Особенности подготовки к ЕГЭ по русскому языку в коррекционном классе

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика


Классы коррекции в нашей школе действуют с 1993 года. Эти классы были открыты для учеников, испытывающих трудности при усвоении учебного материала и, соответственно, нуждающихся в щадящих условиях, которые сводились к снижению темпа обучения при том же объеме программы и уменьшению количества учеников в классе. Такой класс “достался” мне, когда они учились в 7-м классе. В этом классе были ученики разных национальностей. Многие их них с трудом освоили программу начальной школы, некоторые мальчики отмечались плохим поведением и нарушением дисциплины, и при этом подавляющее большинство учеников имело диагноз “задержка психического развития”. Тем не менее после девятого класса многие из них решили продолжить обучение в школе .

Главной задачей перед всеми выпускниками средней школы сегодня представляется сдача ЕГЭ как основная форма их аттестации и готовности дальнейшего обучения. Как подготовить учеников коррекционного класса к этому? Следует отметить, что одной из проблем является отсутствие у них мотивации, когда, например, ученик категорически заявляет: “Я ничего писать не буду!”, “Ну и пусть провалю!”, “Чему быть – того не миновать. Все равно ничего не знаю”, “Я не хотел, меня мама заставила идти в 11-й!” и т.п.

Для того, чтобы добиться успехов в обучении таких ребят, нужно учитывать особенности восприятия учебной информации каждого ребенка, осуществлять индивидуальный подход.

В начале обучения мною была проведена диагностическая работа. Ребята писали сочинение на тему “Как я лучше запоминаю”. В результате этой диагностической работы было выявлено, что определенная часть ребят лучше усваивает зрительную информацию – нужно много писать на доске, показывать схемы и т.д. Другие лучшие запоминают на слух, для них необходимо много проговаривать вслух, повторять. У одних память работает лучше, у других – хуже, для них необходимо повторение и возвращение к изученному материалу.

Кроме того, в педагогической работе необходимо учитывать то, что важно видеть “зону ближайшего развития ребенка”, не заваливать информацией, которую он не готов принять, а давать постепенно помимо заданий, которые ребенок может выполнить самостоятельно, и такие, которые пока он может выполнять с помощью учителя, с подсказкой. Таким образом, ученик выполняет задания по сложности на одну ступень выше, и это развивает ученика.

В целях повышения уровня подготовленности учеников коррекционного класса к итоговой аттестации по русскому языку в форме сдачи ЕГЭ были поставлены задачи:

1) Создание осознанной учебной мотивации.

– Повышение или коррекция самооценки учащихся. (“Я могу!”)
– Создание условий, позволяющих осознать востребованность знаний. (“Зачем мне это нужно!”).
– Привлечение к конструктивному диалогу родителей для решения общей задачи. (“Учитель + родитель = сила!”).

2) Актуальное содержание учебного материала, то есть “блоковая” подача материала, рассчитанная на разный уровень подготовки учащихся.

3) Включение элементов “нетрадиционной” методики, позволяющей легче воспринимать учебный материал через создание ассоциативных связей, так как сама жизнь подсказывает учителю пути оптимизации учебного процесса.

Проведя анализ научно-педагогической, учебно-методической литературы по вопросам подготовки к ЕГЭ и планированию уроков, изучив структуру единого государственного экзамена по русскому языку нами предлагается следующая последовательность изучения материала. При внимательном рассмотрении части А можно отметить, что она состоит из нескольких блоков.

  1. Вопросы А1–А5 проверяют степень владения орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами. К ним по типу примыкает вопрос А26 – на синтаксическую синонимию.
  2. Вопросы А6–А11 основаны на анализе микротекста в этих заданиях проверяются умения находить грамматическую основу предложения, давать его синтаксическую характеристику, различать части речи, определять лексическое значение слова в контексте, понимать логическую структуру текста. К этой же группе следует отнести задание А27, связанное с выбором предложения, наиболее полно и точно передающего содержание микротекста.
  3. Вопросы А12–А25 посвящены проверке грамотности. Первые семь вопросов этого блока – на орфографические, последние шесть – на пунктуационные правила.
  4. Вопросы А28–А30 направлены на анализ содержания и речевого оформления “большого текста”, который в дальнейшем служит материалом для заданий части В и С.

Мы предлагаем такую последовательность изучения блоков ЕГЭ:

  • вначале повторяются и закрепляются правила орфографии и пунктуации, необходимые для выполнения заданий 3-го блока, с тем, чтобы на протяжении всего оставшегося времени подготовки регулярно повышать грамотность школьников;
  • затем повторяются грамматические темы, необходимые для выполнения заданий 2-го блока части А и части В;
  • после этого целесообразно переключиться на вопросы 4-го блока части А, к которым и во время экзамена логичнее приступать после выполнения заданий части В;
  • далее начинается регулярная работа над сочинением части С;
  • и в последнюю очередь, по нашему мнению, следует разбирать вопросы 1-го блока части А.

Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку состоит из нескольких этапов (обычно двух-трех), во время которых работа ведется в одном из пяти направлений.

Говоря об особенностях построения урока, необходимо отметить следующее. Готовясь отвечать на основные вопросы по орфографии и пунктуации в тестовой форме, выбирая ответ из предложенных, учащиеся чаще всего (и это, безусловно, правильно, так как позволяет экономить время и работать очень продуктивно) выполняют тренировочные упражнения, вставляя пропущенные буквы, а не пишут слова и предложения в тетрадях. Кроме того, прийти к верному ответу им порой помогает метод исключения заведомо неправильных вариантов. Многолетние наблюдения показывают, что даже при хороших результатах выполнения заданий 3-го блока части А навыки грамотного письма парадоксальным образом могут теряться. Поэтому желательно как можно чаще включать в план урока небольшие фрагменты самостоятельного письма с последующей проверкой. Считаю, что поурочное планирование М.М. Казбек-Казиевой помогло мне организовать подготовку к ЕГЭ максимально эффективно.

Сложнее всего, как мы все знаем, ученикам написать сочинение – рассуждение (часть С).

Думаю, что сочинение на первых порах желательно давать на основе текстов небольшого объема, доступные пониманию, так как большие тексты отпугивают и так неуверенных в себе учеников. Содержание текста должно быть таким, чтобы у школьника возникло желание откликнуться на основные мысли автора.

Система заданий к тексту тоже должна быть направлена на формирование умений увидеть в тексте то самое главное и высказать свое отношение, свое понимание.

Можно использовать в подготовке к экзамену части В и С, как рекомендует М.М.Казбек-Казиева, цикл рассказов – миниатюр А.И.Солженицына “Крохотки” – например, “Утенок”, “Шарик”, “Костер и муравьи”. Но и здесь нужно быть избирательными. Чаще всего мы работали с текстами пособия под редакцией Г.Т. Егораевой.

Трудности у ребят возникают в подборе аргументации, как на основе жизненного, и тем более читательского опыта. На занятиях мы подбирали литературные аргументы по проблемам, поставленным в экзаменационных текстах. Круг проблем, которые поднимаются в предлагаемых текстах, не так уж широк. Многие из этих проблем являются вечными, а это значит, они не могли не найти своего отражения в произведениях известных писателей.

Ребята завели читательский дневник, куда кратко записывали фамилию, имя автора, жанр, проблематику, имена главных героев, сюжет, опорные слова и словосочетания. У кого-то читательский дневник был более подробным, у кого-то – менее, но польза очевидна, потому что потом многие охотно заглядывали туда, пользовались этой подсказкой.

Одной из задач стоящей перед каждым учителем является поиск эффективного способа запоминания учебного материала учениками. Внимание и память у многих детей ослабленные. Память – сложный психический процесс, включающий в себя запоминание, сохранение, воспроизведение. На помощь приходит мнемоника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет искусственных ассоциаций.

Мнемоника дает возможность создания позитивного эмоционального фона, развития внимания и памяти, формирования ассоциативного мышления, умения обобщать и, наконец, формирует установку на возможность внутреннего самосовершенствования, снижение уровня тревожности.

Ассоциации порой создаются самым немыслимым образом, но служат своеобразным маяком для памяти. Вспомните название падежей как запоминали в начальной школе и последующую цепочку ассоциаций:

I. И – Иван
Р – Родил
Д – Девчонку
В – Велел
Т – Тащить
П – Пеленку
I. Имя
Родить
Дать
Винить
Творить
Предложение
Кто?
Кого?
Кому?
Кого? Что?
Чем?
О чем?

Этот прием помогает детям с ЗПР лучше усвоить учебный материал.

Умение группировать предметы и ассоциативное запоминание, по данным психологов, помогают улучшить усвоение информации с 19% до 61%. При этом важна также установка: запомнить, сохранить в памяти, воспроизвести.

Хочется отметить пособие “Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся”. Авторы весьма удачно разработали последовательность повторения лингвистических тем, мнемонические правила, помогающие ученику подготовится к ЕГЭ.

Например, по теме “Спряжение глаголов” запомнить слова-исключения помогает следующая рифмовка:

У глаголов два спряженья:
-ешь и -ишь. Вот исключенья:
гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и терпеть, и обидеть, и вертеть
.

При отработке этой орфограммы можно прибегнуть к помощи рисунков-ассоциограмм.

В цифре “один римское” вырисовывается буква “Е”, а в цифре “два римское”“И”.

Поэтому гласная Е пишется в окончаниях глаголов первого спряжения, гласная Ивторого.

Не следует путать глаголы НАДЕТЬ и ОДЕТЬ:

Слово “ОДЕТЬ” имеет значение “покрыть чье-либо тело одеждой”. ОДЕТЬ можно КОГО-НИБУДЬ ДРУГОГО, НО НЕ СЕБЯ: например, одеть ребенка, одеть куклу.

Слово “НАДЕТЬ” имеет значение “покрыть одеждой себя”. НАДЕТЬ можно
ЧТО-НИБУДЬ НА СЕБЯ: например, надеть пальто, платье, шапку. НАДЕТЬ можно
ЧТО-НИБУДЬ на ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА (надеть на кого? что? – надеть на ребенка пальто).

Следующее стихотворное правило помогает запомнить верное употребление в речи вышеозначенных глаголов:

Нельзя надеть Надежду,
Нельзя одеть одежду.
Надеть одежду можно.
Одеть Надежду можно.

Приведем еще коротенькие стихотворения, которые помогут запомнить орфографические правила и исключения из них:

Корень РОС влюбился в О,
Ему очень повезло.
Там, где есть СТ и Щ,
Пишем только букву А.

РОСТОВЩИК в РОСТОВЕ жил,
РОСТИСЛАВОМ звали.
Он РОСТОК себе купил
Где-то на базаре.
Слова-исключения пишем с О,
Их запомнить нам легко!
Только ОТРАСЛЬ одна
Не может жить без буквы А!

Корень ЛАГ на корень ЛОЖ
Очень даже не похож:
В корне ЛАГ мы пишем А!
Это знает вся страна!
В корне ЛОЖ мы пишем О,
Ему очень повезло.

Часть правила о чередующейся гласной в корне слова, звучит так: “В корнях -бир- – -бер-, -мир- – -мер-, -дир- – -дер-, -пир- – -пер- и т.д. в корне пишется буква и, если после корня стоит суффикс -а-, если его нет, пишется буква е. Например, собирать – соберемся”. Однако эту же часть орфограммы можно назвать “правилом осла”: собирать – Иа! Иа!

Разные типы объяснений с таблицей и озвученными примерами помогают учащимся запомнить, а самое главное, применить правило на практике.

Запомнить правильную постановку ударения в некоторых словах позволяет подбор к ним рифм и составление из получившихся пар двустиший. Такие мнемонические рифмовки помогают успешнее освоить слова, входящие в орфоэпический минимум, который необходимо знать для правильного выполнения задания А1 ЕГЭ по русскому языку. Например:

1) Не будем улыбаться,
Хватит баловАться.

 2) Не влезешь в шорты,
Если будешь есть одни тОрты.

3) Уважаемый наш сэр,
Посетите диспансЕр.

4) Снова бегемот
Сломал нефтепровОд.

5) ОбеспЕчение,

Нет никакого печенья! (Или обеспЕчьте пЕчью.)

Для запоминания слов с правильным ударением в пособии С.В. Драбкиной рекомендуется использовать рисунки-ассоциограммы, на которых при помощи запоминающегося зрительного образа показывается сходство ударной гласной буквы с каким-то предметом. Например, в слове откУпорил ударная гласная – буква У – изображается в виде штопора, а в слове дОверху – находящаяся под ударением буква О рисуется похожей на овальную вазу, до самых краев заполненную водой, льющейся из-под крана.

3) При изучении темы “Словообразование” дети допускают ошибки, путают морфемный разбор с словообразовательным.

1) хитрый → хитрость → бесхитростный → бесхитростность;

2) холод → холодный → холодноватый → холодноватость;

3) масло → масляный → маслянистый → маслянистость;

4) обогревательный → обогревать (а не греть);

5) бесшумно → бесшумный (а не шум).

Важно объяснить детям доходчиво: “Делаем только шаг назад”.

4) При изучении темы “Виды связи в словосочетаниях”, дети оживлялись, услышав слово СУП (согласование, управление, примыкание), это также служило лучшему запоминанию учебной информации. Далее вспоминаем: СУП – согласование (согласуется в роде, числе падеже), управление (управляет падежами), примыкание (примыкает по смыслу, зависимое слово – неизменяемое).

Что касается орфоэпии, то при подготовке к ЕГЭ важным подспорьем может стать использование различных аудиосредств.

Важно также самим произносить слова, читать вслух, соблюдая нормы ударения, что ученики делали как на уроках, так и дома (например, прикрепив распечатку слов, на холодильник). Главное чтобы трудные случаи орфоэпии систематически были на слуху у детей.

Кроме того, в конце каждого учебного года ученики этого класса сдавали зачет по билетам. Готовились самостоятельно по учебникам, справочникам, волновались. (Кстати, готовиться предпочитали по учебникам М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской). “В этих учебниках все понятно” – говорили дети.

Считаю, что систематизация изученного материала таким способом порой необходима, так как это стимулирует ученика. И те знания, которые он добыл самостоятельно, работая с источниками, будут прочными и помогут в дальнейшем успешно сдать ЕГЭ.

Большое значение имело и то, что, несмотря на особенный – коррекционный вид класса, ученики принимали активное участие во всех мероприятиях, проводимых в школе. Это защита проектов по русской литературе, участие в “Гоголевских чтениях”, в конкурсе инсценировок, чтецов. Внеурочная деятельность позволяет учителю лучше узнать учеников, понимать их, принимать такими, какие они есть.

Важно не забывать, что современный ребенок часто включен в процесс негативного программирования, поскольку взрослые склонны скорее отмечать его недостатки, чем достоинства. Нередко ребенок вообще не имеет представления о своих хороших качествах, становится пессимистом. Пессимизм сегодня у многих, к сожалению, становится привычным состоянием жизни. Психологи утверждают, что именно пессимисты – их 30% – провалят экзамены.

Наблюдая за учениками, видишь насколько важно для них получать положительную обратную связь именно от учителя. Поэтому не надо скупиться на искренние человеческие слова поддержки.

1) Не использовать обобщений типа: “Ты всегда плохо работаешь!”, “Ты никогда не выполнишь, не сдашь …”, и т.п. Лучше сказать уклончиво: “Сегодня ты недостаточно старался”

2) Подбадривать крылатыми фразами:

– Не ошибается тот, кто ничего не делает;
– Успех радует, а ошибка учит;
– Умный не стремится избегать ошибок, но стремится их исправить;
– Дорогу осилит идущий.

3) Включать в урок такие задания как

– “Исправь ошибки друга”, задача задания – вызвать реакцию: “Я нашел ошибку. Я могу исправлять ошибки у других, значит – знаю эту тему”.
– Отвечать на вопрос “Почему ошибся?” – “Не знал проверочное слово, не выделил корень, не знал орфограмму”, основной посыл: – “У всякой ошибки нужно искать причину”.

Такие задания будут способствовать развитию у детей познавательной рефлексии.

Систематизированное применение нетрадиционных приемов и методов, позволяющие воспринимать учебный материал через создание ассоциативных связей, будет способствовать развитию памяти, мышления, воображения и познавательного интереса к урокам русского языка, повысят учебную мотивацию.

Я убедилась в этом. Мои ученики успешно сдали ЕГЭ и поступили в те учебные заведения, в которые хотели.

Приложение.

Список использованной литературы.

  1. Казбек-Казиева М.М. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Поурочное планирование для учителей: учебно-методическое пособие. М: Дрофа, 2010.
  2. Г.Т.Егораева. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания. М: Издательство “Экзамен”, 2011.
  3. Драбкина С.В.,Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ. Русский язык. Учебное пособие. Москва. Интеллект – Центр 2012.
  4. Волина В.В. Учимся играя. – М., 1994.
  5. Гобова Е.С. Зачем детям ходить в школу? – М., 1997.
  6. Шапиро Н.А. О пользе прописных истин – М., 2011.