Предметно-практическое образование в педагогике музейного творчества

Разделы: Литература, Внеклассная работа


В Федеральном государственном стандарте начального общего образования в пункте 11 "Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования" отмечается необходимость усвоения способов решения проблем творческого и поискового характера. Предметно-практическая деятельность обеспечивает рост творческого потенциала, познавательной активности, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми, достижение определённого результата, развитие политехнической культуры.

Предметно-практическая деятельность – это практические действия с предметами, обеспечивающие ребенку чувственное (сенсорное) познание действительности.

Чтобы предметно-практическая деятельность имела образовательный и развивающий смысл, практические задания для учащихся должны содержать в себе задачи, требующие определенного интеллектуального и эмоционального напряжения, носить проблемный (эвристический) характер.

Программа Л.В. Занкова предусматривает развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями; формирование умений планирования выполнения действий и осуществления контроля; знакомство с разными свойствами материалов. Д.Б. Эльконин рассматривает такой вид предметно-практической деятельности, как моделирование.

Современная наука и практика предлагают разнообразные формы совершенствования учебно-воспитательного процесса. Любовь Максимовна Ванюшкина, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой культурологии Санкт-Петербургской Академии Постдипломного Образования, обращается к традиционному наследию русской классической школы и формулирует педагогическую концепцию внеаудиторного образования в качестве дополняющей, обогащающей и развивающей требования ФГОС [2].

Термин «внеаудиторное образование» включает в себя следующее содержание педагогической деятельности:

  • образовательное путешествие;
  • музейная педагогика;
  • образование в библиотеке;
  • Воскресная школа.

Внеаудиторное образование предполагает активное участие детей – как дошкольников, так и школьников – в познании окружающего мира. Рассмотрим возможности организации предметно-практической деятельности в рамках внеаудиторного образования, в частности, в педагогике музейного творчества.

Музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. Она зародилась в начале XX века и взяла на себя роль посредника в общении человека с искусством, а также работу с учащимися. Как особая область знаний и исследований музейная педагогика начинает формироваться в 1960-е годы. В нашей стране о необходимости ее разработки заговорили начале 70-х годов прошлого века. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности и является средством творческой самореализации учащихся, опираясь на личностно ориентированное воспитание и образование. Педагогика музейного творчества имеет значительный потенциал для развития детей разных возрастных групп и уровней интеллектуального развития.

«Согласно теории деятельности, разработанной в онтогенетическом аспекте (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие), всестороннее психическое развитие ребёнка наиболее интенсивно происходит внутри ведущих для каждого возраста видов и типов деятельности. Для нормально развивающегося ребёнка ведущим типом деятельности в преддошкольный период является предметная деятельность. Внутри ведущего типа деятельности развиваются основные психические процессы, происходят главнейшие изменения в психике ребёнка, подготавливающие переход к новой, высшей ступени его развития». (А.Н. Леонтьев, 1972 год).

В период младенчества формируется элементарная, манипулятивная деятельность с предметами, характерная для очень маленьких детей. У малышей появляются сенсомоторные действия с предметами в виде хватания, постукивания, перекладывания, нанизывания, раскладывания предметов. В период раннего детства складывается более сложная предметно-орудийная деятельность, в процессе которой дети овладевают общественно выраженными способами действий с предметами домашней обстановки, одежды, питания и др. Эти действия формируются у детей в процессе привития им навыков личной гигиены, самообслуживания и бытового поведения. Важным условием является создание специальной обучающей среды. На ещё более высоком уровне учащиеся овладевают предметно-практической деятельностью, представляющей собой практическое воздействие на предметы внешнего мира с целью их преобразования, создания новых предметов из простейших материалов или других объектов (С.А. Зыков, 1968 г.). Именно на этом этапе предметная деятельность приобретает черты подлинной деятельности с её мотивами и структурой, подразделяющейся на отдельные действия и операции. Эта деятельность поддаётся планированию, самоконтролю и имеет реально значимые результаты (продукты). Чтобы предметно-практическая деятельность носила развивающий характер, ее содержание должно находиться в "зоне ближайшего развития», что особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предметная деятельность служит одной из важных основ формирования речи детей. Первоначально процесс овладения значениями слов происходит во внешней деятельности ребёнка с вещественными предметами, в процессе непосредственного общения со взрослыми. На ранних стадиях развития речи ребёнок усваивает конкретные, предметно отнесённые значения слов. Само общение со взрослыми возникает у ребёнка в ходе интересной и понятной ему предметной деятельности. Ребёнок, действуя с предметами, задаёт взрослому вопросы, просит оказать помощь при затруднениях, делится успехами и достижениями, рассказывает о своих новых замыслах и т.д. Предметная деятельность имеет первостепенное значение и для развития мышления.

Аномальным детям всех категорий свойственны определённые особенности, отличающие их от нормально развивающихся сверстников. К таким особенностям относятся различные по характеру и глубине отклонения в развитии сенсорной сферы, недостатки или глубокое своеобразие двигательной сферы, а также речевого и интеллектуального развития. Эти особенности приводят к затруднению познания аномальными детьми окружающего мира, к ограничению или нарушению в том или ином виде средств их общения между собой, с окружающими людьми, порождают трудности в их социальной и трудовой адаптации. Именно специальной школе принадлежит заслуга давнего признания значения предметно-практической деятельности для коррекции и компенсаторного развития различных сторон психической жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, для более эффективного их обучения и воспитания, для подготовки их к жизни в обществе [3] и адекватного самовыражения. Стремление к самовыражению является естественной потребностью человека, и если ребёнок лишён такой возможности, это приводит к торможению творческой активности, снижению динамики интеллектуального развития, и отягощению эмоциональной сферы чувством неудовлетворения, что влечёт за собой раздражение, агрессию, недоверие к окружающим. [ 10]. В предметно-практической деятельности игрового и творческого характера ребёнок может выразить себя наиболее полно.

В раннем детстве предметно-практическая деятельность направлена на решение задач сенсорного воспитания: развитие тактильных и вкусовых ощущений, слуха, зрительного восприятия цвета, формы, величины предметов, следовательно, в качестве основных занятий могут быть рекомендованы игры с песком и водой, природным материалом, лепка из пластилина и глины, рисование, аппликация, конструирование, закладка гербария. В практике семейного воспитания интересной и полезной формой работы, способствующей интеллектуальному развитию ребёнка, является создание домашнего музея – естественно-научного, художественного или этнографического, работа и наблюдения в экологическом уголке. Ведущим видом деятельности является игра, поэтому отдельное место занимают не только игры-манипуляции с предметами, куклами и игрушками, но и игры –драматизации. Особая роль отводится изготовлению куклы – фольклорной и традиционной, народной игрушки – дымковской, хохломской. Большое значение имеет организация детского театра – кукольного, картинного, настольного, перчаточного, театра «живых картин». Куклы могут быть изготовлены из папье-маше, природного или бросового материала. Непременным условием является слушание

(чтение) литературного или фольклорного произведения (колыбельных песен, сказок, потешек, прибауток), а затем – изготовление кукол-персонажей и подготовка театрального представления. Такая работа способствует не только формированию мелкой моторики, эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств, но и развитию речи. Живой интерес у детей вызывают костюмированные тематические фольклорные праздники: Масленица, Осенние посиделки, Майское Дерево, Праздник Урожая. Грамотно организованная в дошкольном возрасте подготовительная работа служит профилактике возникновения трудностей в овладении конструированием, письмом, чтением и пересказом в младшей и средней школе, а театрально -игровые методы помогут легче перейти от игровой деятельности к учебной.

Период школьного обучения является важным этапом в жизни учащихся. [9]. Формированию устойчивости к стрессам, на наш взгляд, способствует овладение навыками предметно-практической деятельности, театрализация в музейном пространстве. Эмоциональные переживания, возникнув в процессе взаимодействия с окружающей средой, начинают оказывать влияние как на характер и успех выполняемой деятельности, так и на состояние здоровья человека. Доминирование положительных эмоций, позитивная внутренняя установка способствуют развитию веры в свои силы, возможности добиться успеха в решении поставленной задачи, оказывают влияние на формирование позиции победителя. Большое значение имеет степень зрелости волевых качеств, и, в частности, такого, как настойчивость в достижении цели. Ребёнок должен иметь право на ошибку. Поэтому целесообразно ставить перед учащимися задания таким образом, чтобы они самостоятельно искали пути их выполнения, а допускаемые при этом ошибки будут стимулировать познание. Применение проектных технологий, методов арт-педагогики, театрализация, овладение предметно-практическими навыками, работа в группах и индивидуальная работа в условиях музейного пространства способствуют формированию эмоционально-волевых качеств личности, положительной учебной мотивации. Хорошие результаты были достигнуты педагогами, применяющими пооперационные, инструкционные, технологические карты, образцы изделий, карточки, мнемотаблицы, предметный и иллюстративный материал.

Такие проблемы современности, как культ жестокости, силы, поток негатива, пошлости, отсутствие пьес для юношества, приводящие к цинизму, вульгарности, ответной жестокости, культивируемым в подростковой среде, вызывают необходимость формирования светлого идеала, выбора репертуара для театральных постановок и наиболее оптимальных форм театрализации [10 ].Совершая небольшой исторический экскурс, отметим, что появление спектаклей для детей как самостоятельного жанра берёт начало с возникновением школьных театров в конце XVIII века. Школьные театры явились одним из средств воспитания и художественного образования школьников и получили широкое распространение в первой половине XIX века. В нашей стране они зародились под влиянием Европы, изначально опирались на принципы мистификации и сказочности, барокко. Специфика детских спектаклей в целом и детских музыкальных постановок в частности была построена на единстве педагогического и художественного критериев, ТЮЗы должны были действовать на ребёнка средствами эмоционально-художественной выразительности, организовывать его мысль, направлять в сторону более глубокого познания жизни. Детские театры всегда уделяли внимание педагогической функции.[9 ]

В настоящее время лидирующее положение среди игровых театрализованных форм занимает игровое театрализованное представление. Театрализованное представление – это сценическое эстрадно-театральное действие, объединённое авторским замыслом, в котором в процессе монтажа сплавляются различные виды и жанры литературы и искусства. Оно может быть исполнено на музейной экспозиции в качестве реконструкции исторического события, может быть посвящено историко-политическим датам, творчеству поэта, художника, известного деятеля. Основные признаки театрального представления: [8 ]

  • зрелищность;
  • синтетичность;
  • экспрессивность;
  • идейно-художественная целостность.

Одной из основных трудностей для сценариста и режиссёра является соединение вымышленного мира театра и реальной жизни. Условия, способствующие успешному решению поставленной задачи:

  1. Сюжетная основа заимствуется у сказки или известного литературного произведения с сохранением базовой структуры.
  2. Широко используются подвижные игры.
  3. Исполняется массовая песня (может быть импровизация, хороводы, крестьянский театр – фольклорный).
  4. Разогрев: игры. Викторины, конкурсы. Чтение, обсуждение, выбор ролей, постановка (репетиции, изготовление декораций, пошив костюмов). Важна персонификация (Лес, Дуб, Яблонька, Печка, Пирожок).

Успех обеспечен в том случае, если сценарий написан с учётом возрастных и психологических особенностей аудитории, если он предусматривает все организационно-творческие моменты, если предполагает чётко продуманную линию, если в нём есть конкурсы, игры и их разумная методика применения; если есть остроумные тексты ведущих и присутствует интеллект.

Импровизационно-игровые театрализации легче всего создавать вместе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Однако импровизационно-сценические формы любят также подростки и юноши: такая форма способствует самоутверждению молодых людей, даёт возможность им проявить свои способности и таланты. Главная задача – создать условия для наиболее полного самовыражения участников представления.

Сюжетно-игровой вечер.

Викторины (тематические, литературные, музыкальные).

На уроках истории и культуры Санкт-Петербурга (краеведения) и в системе дополнительного образования широко используется такая форма обучения, как экскурсия. Сотрудничество с библиотечным или школьным центром музейной педагогики создает благоприятные условия для развития личности ребенка. Привычные представления о музеях изменяются в ходе организации специальных занятий, в том числе в пространстве музея. Важным средством музейной педагогики является исследовательская деятельность, которая направлена на взаимодействие с социумом, формирование компетентности, активной жизненной позиции и воспитание гражданина-патриота. Творческие задания, выполняемые ребятами после проведения экскурсий и прогулок, раскрывают положительное эмоционально-эстетическое отношение к объекту, а конкретно-практический характер занятий (рисование, письмо, декоративно-прикладное творчество, драматизация) позволяет интенсивно воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную и волевую деятельность учащихся. Отличительной чертой музейной педагогики от экскурсионной работы является обязательное закрепление нового материала в предметно-практической деятельности (игровые приёмы, театрализация, изготовление макетов, рисование и лепка, написание эссе, выпуск газеты или журнала, работа над авторским или совместным проектом, изделием). Организация театральных представлений в музейном и библиотечном пространстве продемонстрировала замечательные результаты: учащиеся с интересом знакомились с литературными первоисточниками, произведениями музыки и живописи, обращались к теме истории театрального и бытового костюма, декоративно-прикладного творчества, разучивали литературные тексты и песни, готовили презентации и экскурсии по залам Эрмитажа, в том числе на английском языке.

Так, например, в ходе организации экскурсии в музей-усадьбу А.Н. Оленина

«Приютино» учащиеся 5-6 классов знакомились с оленинским циклом стихов А.С. Пушкина, изучали творчество его современников – К. Батюшкова, Н. Гнедича, а затем читали стихи в гостиной музея-усадьбы. В литературной гостиной музея-усадьбы В.Набокова в Рождествено учащиеся прочли стихи писателя из романа «Дар»: «Часовщик», «Краски», «Велосипед». В Летнем саду возле памятника И.А. Крылову учащиеся коррекционной школы декламировали полюбившиеся басни. Такая работа способствует более глубокому пониманию содержания произведений авторов, стилистических особенностей языка писателя, духа эпохи, воспитанию уважения к культурному наследию Отечества, формированию эмоционально-волевых и лидерских качеств характера учащихся.

Педагогам необходимо помнить, что культура – это не только система ценностей (или совокупность достижений), но и динамический процесс раскрытия и развития способностей личности в ее сознательной деятельности в определенном историческом контексте. Важным критерием историко-культурного прогресса являются цели, возможности и способы распространения и использования культурных ценностей среди различных социальных слоёв населения.

В ходе проведения походов выходного дня, организации прогулок по городу, загородных экскурсий и походов, экскурсий в музеи, подготовки выставок на базе музейных и библиотечных экспозиций, проведении мастер-классов по декоративно-прикладному искусству – в Союзе Художников, Мраморном зале Русского Этнографического музея или выставочном комплексе Александро-Невской Лавры – решается задача коррекции коммуникативных навыков детей как вербальными, так и невербальными (изобразительными) средствами. Патохарактерологические особенности аномальных детей усложняют решение этой задачи, но ситуация успеха позволяет ребёнку поверить в собственные силы, почувствовать общественную значимость его труда, получить признание. Негативизм в ряде случаев не следует объяснять отрицательными чертами личности – чаще это проявление растерянности, неумения ориентироваться в неожиданной ситуации, понимать интересы партнёра по общению. Мимика, манера поведения, интонации педагога очень важны для детей. Посещение музея, выставки, участие в работе мастер-класса являются для ребёнка местом и временем для неформального общения. Присутствие педагога, контроль с его стороны не должны быть навязчивыми, сковывающими. Ребятам необходимо чувствовать теплоту, одобрение, поддержку взрослого. Находясь рядом, старшеклассники лучше узнают друг друга, накапливают опыт общения, который предполагает формирование умения понимать и уважать интересы собеседников, сотрудников [2].

В период школьного обучения предметно-практическая деятельность может и должна быть включена в процесс изучения предметов разного цикла: решение прикладных задач экономического характера на уроках математики, географии, эвристического – на уроке физики; экологических задач на уроках химии и биологии; издание печатной продукции на уроках литературы, русского языка, информатики и ИЗО, моделирование и проектирование (в том числе ландшафтное) на уроках черчения, технологии, ботаники; работа с архивными документами на уроках истории, организация музыкальных викторин и спектаклей на уроках музыки и в классах профильного обучения; дискуссий- на уроках обществоведения; проведение конкурсов, турпоходов, спортивных праздников на уроках физкультуры и ОБЖ.

Начальные профессиональные навыки и навыки политехнической культуры закладываются и совершенствуются в системе дополнительного и профессионального образования, где предметно-практическое обучение призвано решать задачи подготовки специалиста, востребованного в конкурентной экономической среде.

Целенаправленная работа по формированию ценностных ориентаций определяет возможность подростка принять нравственную позицию и совершать гуманные поступки. Совместная творческая и предметно-практическая деятельность одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья способствует воспитанию толерантности, организации положительного коммуникативного пространства, решению задач интеграции.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "6" октября 2009 г. № 373
  2. М. Ванюшкина «Внеаудиторное образование – путь в новое образовательное пространство». УПМ, СПб, 2005.
  3. Н.В. Москаленко, г. Москва. «Круг общения и формирования правильных взаимоотношений с окружающими умственно-отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Дефектология», №6 за 1991 г.)
  4. Е.Н. Марциновская, Институт Дефектологии АПН СССР, журнал «Дефектология» за 1982 г.)
  5. М. Давыдова «Формирование этических представлений у дошкольников и их родителей в процессе театрализованной деятельности». Журнал «Дошкольное
  6. М. Костюченко, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ № 101 «Солнышко» г. Братск Иркутской области воспитание» №3 за 2011 г. «Театр из бросового материала».
  7. Р. Яковлева, воспитатель д/с № 246 «Настольный кукольный театр из пробки». Журнал «Дошкольное воспитание» № 8 за 2008 год.
  8. О. Толченов, ведущий специалист Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Министерства Образования РФ «Игровые театрализованные формы: особенности использования в работе с детьми». Журнал «Воспитание школьников» №5 за 2003 год.
  9. А.А. Бахтин, магистр искусств, г. Москва «Детские музыкально-драматические спектакли: специфика жанра, этика и эстетика». Журнал «Начальная школа» № 11 за 2006 год.
  10. Михайлова З.Б. «Школа чувств. Спектакль в библиотеке». Журнал «Библиотека» №6 за 2002 год.
  11. Е. Яковлева «Через игру – к чтению». Журнал «библиотечное дело» № 12 за 2005 г.
  12. Л.А. Ефимова, зам. директора по УВР школы № 19 г. Томска «Мотивация обучения младших школьников средствами театрального искусства». Журнал «Начальная школа» № 2 за 2006 год.
  13. И.И. Свиридова. «Эмоционально-личностное развитие учащихся старших классов».
  14. Служба практической психологии в системе образования. СПбАППО Выпуск 8 за 2004 г., Санкт-Петербург.
  15. Н.П. Коваленко – Маджуга. «Новые психологические технологии. Ресурсная арт-терапия». Институт образования взрослых РАО. Международная академия семьи. Международный институт психологии и управления Санкт-Петербург, 2009.
  16. М.В. Татаркина. «Роль предметно-практической деятельности в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста». Реферат. ГБОУ «Свердловский областной педагогический колледж», 2012.
  17. И.В. Андреева «Мнемотехника в валеологическом сопровождении учащихся начальных классов». Автореферат. СПбАППО, 2005.

Приложение.

11.03.2013