Научно-исследовательская деятельность учащихся по физике

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


Необходимость в написании данной статьи возникла после выступления на городском семинаре, посвящённом личностному росту и исследовательской деятельности учителя, с темой доклада “Научно-исследовательская деятельность учащихся по физике”, что на первый взгляд имеет весьма отдалённое отношение к названию самого семинара.

Ознакомившись с темой семинара и проанализировав смысловую нагрузку каждого слова в ней, пришла к следующему выводу. Что следует понимать под исследовательской деятельностью и интеллектуальным ростом более или менее понятно, в отличие от роста личностного. Из всего многообразия формулировок свой выбор остановила на следующей.

Личностный рост учителя – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала.

В школах работает немало учителей, которые добиваются высокого качества обучения и воспитания, творчески подходят к методической стороне воспитательного процесса, обогащают передовой педагогический опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса. Потому как эта группа педагогов понимает, что общественное положение и престиж учителя в немалой степени зависят и от него самого, от его эрудиции и качества работы, а не только от мер, принятых государством (условий труда, достойной заработной платы).

Кроме того, изменения в общественной жизни требуют развития новых способов обучения, новых педагогических технологий. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Одним из способов управления качеством образования является использование в образовании методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности, создающих условия для самореализации не только учащихся, но и учителей, осуществляющих сотрудничество на равных, когда вместо традиционного “учитель-ученик” появляется “исследователь-исследователь”.

На сегодняшний день педагогический труд требует высокого уровня профессиональной и общей культуры, разносторонней подготовки. Именно от инициативности учителя, от его желания и умения думать, заниматься исследовательской деятельностью, творчеством зависит успех реализации в школьной практике прогрессивных теорий, идей и концепций.

Таким образом, исследовательская деятельность учителя носит двойную смысловую нагрузку: с одной стороны это личностный рост самого педагога, с другой – реализация компетентностного и деятельностного подходов в обучении, о которых там много говорят и активно внедряют в учебный процесс.

Учителя-исследователи занимаются разработкой индивидуальных программ обучения для учащихся повышенного уровня интеллектуальной активности, а также для тех, кто имеет специальную одарённость или желание обучаться по индивидуальному плану. Основным девизом личностно развивающегося педагога является “Научился сам – научи и другого”.

Критерием эффективности внедрения исследовательской деятельности как педагога, так и ученика можно считать эффективное становление личности ребёнка в опытах его самовыражения, рост гибкости мышления, интеллектуальной и коммуникативной продуктивности. Одним из результатов данного исследования является участие наших учеников в научно-практических конференциях.

Охотно поделюсь с вами, уважаемые коллеги своим опытом работы в данном направлении.

Для успешного внедрения исследовательской деятельности среди учащихся мною была разработана программа элективного курса для обучающихся 7–11 классов “НИД по физике” (приложение).

Работа над созданием данной программы позволила мне более детально изучить особенности проектной деятельности и весьма успешно её реализовать среди своих учеников.

Следует отметить востребованность данной программы не только внутри нашей гимназии, но и в других средних общеобразовательных учреждениях нашего города.

Результатом работы по данной программе стали успешные выступления моих учеников с научными проектами на конференциях различных уровней. Ребята становились не только призёрами, но и победителями, что подтверждает высокий уровень их научно-исследовательской деятельности.

В заключение хотелось бы пожелать всем нам успешных проектов, успешных детей и успешных минут в нашей непростой, но такой любимой деятельности. И завершить свою статью следующими строками, принадлежащими Роберту Рождественскому:

Удачи вам, сельские и городские,
Уважаемые учителя!
Добрые, злые и никакие
Капитаны на мостике корабля.
Удачи вам, дебютанты и асы,
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите
в школьные классы,
Одни – как в клетку,
другие – как в храм.