Информатизация учебно-воспитательного процесса ‒ важная составляющая повышения качества образования в школе и личностного роста руководителя

Разделы: Администрирование школы


Великая цель образования — это не знания, а действия.
Г. Спенсер

Второй год школа функционирует как начальная, и, наверное, о результатах начальной школы еще говорить рано. Но есть, по-моему мнению, общее для любой школы: будь то начальная, основная, средняя школа, ресурсный ли центр – это информатизация.

Сентябрь 2005… Я – директор школы. С чего начать? Коллектив новый, практически никого не знаю, с большинством знакома на уровне “здравствуйте!”, в основном – педагоги опытнее меня, с большим стажем. Основной аргумент: “Мы раньше так не делали!”. При этом я хочу что-то изменить. ЧТО? На тот момент школе почти 15 лет, это “новейшая” школа в городе. Поэтому денег на ремонты, оснащение с момента открытия школы выделяется очень немного: школа-то самая новая. Принимая дела вижу, что в школе 18 компьютеров: 15 шт. в компьютерном классе, один – у секретаря, один – в кабинете БОС (опорно-двигательный), один – общий для администрации школы.

Понимаю, что основной целью надо ставить разработку, использование, внедрение информационных технологий с максимальной пользой для всех участников учебно-воспитательного процесса.  За очень короткое время одним из основных "строительных" блоков современного общества и фундаментальной базой развития экономики стали информационные и коммуникационные технологии, которые пронизывают всю деловую жизнь и обеспечивают успешную деятельность современных организаций разных форм собственности. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным “довеском” в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Школа является юридическим лицом. Однако, собственной бухгалтерии нет, обслуживается по договору с управлением образования централизованной бухгалтерией. По какому вопросу не обратишься к главному бухгалтеру, ответ один – “денег на этой статье нет!”. Постоянно с протянутой рукой, как будто деньги не со своей сметы тратишь, а кому-то в карман залезаешь… При этом уже через год приобретаем компьютеры административному персоналу школы, что позволяет облегчить работу заместителей директора, “разгрузить” секретаря школы.

С сентября 2006 года начинаю процесс “отделения” от централизованной бухгалтерии. Очень не хочет учредитель (управление образования) отпускать. Уговаривают, говорят, что это лишние проблемы, специалистов нет (живем в маленьком военном городке). Процесс затягивается, но все же (ура!) с 01 августа 2007 года школа переходит на самостоятельное ведение бухгалтерского учета и отчетности. Рискую: главным бухгалтером назначаю молодого специалиста, практически без опыта работы. Риск оказался оправданным: бухгалтерия работает, сбоев нет. Смету школы ежегодно составляю с главным бухгалтером, теперь сама планирую, что покупать и когда.

Итак, 2007 год. Модернизация образования идет полным ходом. Понимаю, что без компьютеризации школы не может быть никакой информатизации образовательного процесса. В чем проблемы?

Во-первых, все-таки мы еще на “Вы” с компьютером, необходимы курсы по обучению работы на компьютере. И это скорее всего самая главная проблема: если и будет компьютерная техника, а нет умеющих на ней работать – тупик. Большинство педагогов даже не знают, как к компьютеру подойти, включить, не то, чтобы работать. А на курсы всех сразу не отправишь – замену не найти.

Собираемся на совещание и ищем пути. Часть педагогов получает навыки работы с компьютером в рамках прохождения курсов повышения квалификации в МОИПКРОиК. Есть предложение: курсы на базе школы, а почему бы и нет? Направляю в МОИПКРОиК учителя информатики на курсы повышения квалификации, после обучения на которых, она становится региональным тьютором и мы принимаем предложение участвовать в проекте Майкрософт “Академия учителей” в качестве учебной площадки МОИПКРОиК. Вот так не отрываясь от производства мы получаем необходимые знания: после уроков – в кабинет информатики. Получилось две группы: в первой только работники школы, во второй – еще и работники образовательных учреждений, учреждений образования, социальной защиты города (всего 49 человек). Таким образом, в 2008 году 96% своих педагогов обучили в школе.

На этом мы не остановились. В этом учебном году заключаем новый договор с МОИПКРОиК на обучение вновь принятых работников по вышеназванной программе, а кто уже обучился в прошлый раз – углубляет свои знания в использовании компьютерных технологий по программе “Введение в информационные технологии 21 века” проекта “Intel. Обучение для будущего”. Всего – 31 человек.

Началось внедрение свободного программного обеспечения. Не знаешь, хорошо это или плохо. Только вроде бы разобрались с пакетом СБППО, радовались. Но если пошли указания о внедрении свободного ПО – этого не избежать рано или поздно. Поэтому в декабре 2009 года 8 педагогов школы (включая директора и заместителей) прошли дистанционное обучение в НОУДПО “Институт “АйТи” по программе “Применение пакета свободного программного обеспечения”.

В 2007 году в школе появляется замечательная сеть ИНТЕРНЕТ. Выход в ИНТЕРНЕТ в компьютерном классе, в административном блоке. Умение работать в сети позволяет расширить наши возможности. Начинаем осваивать дистанционное обучение. Первые – учитель информатики, директор школы. Теперь ежегодно 3-4 учителя обучаются на дистанционных курсах повышения квалификации.

Во-вторых, отсутствие необходимой материально-технической и ресурсной базы учебно-воспитательного процесса. Потихоньку закупаем компьютерную технику: сначала осваивают компьютеры административные работники. Сразу чувствуем, что есть положительные моменты:

- составляем расписание с использованием специальной программы;

- экономим время при написании справок, отчетов и т.д.

- изучаем результативность работы каждого учителя, уровня обученности школьников.

Итак, закупаем компьютерную технику. Вот что получается:

  В 2006-2007 учебном году В 2010-2011 учебном году
компьютер 18 46
ноутбук - 6
проектор - 7
МФУ - 5
экран - 2
DVD - 17
принтер 1 15
факс 1 2

С 2008 года начали комплектование медиатеки. На данный момент школьная медиатека насчитывает более 100 электронных пособий различной направленности.

В-третьих, с увеличением парка компьютерной техники необходим специалист, который будет устанавливать программное обеспечение, обслуживать технику, обновлять ПО и т.д. В условиях нашего закрытого территориального образования (ЗАТО) такие специалисты встречаются не часто, а если и нашел специалиста – в штатном расписании штатной единицы программиста нет. И хотя мы сами верстаем штатное расписание, учредитель строго следит, чтобы мы ни одной лишней ставки не ввели. Первое время обходимся своими силами: есть учитель информатики, она молодец. Но в 2008 году радость – получаем пакет СБППО в подарок и уже компьютеров стало побольше… Заключаю договора гражданско-правового характера. Процесс идет. Но все-таки нужен такой человек в школе, чтобы в любой момент мог прийти на помощь при возникновении неполадок. С сентября 2009 года мы – начальная школа. Лаборант физики и химии не нужен, ввожу ставку лаборанта информатики. На работу принимаю молодого специалиста – учителя физической культуры. К моей радости его хобби – программирование – очень удачно сочетается с необходимостью для школы. Так, в тандеме с заместителем директора по УВР (она же и учитель информатики) идет работа по обслуживанию парка компьютерной техники. Конечно, когда возникают сложности (это бывает не часто), заключаем договор с фирмой и приглашаем специалистов.

В-четвертых, освоение нового – процесс трудоемкий. В основном педагоги “старой” закалки, нововведения воспринимают в “штыки”. Поэтому поначалу осваиваем данную инновацию с трудом. Чтобы увидеть дальнейшую перспективу в развитии школы, разрабатываем программу развития школы. Ежегодно - план работы школы на год, более подробный – на месяц. И, наверное, со мной согласится большинство руководителей, что, сколько ни планируешь, все равно постоянно приходят приказы о конкурсах, которые не включены в план. Так было и с объявленным региональным конкурсом “Лучшая программа информатизации общеобразовательного учреждения”. Разработали Программу информатизации школы на 2008-2011 годы, заняли 1 место в городском этапе конкурса и направили для участия в областном этапе этого конкурса. Реализуем данную программу поэтапно. Анализируем и делаем выводы:

- невысок уровень участия педагогов и учащихся в дистанционных и телекоммуникационных проектах и конкурсах. Видим причины: недостаточная активность учителей и учащихся в организации проектной деятельности в области ИКТ, отсутствие у учителей мотивации в использовании ИКТ во внеурочной деятельности. Организовываем цикл семинаров по обучению приемам проектной деятельности учащихся и педагогов, разрабатываем положение о “портфолио” как системы достижений педагогов и учащихся, вносим дополнения в Положение о стимулировании творческой деятельности педагогов и учащихся. И получаем результат: количество участников телекоммуникационных мероприятий увеличивается с каждым годом.

- неэффективное использование Интернет-ресурсов педагогами в учебно-воспитательном процессе. Сказывается недостаток опыта и слабые навыки отдельных педагогов в использовании образовательных ресурсов Интернета на предметных уроках. Что делаем? Правильно, проводим семинары-практикумы для учителей и учащихся – потенциальных пользователей Интернета, что позволяет эффективнее использовать Интернет-ресурсы. Причем по итогам 4 квартала 2010 года школа выходит на первое место среди начальных школ Мурманской области по эффективности использования Интернет-ресурсов.

- отсутствие системности в использовании ИКТ на уроках учителями начальных классов, учителями-предметниками. И снова анализ, который показывает, что 10,2% педагогов не владеют компьютерной грамотностью и ИКТ; более 30% из обученных учителей применяют ИКТ в обучении эпизодически; недостаточно используются имеющиеся медиаресурсы по отдельным предметам; недостаточны знания и опыт работы педагогов по отдельным программам, касающихся сайтостроения, компьютерной графики. Получается, что квалификацию наши педагоги повышают, значит, необходим контроль за использованием полученных знаний на курсах повышения квалификации в области ИКТ в работе педагогов. Начинаем проводить мониторинг уровней ИКТ-компетенции педагогов школы и других работников, видим, что если в 2008-2009 учебном году единицы учителей используют на уроках мультимедийную технику, проводят уроки в компьютерном классе, то уже в начале 2010-2011 учебного года осталось несколько учителей, которые не используют в системе ИКТ. Учителя заранее записываются в кабинете информатики, чтобы на уроке применить ИК-технологии. Кроме того, ИКТ стали чаще использоваться классными руководителями при проведении тематических классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий. Стационарно установили мультимедийные проекторы в кабинете информатики и актовом зале школы. Теперь остро стаёт вопрос об оснащении каждого кабинета компьютером и мультимедийным проектором, что будет реализовываться в рамках новой программы информатизации на 2012-2015 годы.

Школа состоит из четырех блоков, площадь очень большая. Запланировали объединить в единую локальную сеть все учебные кабинеты школы. Тоже сталкиваюсь с денежной проблемой. И все-таки, в первом полугодии 2009 года начали работы по монтажу единой локальной сети в школе: в первом блоке объединили кабинеты с кабинетом информатики, в 2010 – присоединили кабинеты второго блока. Думаю, к 2013 году из каждого учебного кабинета можно будет выйти в ИНТЕРНЕТ.

Пятое. Уже второй год в школе обучаются дети 1-4 классов. Понятно, что когда в школе обучались старшеклассники, они и участвовали во всех дистанционных и телекоммуникационных проектах и конкурсах, наши малыши редко принимали участие в конкурсах выше городского уровня (не считая “Кенгуру”, “Русский медвежонок”). Надо было “настроить” учителей начальных классов, да и предметников, на необходимость участия детей маленького возраста в различных мероприятиях, в том числе и дистанционных. Начали искать такие конкурсы, в которых смогут поучаствовать наши малыши. И нашли! Первой стала VIII Международная Интернет-олимпиада “Эрудиты планеты 2009”, в которой приняли участие 7 команд школы, четыре вышли в высшую лигу. Это было достижение! Как я говорю, мы в тот момент вышли на Международный уровень. В этом учебном году мы продолжили участие и в IХ Международной Интернет-олимпиаде “Эрудиты планеты 2010” приняли участие уже 12 команд, причем одна из них – первоклассники. И все команды вышли в высшую лигу, а команда 2в класса стала победителем IХ Международной Интернет-олимпиады “Эрудиты планеты 2010”!

Следующий дистанционный конкурс – II Открытый Чемпионат России по универсальному марафону-2010. Участвуют 17 учащихся и 6 педагогов, в том числе и администрация. Результат – второе место среди общеобразовательных учреждений Северо-Западного Федерального округа, приглашение для участия в очном туре в г.Москва. В этом году в III Открытом Чемпионате России по универсальному марафону приняло участие уже 62 участника (учащиеся, учителя, администрация). Результат – опять приглашение в Москву. Очень хочется поехать, пока думаем, ищем спонсоров.

Где еще участвуем:

Название конкурса Год Количество участников Класс Результат
Всероссийский фестиваль педагогических идей “Портфолио” (г.Москва) 2009-2010 6 учащихся Публикация на сайте
http://portfolio.1sept.ru
5 учащихся Публикация на сайте
http://portfolio.1sept.ru
Всероссийский конкурс
“ЭМУ (эрудит-марафон учащихся)
2009-2010 139 учащихся 1-4 1 место – 19 чел.
2 место – 2 чел.
Всероссийский конкурс
“ЭМУ (эрудит-марафон учащихся)
2010-2011 147 учащихся 1-4 Итоги еще не подведены
Муниципальная научно-практическая конференция “Золотой росток” 2010-2011 2 учащихся 4 Участие
Муниципальная научно-практическая конференция “Золотой росток. Юниор” 2010-2011 7 учащихся 1-3 Дипломы за лучшую презентацию, представление работы
Всероссийский конкурс “Первые шаги в науку” 2010-2011 1 учащийся 3 Лауреат заочного этапа конкурса

Педагоги тоже “включились” в информатизацию учебно-воспитательного процесса. В этом году в школе функционирует 5 методических объединений учителей начальных классов, 4 методических объединения классных руководителей. В классных кабинетах руководителей МО мы установили компьютеры, на каждую параллель – принтер. Учителя стали активно применять на уроках ИКТ, обобщать свой опыт, размещать разработанные материалы на сайтах в сети ИНТЕРНЕТ: http://www.urok.1sept.ru, http://portfolio.1sept.ru, http://rospedclub.phtml/prPed, http://www.it-n.ru, http://www.mounosch279.ucoz.ru.

Учителя принимают участие два года подряд в региональном конкурсе “Лучший ИКТ-урок”: в муниципальном этапе и в прошлом и в этом году победителем являются учителя нашей школы; постоянно выступают на научно-практических конференциях различного уровня; участвуют в городских практических семинарах; проводят открытые уроки с использованием ИКТ.

В региональном разделе портала “Сеть творческих учителей” в течение двух последних лет было зарегистрировано более 40 учителей и размещены разработки их уроков и внеклассных мероприятий.

Еще один момент: стать более открытым учреждением для общественности. В целях популяризации опыта работы школы, обеспечения Интернет-общения участников образовательного процесса создаем школьный сайт в 2008 году. Принимаем участие во Всероссийском конкурсе “Лучший сайт общеобразовательного учреждения” - получаем благодарность за участие. Изменяется статус школы и становится необходимостью разработка нового сайта школы и как результат в 2010 году – новый сайт в действии. Поэтому не буду перечислять здесь какими результатами школа гордится, познакомиться с результатами работы школы можно на страничках нашего школьного сайта.

Социальный заказ общества и родителей предъявляет к школе требования воспитывать образованных граждан, способных быстро находить правильные решения, успешно осваивать и эффективно использовать для этого необходимые знания. Поэтому для всестороннего развития личности ребенка, его природных задатков и способностей мы стремимся обеспечить свободный доступ к информационным ресурсам. 

К информатизации учебно-воспитательного процесса мы подходим комплексно, разработав программу, которая позволяет педагогическому коллективу и администрации школы осуществлять творческий подход в совместной деятельности педагогов и учащихся по выстраиванию индивидуальной траектории развития.

Для школы информатизация учебно-воспитательного процесса привела к следующим результатам:

  1. 100% обученность  педагогического коллектива ИКТ-компетенциям на курсах повышения квалификации.
  2. Проведение каждым учителем, прошедшим курсы, уроков с использованием полученных знаний в области применения ИКТ не менее 1 раза в неделю.
  3. Предоставление доступа к образовательным информационным ресурсам учащимся.
  4. Осуществлен переход на новый качественный уровень использования компьютерной техники, информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
  5. Формируется информационная культура учащихся, осуществляется работа с современными средствами обработки и передачи информации.
  6. Повышение информационной открытости школы, эффективности взаимодействия с органами управления, учениками, родителями, другими сообществами путем организации электронного документооборота и функционирования школьного сайта.
  7. Обеспечение равноправного вхождения школьников и педагогов в глобальное информационное сообщество (посредством ИНТЕРНЕТ) на основе соблюдения права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.

Что дал лично мне результат информатизации школы?

  1. У меня появился опыт социального партнерства с учреждениями различного уровня (муниципальными, государственными).
  2. С 2008 года ежегодно организовываю создание публичного доклада школы и размещение его на сайте школы.
  3. С 2008-2009 учебного года я участвую во Всероссийском фестивале педагогических работников “Открытый урок”, обобщаю и распространяю опыт своей работы, работы школы.
  4. В декабре 2009 года мне была присвоена высшая квалификационная категория по должности “руководитель”.
  5. В феврале 2011 года создаю свой мини-сайт на сайте социальной сети работников образования nsportal.ru, адрес сайта: http://www.nsportal.ru/matviishina-irina-vasilevna.

За последние годы (а это годы моего “директорства”) школа стала очень активно участвовать в конкурсах, соревнованиях, конференциях различного уровня, в частности – дистанционных. Отрадно заметить, что ежегодно мы имеем результат на самом высоком уровне.

И, хотя еще год назад мы с тревогой думали о будущем нашей школы, уже сейчас она ушла. Как говорят в народе: “Глаза боятся, руки – делают”, а это значит, что мы даем качественное образование, которое позволяет нашим выпускникам продолжать обучение на следующей ступени; мы развиваем в каждом ребенке так необходимые в современном мире информационные компетентности; мы любим наших учеников и очень рады, когда они с гордостью говорят: “Я учусь в начальной школе № 279 имени Николая Лунина”.