при письме по слогам, т.е. видеть при списывании не одну букву, а весь слог и каждую его букву. Списывание слов необходимо наладить с первых шагов обучения письму слов мама, Маша и закреплять это умение в период обучения грамоте. Это достигается скорее. Если дети постоянно упражняются в звуковом анализе и синтезе, с самого начала приучаются читать прямой слог сразу по двум буквам. Нужно произносить слова при письме, выделяя прямой слог и несколько протягивая голосом гласные звуки (а, у, о, ы, и).

Проговаривание лов по слогам в процессе их записи играет очень важную роль в уточнении восприятии звукового состава и последовательности звуков в словах. В результате упражнений оно становится составной частью самого процесса письма и помогает выработке самоконтроля.

Какие ошибки допускаются при письме?

Пропуск букв. Внедрение лишних букв. Перестановка букв. Замена букв (близких по написанию или обозначающих сходные звуки). Эти ошибки не связаны со знанием каких – либо грамматических правил, их принято объяснять недостаточным вниманием. Начинать формирование произвольного внимания нужно как можно раньше. Наиболее благоприятный возраст для такого рода работы - 9-10 лет. Формирование навыков самоконтроля при письме – возможность, которую упускать нельзя.

Для того чтобы научить ребенка быть внимательным, целесообразно использовать приемы, которые в классе применяют учителя. Один из таких приемов использование карточки, на которой записан порядок выполнения операций по проверке текста. Операции выглядят так:

  1. Читай предложение вслух.
  2. Подходят ли слова друг к другу?
  3. Нет ли лишних слов?
  4. Нет ли пропуска слов?
  5. Читай слово вслух по слогам и отделяй слоги друг от друга точкой.
  6. Подходят ли буквы к слову?
  7. Нет ли лишних букв?

Значительное место в формировании навыков грамотного письма отводится обучению написанию слов “из словаря”. Это в основном слова с непроверяемыми гласными. Они встречаются еще в букваре и в прописях: ученик, ученица, дежурный, класс и т.д.

Чем же помочь ребенку?

Приемов работы много. Можно переписать каждое слово на отдельную карточку и по мере усвоения перекладывать слова из белого, например, конверта в голубой. Можно расписать все слова из словарика по темам и вывешивать плакатики над рабочим местом ребенка, меняя их время от времен .Можно включать слова из словарика в различные игры, о которых шла речь выше. Нельзя только одного: сводить усвоение этих слов к механическому повторению, которое подавляет малыша и вызывает у него отвращение к работе.