Обучение ориентировке в пространстве дошкольников со зрительной патологией

Разделы: Коррекционная педагогика


Одной из наиболее актуальных и трудных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентировки в пространстве в процессе передвижения.

Это объясняется тем, что успешность интеграции детей со зрительной патологией во многом зависит от их способности самостоятельно ориентироваться в пространстве группы, участка детского сада, своего дома, на улицах города, в различных общественных местах (магазин, поликлиника, библиотека и т.д.).

Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. Это вызывает трудности в овладении навыков пространственной ориентировки в процессе передвижения, ограничивают в дальнейшем самостоятельность и активность детей во всех сферах деятельности.

При передвижении пространственная ориентация необходима. Только при этом условии человек может успешно осуществить передвижение из одного пункта местности в другой.
Ориентировка эта требует всегда решения трех задач:

1 - постановки цели и выбора маршрута движения (выбор направления);

2 - сохранения направления в движении

3 - и достижения цели.

Также - освоение “Правил дорожного движения” совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.

Ориентировка в пространстве совершается на основе использования человеком какой-либо системы отсчета. Их много. И все они отражают опыт познания человеком пространственных отношений, обобщают опыт ориентации людей в предметно-пространственном окружении.

Исследования ряда сотрудников А.В. Запорожца и других свидетельствуют о том, что благодаря игровой деятельности ребенок практически осваивает пространство и предметную деятельность, а вместе с тем значительно совершенствуется и сам механизм восприятия пространства. А так как ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность, то занятия, по сути, являются системой дидактических игр и упражнений, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают “открытия”. В ходе этих игр осуществляется личностное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой, их общение в парах и группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками.

Еще Л.С. Выготский подчеркивал, что закономерности развития нормального и аномального дошкольника общие. В обучении в ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения также может использоваться дидактическая игра. Она должна занять место ведущей деятельности, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающее воздействие на складывающийся психический облик ребенка с нарушением зрения.

Дошкольники с косоглазием и амблиопией составляет особую группу детей с нарушением зрения, которые - в зависимости от состояния зрительных функций и этапа лечения - могут быть отнесены либо к подкатегории слабовидящих (окклюзия), либо к подкатегории дети с пониженным зрением.

В обучении детей с нарушением зрения большое внимание следует уделять упражнениям в зрительной оценке расстояний между предметами или удаленности их “от себя”. Сложность выполнения подобных заданий заключается в том, что особенности монокулярного зрения не позволяют детям верно определить, насколько удалены предметы, на каком расстоянии от них они находятся. Зрительное восприятие детьми пространства должно уточняться, дополняться их двигательными ощущениями.

Такие признаки пространства, как глубина, объем, протяженность, расстояние дети познают в процессе активного передвижения. Проведенное изучение особенностей пространственной ориентировки слабовидящих дошкольников показало, что дети испытывают значительные трудности в освоении названных категорий пространства. Проведение игр и упражнений поможет детям успешно осваивать окружающее пространство в процессе передвижения.

1 группа. Игры и упражнения на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве.

Это игры известные под названием: “Где шарик”, “Где звенит колокольчик”, “Дойди до флажка”, “Найди флажок”, “Куда пойдешь” и др. Игры, в которых содержатся элементы обучения детей правилам поведения пешеходов на улице: “Улица”, “На улице” и др. также могут быть отнесены к этой группе.

2 группа. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами.

Например, игра “В жмурки” с многочисленными ее вариантами: “Накорми лошадку”, “Стук - стук в барабан”, “Найди свой значок” и др. Эти игры развивают у детей точность воспроизведения направления движения к источнику звука или направлению к ранее воспринятому предмету ориентиру, путь до которого предварительно был пройден ребенком с открытыми глазами (пробный ход).

Программные задачи ориентировки в пространстве в процессе передвижения:

1-й год обучения (младшая группа):

Учить: - самостоятельно подниматься и опускаться по лестнице (держаться за перила, ставить одну ногу на одну ступеньку, а другую ногу – на следующую, смотреть под ноги);

- обозначать в речи спуск и подъём: “Я иду по лестнице вверх”, “Я иду по лестнице вниз”;

- передвигаться в названном направлении с точкой отсчёта “от себя” (направо, налево, вперёд и назад);

- обозначать в речи направления своего движения: “Я иду направо”, “Я иду налево”.

2-й год обучения (средняя группа):

Продолжать учить: - передвигаться в названном направлении; сохранять и менять направление движения (в соответствии с инструкциями педагога);

- обозначать в речи направления движения соответствующими пространственными терминами (“направо”, “налево”, “вперёд”, “назад”).

3-й год обучения (старшая группа):

- продолжать учить детей передвигаться в помещениях группы, детского сада, на участке в названных направлениях, обозначать в речи направления своего движения: “Я иду прямо вперёд”, “Я повернул направо”.

4-й год обучения (подготовительная группа):

- Учить определять направления движения в пространстве в процессе собственного передвижения, передвижения других детей и различных объектов, например заводной игрушки.

- Активизировать умение детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учётом ориентирования.

Игры и упражнения на ориентировку в пространстве в процессе передвижения.

1 группа. Игры и упражнения на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве.

1. “Зайчик и собачка ездят на машине”. (Игра проводится с группой из 2 детей).

Дидактическая задача. Учить определять различные направления пространства в процессе передвижения; учить обозначать эти направления в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал. Крупные игрушки: грузовая машина, зайчик, собачка.

Ход игры. 1. Грузовая машина стоит в гараже (заранее построенном из строительного материала). Педагог выкатывает машину, говорит детям: “Зайчик и собачка решили покататься на машине.” (Игрушки в руках у детей). Посадите их в машину. Чтобы они не заблудились, ты, Саша, будешь говорить, в какую сторону от гаража они едут. (Ребенок производит действия с машиной. Педагог помогает ему выбрать правильное направление, придерживаться его). Педагог задает ребенку вопрос: “В каком направлении от гаража едет машина?” и т. д. 2. Педагог говорит: “Зайчик и собачка покатались на машине. Теперь они хотят погулять. Погуляйте с ними по группе. Чтобы им было интересно, рассказывайте, в какую сторону вы идете”.

Примечание. Игра проводится неоднократно в различных вариантах, с различными игрушками до тех пор, пока дети не усвоят дифференцировку направлений пространства при передвижении (в зависимости от точки отсчета).

2. “Найди игрушки”. (Проводится индивидуально).

Дидактическая задача. Учить детей ориентироваться и идти в заданных направлениях, обозначая это в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал. Крупные игрушки. (3—5 и больше).

Ход игры. Педагог говорит ребенку: “Сегодня ты поучишься находить игрушки, которые я спрячу в разных местах комнаты, Рассмотри внимательно игрушки. (Педагог помогает ребенку обследовать игрушки с помощью зрения и осязания). “Закрой глаза, я спрячу игрушки” (педагог прячет игрушки). “Открой глаза. Чтобы найти игрушки, надо внимательно слушать, куда, в каком направлении идти. Иди, куда я скажу: Иди вперед до шкафа. Поверни направо. Иди до стола. ... и т. д.” Когда ребенок находит игрушку, педагог просит его рассказать, в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку (например, в шкафу, под стулом и т. д.). Игра заканчивается, когда ребенок находит все игрушки. Примечание. Игра проводится неоднократно с изменением положения ребенка в пространстве (с различными поворотами: на 90° и 180°, с увеличением числа игрушек, с увеличением направлений пространства, в которых ребенок действует). По такому же типу проводятся игры: “Кукла идет в гости к Зайке”, “Путешествие по группе”, “Найди игрушку на участке” и т. д.

3. "Найди игрушки" (Подгрупповая игра)

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию. Оборудование: разные игрушки

Ход игры. Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать "подсказки" (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.

4. Упражнение “Путь до кабинета врача” (проводится с группой из 2—3 детей).

Дидактическая задача. Та же, что и в предыдущих играх.

Ход упражнения. Дети вместе с педагогом неоднократно проходят путь до кабинета, проговаривая направления, в которых они движутся. Педагог помогает детям правильно словесно их обозначить. После того, как дети научатся самостоятельно ориентироваться и обозначать в речи различные направления своего движения, педагог дает им задание рассказать по памяти, как они шли до кабинета врача.

Упражнения “Путь до кабинета логопеда”, “Путь до музыкального зала” и т. д. проводятся так же.

5. “Куда пойдешь, что найдешь”.

Программное содержание. Упражнять детей в действенном различении и обозначении словами основных пространственных направлений вперед-назад, направо и налево. Упражнять детей в использовании различных пространственных терминов для обозначения местоположения предмета в пространстве (в, над, на, за, под и пр.).

Ход игры. В отсутствии детей воспитатель прячет игрушки в разных местах комнаты. Например: справа от предполагаемого местоположения по ходу игры – мишку; слева за шкафом – матрешку; впереди под ковром – корзиночку с грибами; сзади за картиной – флажок.

Варианты расположения игрушек, так же как и сами игрушки, могут быть различные. Перед началом игры педагог сообщает детям, что они будут отыскивать спрятанные в комнате игрушки. Вызвав одного из детей, воспитатель говорит ему:

Направо пойдешь – Мишку найдешь
Налево пойдешь – матрешку найдешь.
Вперед пойдешь – грибок найдешь,
Назад пойдешь – флажок найдешь.
Куда же ты хочешь пойти?

Ребенок выбирает какое-либо направление, называет его. При этом воспитатель может поинтересоваться, помнит ли ребенок, какую игрушку он там может найти. Затем, предлагает определить названное направление и идти искать спрятанную там игрушку. Когда игрушка найдена, ребенок громко говорит, где он ее нашел. (“Я пошел направо и нашел флажок за картиной”) и т.п.

6. "Разведчик"

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в процессе передвижения, учить составлять маршрут своего пути, развивать память.

Оборудование: лист бумаги, карандаш

Ход игры: Ребенку дается инструкция: "Ты - разведчик. Тебе нужно  дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, кухни), запомнить  свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)". Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору), какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с помощью взрослого рисует маршрут своего пути.

7. "Скок-перескок"

Цель: развитие внимательности, умения ориентироваться, укрепление мускулатуры ног.

Оборудование: мел

Ход игры: На игровой площадке чертят круг диаметром 15- 25 м, внутри него - маленькие кружки диаметром 30- 35 см для каждого участника игры. В центре большого круга стоит водящий. Водящий говорит: "Перескок!". После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

8. “Давай меняться”.

Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве кому-то одному из детей для нахождения определённого места в пространстве по заданным ориентирам.

Например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.

9. “Куда пойдёшь и что найдёшь”.

Перед игрой все дети рассаживаются полукругом перед полками с игрушками. Один из детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда воспитатель спрятал игрушку. Затем, ведущий даёт инструкции этому ребёнку.

Например: сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает воспитатель, затем – это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию.

10. “Синхронное плавание”.

Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д.

11. “Новая походка”.

Эту игру можно проводить с 1-2 детьми на прогулке. Мы договариваемся, что мы сейчас походим не как все люди, а по особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою “походку”, но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.

Игры на освоение “Правил дорожного движения”

“Правильно улицу пройдешь – в новый дом перейдешь; ошибешься в старом останешься”.

Программное содержание. Формировать у детей ориентировку в пространстве, учить определять правую сторону при движении.

Ход игры. На полу групповой комнаты изображен тротуар, по которому будут идти пешеходы. Перпендикулярно тротуару, с двух концов, ограничивающих его протяженность, расположены стулья. Это “дома”. Дети сидят на стульях, они изображают жителей домов. Количество стульев, расположенных с противоположных концов тротуара, одинаково. После удачного перехода по тротуару дети, сидящие друг напротив друга, обмениваются домами. Перед началом игры воспитатель объясняет, что люди ходят по правой стороне тротуара и поэтому не мешают пешеходам, идущим им навстречу. При показе действий, воспитатель еще раз привлекает к этому внимание детей и обменивается “домиком” с ребенком, который сидел напротив него. Затем он вызывает двоих детей, сидящих друг против друга. Они идут по тротуару навстречу друг другу и тоже обмениваются “домиками”. Затем идет следующая пара и т.д. Игра заканчивается, когда все дети обменяются “домиками” и окажутся с противоположной стороны.

Игра “Правильно пройдешь – другой флажок возьмешь” сходна с первой по организации, характеру игрового действия и правилам игры. Но она несколько сложнее: ребенку предлагается пройти “по тротуару” до конца, затем повернуться на 1800, снова определить правую сторону и вернуться назад к своему “домику”. Как и в предыдущей игре, одновременно навстречу друг другу идут двое детей. При встрече на обратном пути они обмениваются флажками, возвращаются к своему стулу, передают флажок следующему ребенку, который теперь отправляется по тому же пути навстречу другому ребенку, идущему с противоположного конца “тротуара”.

В дальнейшем при организации таких игр можно ввести новый момент – переход через мостовую. А в связи с этим и новое правило: переходя улицу, следует посмотреть сначала направо, а дойдя до середины – налево. При соответствующей подготовке с этим заданием вполне успешно справляются дети среднего дошкольного возраста.

Для детей подготовительной группы в содержание таких игр могут быть включены упражнение на освоение и некоторых других правил поведения пешеходов на улице, например: как следует обходить трамвай, автобус или троллейбус, стоящие на остановке; как переходить дорогу, руководствуясь сигналами светофора и т.п. Надо заметить, что бытующие в практике игры типа “Улица”, “На улице”, “Правила уличного движения” нуждаются в существенных изменениях. Дело в том, что обилие объектов, увлеченность детей изображением различных видов транспорта и пр. часто отвлекают их внимание от главного – от правил поведения пешеходов на улице.  

2 группа. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами.

1. "Жмурки с колокольчиком"

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.

Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик.

Ход игры: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком  в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.

Игра “Где я сяду”. Эту игру рационально проводить перед занятием, чтобы рассадить детей на определённые места. Все дети собираются на ковре. На столах лежат перевёрнутые карточки (это может быть личный бэйдж ребёнка, парная картинка и т.п.). Воспитатель даёт каждому инструкцию, по которой ребёнок должен отыскать своё место, а карточка даст возможность самому проверить правильность выбора. Например, Марина, подойди к столу, который находится перед дверью, слева от окна. Сядь за этим столом справа. Миша, подойди к столу, который стоит между столом воспитателя и шкафом, лицом к окну, сядь слева, и т.д.

2. "Автогонки"

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.        

Оборудование: 2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и энерционная), темная повязка для глаз.

 Ход игры: ребенку предлагается 2 машинки. Ребенок рассматривая их отмечает цвет, размер, звук издаваемый в процессе движения. Затем детям закрываются глаза и предлагают при помощи сохранного анализатора (слуха) определить и сказать в каком направлении от тебя сейчас поехала машинка, какого она цвета и размера.

3. “Найди магнит”.

Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, – какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти “свой” магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.

Практические советы:

Вначале детям доступны самые простые задания, требующие ориентировки на ограниченной площади, при близкой размещённости предметов относительно друг друга.

Затем дети сами выполняют упражнения, в которых требуется встать в строй или шеренгу и определить местоположение своих соседей, занять место справа от друга или отметить, что изменилось.

Понимание и применение слов, обозначающих пространственные отношения, является важным фактором, помогающим ребенку осмыслить свой чувственный опыт.

Основным условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем.