"Первые шаги в качественном химическом анализе". 9-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (826,8 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Краткое описание: Данный урок-микроисследование с элементами практической работы можно проводить при изучении темы: «Неметаллы», при обобщении и систематизации знаний в 8 и 9 классах, а также на элективном курсе с соответствующей тематикой. Время проведения – 45 минут.

Цель: Создать условия для развития комплекса экспериментальных умений, которые лежат в основе интегрального умения проводить эксперимент.

Задачи:

  1. Способствовать формированию экспериментальных умений распознавать вещества с помощью качественных реакций.
  2. Ознакомить с этапами исследовательской деятельности и способствовать формированию умений: выдвигать гипотезы, планировать эксперимент, теоретически обосновывать свои действия, наблюдать, делать выводы на основе фактов.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Микролаборатория (на каждом столе)
  2. Интерактивная доска
  3. Раздаточный материал: карточки-инструкции, контрольные листы, разноцветные карточки для рефлексии (см. приложение).

Эпиграф: «Знанию всегда предшествует предположение» А. Гумбольдт. 

Ход урока

I. Оргмомент (5 мин.)

Цель этапа. Ознакомить учащихся с техникой безопасности при работе с реактивами и особенностями организации урока.

Содержание. Урок посвящен деятельности по организации эксперимента, поэтому необходимо договориться о порядке работы. Для обратной связи с учащимися на протяжении урока используются зеленые и красные карточки (слайд 2).

Деятельность учителя. Сообщает о необходимости использования выданных цветных карточек при затруднениях (красная карточка поднимается в верх).

Деятельность учащихся. Разбиваются в группы по четыре человека.

Методы, приемы. Словесный.

II. Актуализация знаний (5 мин.).

Цель этапа. Выявление базовых знаний для изучения нового материала. Постановка целей урока.

Содержание. Химия дает ответы на многие вопросы и загадки. Почему вещества внешне похожие так отличаются по химическим свойствам? Как их можно различить? Сегодня существуют физико-химические методы анализа веществ.

Цель: Учиться распознавать вещества помощью теоретического и экспериментального анализа (слайд 3).

Деятельность учителя. Демонстрирует три соли белого цвета, которые внешне не отличаются друг от друга.

Записывает на доске формулы солей: Na2CO3, NaI, NaCl, BaCl2, CuSO4, FeCl2.

Учебная задача: Перед вами три пробирки, в которых находятся данные соли. Как узнать в какой пробирке, какая соль?

Деятельность учащихся. Называют соли.

Совместно с учителем формулируют цель урока. Высказывают предположения.

Методы, приемы. Частично-поисковый. Словесный.

III. Теоретический анализ (15 мин.)

Цель этапа. Представление плана эксперимента.Постановка учебной задачи.

Содержание. Перед экспериментом проводится теоретический этап исследования: выдвижение гипотез о способах распознавания веществ в пробирках, составление схем анализа.

На доске учащимися записаны уравнения качественных реакций:

  1. Na2CO3+2HCl=2NaCl+CO2↑+H2O
  2. BaCl2+H2SO4=BaSO4↓+2HCl
  3. NaI +AgNO3=AgI↓ +NaNO3
  4. CuSO4 +BaCl2=BaSO4↓+CuCl2
  5. NaCl+AgNO3=AgCl↓+NaNO3
  6. CuSO4 + 2NaOH=Cu(OH)2↓+Na2SO4
  7. FeCl2 +2NaOH= Fe(OH)2↓+2NaCl (слайд 4).

Отдельно выписаны признаки реакций.

Каждой группе выдается свой вариант смеси веществ:

  1. Na2CO3, BaCl2, CuSO4
  2. NaI, Na2CO3, NaCl
  3. CuSO4, BaCl2, NaI
  4. NaCl, FeCl2, CuSO4 и т.д.

Таким образом каждая группа учащихся дублирует реакции, проводимые другой группой, что дает возможность взаимоконтроля и повторения эксперимента.

Деятельность учителя. Предлагает учащимся обратить внимание на агрегатное состояние, цвет, растворимость веществ в воде, а также на признаки качественных реакций.

Фиксирует на доске пункты плана проведения эксперимента, предложенные группами:

  1. Растворить вещества в воде
  2. Разделить содержимое каждой пробирки на три части
  3. Провести серии качественных реакций
  4. Результаты занести в таблицу
  5. Сделать выводы и представить результат

(слайд 5).

Деятельность учащихся. Предлагают реактивы, которые можно использовать для качественного определения веществ.

Записывают учебную задачу в тетрадь: «Определить вещества в пробирках с помощью качественных реакций».

Заполняют соответствующие строки таблицы 1 в тетрадях.

Представители групп фиксируют результат своей работы на доске.

Методы, приемы. Частично-поисковый. Работа в группах. Само- и взаимоконтроль, рефлексия.

IV. Проведение эксперимента (15 мин.)

Цель этапа. Провести анализ смеси веществ.

Изучить некоторые свойства солей.

Содержание. С помощью качественных реакций учащиеся анализируют предложенные вещества.

Совместно с учащимися делается вывод о том, что находилось в пробирках.

Деятельность учителя. Выясняет, какие признаки будут наблюдать учащиеся. Делит учащихся на группы по способам проведения анализа веществ. Оказывает помощь.

Демонстрирует схему проведения эксперимента (слайд 6).

Для контроля результатов используется таблица (слайд 7).

Деятельность учащихся. Проводят эксперимент.

Делают вывод о том, какие вещества находились в пробирках. Почему?

Готовят ответ по плану: гипотеза®эксперимент®вывод (один ученик от группы).

Методы, приемы. Работа в группах. Словесный, беседа, частично-поисковый, рефлексия.

V. Выводы. Рефлексия (5 мин.)

Цель этапа. Осознание способов исследовательской деятельности.

Содержание. Дифференцированное домашнее задание:

  1. Для тех, кто хочет провести теоретическое исследование, записать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде и заполнить аналогичную таблицу для веществ: FeCl3, Na2CO3, Ba(NO3)2, NaOH, H2SO4
  2. Как, не используя других реактивов. Распознать вышеприведенные вещества?

Анализ проведенного урока. Достигнута ли поставленная цель урока?

Деятельность учителя. Задает вопрос: «Можно ли использовать изученный способ действий для анализа других групп веществ?»

Из каких этапов состояла исследовательская деятельность?

Совместно с учащимися делает выводы о том, какой из этапов вызвал наибольшие затруднения, какой больше всего понравился и т.д. (слайд 9).

Деятельность учащихся. Отвечают на вопрос учителя. Перечисляют этапы исследовательской деятельности:

  1. Выдвижение гипотез
  2. Теоретический анализ
  3. Эксперимент
  4. Представление результата

Делают выводы (слайд 8).

Методы, приемы. Словесный, беседа. Дедуктивный. Взаимоконтроль.

15.03.2013