Урок окружающего мира в 3-м классе "Экосистема болота"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с растениями и животными, их “профессиями” в экосистеме, ролью болот в жизни человека;
  • Проверить степень усвоения учащимися ранее изученной экосистемы озера;
  • Развивать логическое мышление через равнение и установление причинно-следственных связей;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • схема экосистемы озера, болота; · иллюстрации обитателей болот (животные и растения);
  • учебник для 3 класса “Обитатели Земли” часть 1 (авторский коллектив А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан);
  • медиапроектор;
  • презентация;
  • карточки с текстом.

1. Орг. момент

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку “пять”!

2. Проверка знаний учащихся.

Ребята, посмотрите внимательно на слайд и ответьте на вопрос:

- Для определения какого понятия эти слова являются опорными?

единство живая и неживая природа сообщество живые организмы

разные профессии способно совместные усилия поддержка круговорот веществ

(Это опорные слова для определения экосистемы)

- Что такое экосистема?

(Экосистема - это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных "профессий" способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ)

Слайд 2

- Назовите составные части экосистемы.

(Экосистема включает в себя воздух, воду, почву, горные породы, производители, потребители и разрушители.

- С какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке? (Экосистемой озера)

- Повторим, как вы усвоили материал прошлого урока.

1. Выполним тест “Экосистема озера”.

1). Озера располагаются...

а) на ровной поверхности суши;

б) в углублениях суши.

2). Растения озера – это...

а) кувшинка, элодея, хара;

б) одуванчик, вьюнок, осот.

3). Обитатели озера -

а) плотва, щука, дафнии;

б) кит, крот, майский жук.

4). Экосистема озера –

а) “двухэтажная”

б) “одноэтажная”

5). Цепь питания –

а) цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним

и тем же веществом;

б) цепь из поедающих друг друга живых организмов.

- Проверка теста.(Самопроверка). Оценивание.

2. Блиц-опрос.

- Мы назвали озеро природной экосистемой. Почему?

(Есть свои представители “профессий” и между ними происходит круговорот веществ.)

- Представители какой “профессии” не справляются в экосистеме озера со своей работой?

- Почему? С чем это связано?

- Что произойдет?

(Экосистема не разрушится полностью, так как разрушители выполняют часть работы, но превратится в другую).

- А вот в какую экосистему превратится озеро, вы узнаете, если разгадаете загадку:

Не море, не земля –
Корабли не плавают,
И ходить нельзя.

- Что это такое?

- Конечно, болото.

3. Объяснение нового материала.

- Тема  урока: “Экосистема болота”

- Давайте рассмотрим, как же происходит превращение озера в болото и попробуем сделать вывод

(Слайд 7-22. Образование болота).

Высказывают мнения.

Вывод: бессточное озеро со временем неизбежно превратится в болото, потому что в нем накапливаются вещества, которые не используют организмы озера и приносят воды рек.

- Как мы можем проверить ваши предположения?

(Прочитать учебник)

(Чтение на странице 50-51 3-х абзацев)

- Читаем 3 абзаца учебника с карандашом в руках и подчеркиваем основные признаки экосистемы болота.

- Читаем первый абзац. Подчеркиваем.

Читаем второй абзац. Подчеркиваем

Читаем третий абзац. Подчеркиваем.

- Каковы основные признаки экосистемы болота?

1. Избыточное увлажнение земли.

2. Дно постепенно поднимается.

3. Сплавина смыкается.

4. Поселяются болотные растения.

- Подтвердились ли ваши выводы? Что еще нового для себя вы узнали?

(Из корней растений на дне озера образуется сплошной плавучий ковер-сплавина; из-за него дно озера поднимается и покрывается мхом-сфагнумом. И по прошествии многих лет озеро превращается в экосистему болота)

Физкультурная минутка (гимнастика для глаз)

- Кто же живет в такой экосистеме? (Растения и животные)

Учитель: Один из самых интересных болотных обитателей – мох сфагнум. О нем нам расскажет... (один из учеников)

1-й ученик.

У сфагнума длинный стебелек с множеством боковых веточек. Вдоль стебелька они растопырены, а у верхушки собраны кучкой. Сфагнум может быть зеленым, бурым, белым и даже красным.

А слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка. И действительно, мох способен впитывать невероятно много воды – в 30-40 раз больше, чем весит сам! Так обитатель переувлажненных болот приспособился бороться с избытком воды, путем впитывания ее внутрь самого растения

Люди пользуются этим свойством сфагнума. Его издавна применяют при перевязке ран.

Растет он всю свою жизнь. Точнее растет его верхняя часть. А нижняя постепенно отмирает, образуя торф. Торф состоит в основном из остатков отмершего сфагнума. Недаром этот мох называют еще торфяным.

- Еще одно интересное растение, растущее на болоте, росянка.

(Сообщение ученика)

2-й ученик.

Росянка - хищное растение. Ее листья покрыты волосками, на концах которых блестят капельки клейкого сока, похожие на капельки росы. Это привлекает насекомых. Насекомое садится на лист и приклеивается. Лист закрывается, и насекомое переваривается в капельках сока. Так росянка получает необходимые минеральные вещества. Растение находится под охраной. Растительность на болотах получает из дождей воду, лишенную минеральных солей. К тому же в холодной воде болот корни, лишенные кислорода, не всегда в состоянии ее всасывать. Вот и приходится росянке добывать соли с помощью такого хитрого способа.

3-й ученик.

Рогоз — многолетнее травянистое болотное растение высотой до 2 метров, образующее густые заросли у берегов водоема. Один из представителей — рогоз широколистный, или камыш.  Растет рогоз по болотам, топким берегам рек, прудов, озер и водохранилищ, по канавам. Срезанное растение долго сохраняется и используется в декоративных целях. Пух из початков идет для изготовления фетра, подушек, отепления домов. Из стеблей готовят силос, плетут ковры, циновки, вьют канаты, делают бумагу и кровлю домов. Корневища рогоза съедобны и довольно вкусны, при необходимости их мелют в муку и пекут лепёшки. У рогоза на лекарство идёт все: и корневища, и листья, и початки с пыльцой. К примеру, пух початков с топлёным маслом – прекрасное средство от обморожений и ожогов. Пыльца цветков в восточной медицине используется для остановки сильных кровотечений, а также при туберкулёзе, омертвении тканей, при груднице. Отвар листьев полезен при сахарном диабете. Отвар корневищ принимают внутрь при гастритах, энтеритах, дизентерии, лихорадке. Измельчённые листья рогоза прикладывают к ранам, ожогам, порезам, ссадинам, нередко пользуются в походах.

4-й ученик.

Багульник - невысокий кустарник с мелкими жесткими листьями, выделяет в воздух пахучие вещества, от которых может заболеть голова. Используется, как средство, предохраняющее одежду от моли, а помещение от насекомых – паразитов.

Это растение лекарственное.

- А какие вкусные и полезные ягоды растут на болотах!

5-й ученик.

Лягушка озерная - жительница озер и болот - достигает в длину 18 см. Вес до 1.6 кг. Прыжок до 1.5 м в высоту. Зимуют лягушки в илу или на дне обычно в проточных или глубоких, непромерзающих водоемах. После зимовки лягушки появляются в середине мая. Пищей служат водные, прибрежные беспозвоночные животные (как правило, насекомые и в основном жуки, реже паукообразные и дождевые черви), также мелкие позвоночные - различные земноводные и их икра, птенцы камышевок, ящерицы, мыши, полевки, бурозубки.  К врагам лягушки относят ужей, гадюк. Лягушками питаются вороны, аисты, цапли, выпь, поганки, утки, выхухоль, крысы, водяная полевка, ондатра, кошка, лисица.  Продолжительность жизни лягушек до 12 лет.

6-й ученик.

Голубика – многолетнее растение. В ягодах голубики содержатся витамины С, А, Р, железо и еще много полезных веществ. Сок плодов костяники убивает бактерии. Отвар листьев этого растения очень полезен при диабете, болезнях сердца и малокровии.

7-й ученик.

Морошка - Травянистое или полукустарниковое растение. Высота до 30 см. Морошка растет по моховым болотам, болотистым местам. Испокон веков на Руси свежую и моченую морошку подавали к царскому столу как самую ценную ягоду Севера. Плоды едят при кашле и простуде. Морошка – это кладезь полезных качеств и целебных свойств.

Много интересных растений можно увидеть на болоте.

- Как вы думаете, какую роль выполняют растения на болоте?

(Пища и дом для животных. Из углекислого газа и воды создают органические вещества.

Вырабатывают кислород.)

- Что же влияет на растения болота? Почему многие растения слабенькие, тоненькие; листики маленькие и жесткие, с восковым налетом?

(Вода холодная, лишенная минеральных веществ. Нехватка кислорода для корней. Изобилие воды. Недостаточность света)

4. Физкультминутка.

Игра: “Лес, кустарник, трава”. (Учащиеся встают из-за парт и по команде учителя показывают лес, вытянув руки вверх, кустарники – наклоняясь вправо и влево, травы – приседая. Во время выполнения физкультминутки, учитель расширяет кругозор уч-ся, используя однокоренные слова типа лесок, травушка, травинки, кустики, кустарники и т.д.)

- А какие животные там живут?

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)

8-й ученик.

Лягушка озерная - жительница озер и болот - достигает в длину 18 см. Вес до 1.6 кг. Прыжок до 1.5 м в высоту. Зимуют лягушки в илу или на дне обычно в проточных или глубоких, непромерзающих водоемах. После зимовки лягушки появляются в середине мая. Пищей служат водные, прибрежные беспозвоночные животные (как правило, насекомые и в основном жуки, реже паукообразные и дождевые черви), также мелкие позвоночные - различные земноводные и их икра, птенцы камышевок, ящерицы, мыши, полевки, бурозубки.  К врагам лягушки относят ужей, гадюк. Лягушками питаются вороны, аисты, цапли, выпь, поганки, утки, выхухоль, крысы, водяная полевка, ондатра, кошка, лисица.  Продолжительность жизни лягушек до 12 лет.

Трав копытами касаясь,
Ходит по полю красавец,
Ходит смело и легко
Рога, раскинув широко.

9-й ученик.

Лось - самый крупный из оленей. Это мощный и сильный зверь. Взрослые лоси имеют длину тела до 3 м, высоту до 2,5 м и массу до 580—600 кг. Лоси питаются древесно-кустарниковой и травянистой растительностью, а также мхами, лишайниками и грибами. Летом они поедают листья, кормятся водными и околоводными растениями, а осенью  они гложут кору. За сутки взрослый лось съедает: летом около 35 кг корма, а зимой — 12—15 кг; за год — около 7 т. Летом, особенно в месяцы повышенной активности насекомых, они находят спасение в прохладной воде, проводя там по нескольку часов в день. Лоси чувствуют себя в воде, как дома. Они способны нырять на глубину 5,5 м и более в поисках растений, произрастающих на дне озера или пруда, а также проплывать до 19 км. В неволе доживают до 20—22 лет.

10-й ученик.

Журавль серый - это как раз тот самый журавль, чьи звонкие крики мы слышим высоко в небе весной и осенью. Это крупная птица ростом около 125 см и массой 4—5,5 кг. Он обитает на сфагновых болотах, заболоченных, поросших ольшаником, осокой и тростником долинах рек, на болотистых приозерных лугах.  Пища серых журавлей разнообразна. Они питаются в основном крупными насекомыми, водными беспозвоночными, лягушками, мелкой рыбой, мышевидными грызунами, поедают птенцов и яйца воробьиных птиц. Ранней весной главным кормом является оставшаяся с зимы клюква и другие ягоды.  Охота на журавля запрещена

11-й ученик.

Бека'с - небольшая птица с очень длинным, прямым и острым клювом. Небольшой кулик размером примерно с большого пёстрого дятла. У бекаса есть еще второе, народное название — “барашек”. Так его стали называть из-за “блеянья”, которое он издает во время тока. Гнездо устраивает на земле в небольшом углублении. Питается рыбой и водными беспозвоночными, которых находит с помощью длинного клюва в сырой почве.

- Угадайте, кто еще живет на болоте?

Самого не видно,
А песню слышно. (Комар)

Всем известный комар. Каждый знает, как больно и неприятно кусает комар. Но, оказывается, кусает только самка, а самец совсем безобидный. Питается он соком растений и сладким нектаром. Некоторые комары передают с укусом опасные болезни, например, малярию.

- Познакомиться со всеми обитателями болот сегодня мы просто не успеем.

Это вы сможете сделать дома или в библиотеке если прочитаете интересные рассказы в книгах “Великан на поляне”, “Зеленые страницы”, то получите ответы на вопросы:

1. У всех ли лосей есть рога?

2. Почему стебли подводных растений мягки и слабы?

3. Можно ли пить воду на сфагновом болоте без кипячения?

4. Какие ягоды можно встретить на болоте?

5. Какую” профессию” выполняют личинки комаров – мотыли?

6. Что за огни появляются над болотом в темные осенние ночи?

7. Почему болота называют кладезь добра?

8. Можно ли полностью осушать все болота?

9. Чем питается лось зимой?

10. Сколько веточек лось съедает за сутки?

11. Почему мох сфагнум называют белым?

12. Почему болота надо охранять?

- Представителями какой профессии являются все эти животные? (Потребители)

- Представители какой профессии нужны, чтобы происходил обмен веществ? (разрушители)

- О том, как живется представителям этой профессии на болоте, мы узнаем, если прочитаем материал учебника на с. 52

- Как же живется разрушителям на болоте? Почему?( Потому что под слоем мха сыро,

холодно, даже жарким летом, не хватает кислорода, а сфагнум убивает микроорганизмы)

- Что же происходит с отмершими остатками? (Они не разрушаются).

- Правильно, отмершие остатки не разрушаются, а постепенно накапливаются, уплотняются  и превращаются в торф. (Учитель показывает ребятам коллекцию сфагнума и торфа)

- Торф - это топливо. Он очень хорошо горит. На некоторых электростанциях, сжигая торф, вырабатывают электричество. Торф – прекрасное удобрение.

– Подумайте, полностью ли замкнут круговорот веществ в болоте? Почему?

- В болоте вода стоячая, поэтому оно зарастает осокой, водорослями, мхами. Отмирая, они образуют толстый слой ила. Ходить по болотам опасно. Оступившись, можно провалиться в трясину, из которой невозможно выбраться без посторонней помощи.

- А раз там так опасно, зачем же люди ходят на болото? А вы знаете, что нужно взять с собой и как правильно одеться?

5. Закрепление изученного.

1. Перед вами лежат карточки с названиями обитателей болота. Составьте возможные пищевые цепи.

Задание для группы: соберите цепи питания.

белая куропатка

лягушка 

клюква 

цапля 

стрекоза 

болотный лунь

2. Работа в группах.

Кроссворд

6. Итог урока. Рефлексия.

– Подумайте, полностью ли замкнут круговорот веществ в болоте? Почему?

– Правы ли те, кто относится к болотам как к бросовой земле, обоснуйте. (Выслушиваются мнения детей.)

– Какой главный вывод можем сделать? (Болото – кладовая Солнца, кладовая жизни).

Вы хорошо поработали сегодня на уроке. Всем спасибо!