Интегрированный урок обучения грамоте и письма по теме "Знакомство со звуками и буквой Д"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок введения нового знания.

Цель урока: познакомить учащихся с согласными звуками и буквой их обозначающей.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с письменным и печатным образом строчной буквы Д;
  • отработать написание элементов, соединений с другими буквами, расстояние между буквами, создать условия для ознакомления учащихся со звуками . Научить различать данные звуки на слух.

Развивающие:

  • создать условия для развития компонентов учебной деятельности (целеполагания, планирования, рефлексии);
  • содействовать развитию фонематического слуха;
  • создать условия для развития мышления, речи учащихся.

Воспитательные:

  • создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, группе;
  • умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;
  • способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету;
  • формировать коммуникативные умения.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Педагогические технологии:

  • личностно-ориентированного обучения;
  • словесной продуктивной и творческой деятельности;
  • педагогика сотрудничества (учебный диалог);
  • информационно-коммуникативная технология.

Ожидаемые результаты:

  • умение детьми вычленять звуки  в словах, записывать их соответствующими печатными и письменными буквами;
  • повышение активности мыслительной деятельности учащихся;
  • улучшение результатов обучения;
  • развитие творчества у учащихся.

Структура урока.

I. Психологический настрой учащихся. Организационный момент.

Создание благоприятной рабочей обстановки. Самоопределение к деятельности.

– Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

– Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

II. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха. (Презентация)

– Чему учились на прошлых уроках? (Учились читать и писать  слоги, слова и высказывания, учились составлять звуко-буквенные модели слов, записывать печатный и письменный текст.)

Посмотрите на экран, перед вами звуковые человечки, что вы о них знаете (они имею звуки гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, мы можем разделить  на группы) <слайд 1>

– Что нам поможет успешно ,быстро и правильно читать?  (дыхательная и артикуляционная  гимнастика)

– Дыхательная гимнастика: снежинка, сугроб

– Артикуляционная  гимнастика: колокольчик

III. Создание проблемной ситуации.

– Как звенит колокольчик? (дин-дон)

– Проверим, хорошо ли  мы умеем составлять звукобуквенные модели слов.

– Составьте модель слова дин.

Ученик у доски составляет звуковую модель: <слайд 2>

– Обозначим звуки буквами.

– Назовите первый звук.

– Можно ли этот звук обозначить какой-нибудь изученной нами буквой? (Нет.)

– Что же делать? (Нужно ввести новую букву.)

IV. Поиск пути решения. Открытие детьми нового знания.

– Кто-нибудь знает, какой новой буквой можно обозначить звук [д]? (Читающие дети предлагают букву Д.)

На экране появляется новая буква. Остальные звуки дети обозначают буквами без проблем.

На доске и в тетради появляется запись.

Аналогично ведётся работа со словом дон. <слайд 3>

– Мы сейчас выполнили звуко-буквенный анализ слов.

V. Включение нового знания в систему знаний.

Куда отнесём букву. <слайд 4>

– Кто подскажет, как мы дальше будем работать на уроке с этой буквой?

Составляется план работы: <слайд 5>

1. Услышать звук  в словах. 

2. Знакомство с печатным и письменным образом буквы Д.

– Запишем в тетради, как пишутся печатная маленькая буква Д.

Дети под руководством учителя прописывают в тетрадях в клетку строчку букв Д-д.

3.Чтение слогов  и слов с буквой Д.

4. Обобщение всех знаний на урок.

VI. Осмысление, решение проблемы.

1. Ладошки приготовили,  я называю слово, вы услышали звук, хлопайте: Дорога, друг, зима, дружба.

У вас тоже есть ладошки на столе, которые показывают, как вы работаете на уроке. Картинка переворачивается  на доске. (Приложение 1) Покажите ладошку, запишите в оценочный лист.  (Дети показывают, записывают)

2. Знакомство с печатным образцом буквы Д

Печатная тетрадь стр.20

Знакомство с письменным образцом буквы Д <слайд 6>

Линейки в прописи точность, ширина, высота, наклон. Самооценка.

Дети под руководством учителя знакомятся с письменной строчной буквой Д, с ее составом. Прописывают 1-2 строчки букв. (Тетрадь по письму О.В. Пронина стр.14)

Оценивание в оценочном листе.

Физкультминутка <слайд 7>

– Какой следующий этап урока? (Мы должны научиться читать и писать с буквой Д слоги.)

3. Чтение и письмо слогов с буквой Д.

Чтение слогов с буквой Д. <слайд 8>

Чтение слов с буквой Д <слайд 9> Слова: друг, дружба, раздор, дума, дрёма

Какие слова нам помогут работать в группе, так как дальше чтение слов я предлагаю вам выполнить в группе. <слайд 10>

Работа в группе. Дети рассаживаются по 4 человека, берут набор карточек и составляют сюжетную картинку. Предлагаемые слова (Приложение 2): дом, дед, дорожка, дятел, ягода, дождь, виноград, дыня, дерево, град

Оценивание групп.

В итоге получается 4 времени года. Какая картинка подходит к нашему времени годы? (Зима) Какое дерево хотелось бы добавить зимой, в ней нет нужной буквы.

VII. Рефлексия.

Поэтому мы соберём все буковки в хоровод вокруг ёлочки. Оцените свою работу на продолжении всего урока, кто научился писать , читать , узнавать и слышать букву Д.  Приклейте ладошку на доску. Получилась ёлочка разного цвета, почему? У нас есть цель на следующий урок продолжить читать, писать.

– Спасибо всем за работу! В подарок ёлочка! <слайд 11> Попробуйте дома рассказать родителям то, чему вы учились сегодня на уроке. А поможет вам в этом Букварь.