Урок развития устной речи по теме "Изменения в природе осенью. Золотая осень". 2-й класс

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (30,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • Закреплять понятие “золотая осень”, уточнять и расширять представление детей о признаках осени, формировать умение составлять описательный рассказ, формировать навык диалогической речи.
  • Корректировать зрительное восприятие на основе упражнения в узнавании и различении, развивать внимание.
  • Воспитывать эмоциональную адекватность поведения.

Оборудование: образцы листьев разных деревьев, календарь природы, осколочная картинка осеннего леса, таблица для развития внимания с листком, иллюстрации деревьев, презентация к уроку.

Ход урока

Этапы урока Примечания
Организация класса.

- Какой сейчас урок? Какой он по счету?

- Сядет то, кто ответит на вопрос. Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Будет завтра? Назовите полную дату (число, меся, день недели).

Работа с календарем природы.

- Отметим погоду сегодня. Что можно сказать об облачности? Был ли дождь? Какой ветер сегодня: слабый или сильный?

Слайд 1. Календарь природы.
Введение в тему.

1. Собираем “осколочную” картинку (задание для всего класса).

- Ребята, у каждого из вас есть кусочек картинки. Давайте вместе постараемся собрать ее. (Дети составляют картину)

- Что нарисовано на этой картинке? Какое время года? Постарайтесь придумать название, которое указывало бы на время года, состояние погоды на этой картине (“Золотая осень”, “Солнечный день”, “Ливень” и т.д.). какие осенние месяцы вы знаете? Какой сейчас месяц? Это начало, середина или конец осени? Октябрь – середина осени. Золотая осень.

2. Тема урока.

- Как вы думаете, какая будет сегодня тема урока? Почему? А как можно по-другому назвать?

Тема: Золотая осень.

- Почему так называют осень? Она же не из золота сделана. Осенью все вокруг становится желтым, оранжевым, красным. Деревья, кусты трава – вся природа словно покрывается золотом. Что еще называют золотым?

Золотая голова. Золотые руки.

- Объясните значение этих словосочетаний. Если человек многое умеет делать, что-то мастерит своими руками, то их называют золотыми. А если человек смекалистый, находчивый, тогда его голову называют золотой.

 

Слайд 2, 3. “Осколочная” картинка.

 

 

 

Слайд 4. Тема урока.

 

 

 

Слайд 5. Объяснение значения словосочетаний.

Сообщение знаний по теме.

1. Рассказа учителя.

- Вот и кончилось теплое лето. Солнышко уже не успевает согреть землю за короткий день. Ночью становится все холодней. Утром на лужицах виден первый ледок. Листья на деревьях окрасились в разные цвета. Красные, желтые, оранжевые. Вот они уже и падают, устилая землю цветным ковром. Зеленееют лишь сосны да ели, но и они скоро заснут до весны. Ребятишки ссорятся из-за самых красивых листьев. В руках у мальчишек, у каждой девчонки букет.

2. Игра “Живые звуки”

- Послушайте запись. Что вы слышите? Соотнесите с иллюстрациями (шум дождя, шелест листьев, сильный ветер, щебет птиц). Какую из картинок вы могли бы подобрать к этим звукам? Почему?

 

 

 

 

 

Слайд 6. Соотнесение картинок со звуками.

Физминутка.

Мы бежали по дорожке, (дети бегут на месте)
Промочили наши ножки, (трясут ногами)
Потом сели – посидели, (приседают)
Смотри – птицы полетели. (машут руками)
Ветер сильный вдруг подул, (дуют)
Мы испугались: караул! (прячут лицо в ладони)
Листья в воздухе кружатся – (кружатся)
И на землю все ложатся. (садятся за парты)

- В какое время года мы бежали по дорожке? Какие признаки осени вы услышали? Давайте попробуем проследить глазами полет осенних листьев.

 

 

 

Слайд 7. Зрительная разминка.

Продолжение этапа сообщения знаний.

3. Игра на развитие внимания “Подбери листочек”.

Демонстрируется большой листок с отсутствующим фрагментом. Внизу выставляются разные варианты этого фрагмента, из которых нужно выбрать подходящий по цвету и узор.

4. Работа над словообразованием.

Измените по образцу:

  • Лист клена – кленовый лист
  • Лист березы –
  • Лист дуба –
  • Лист осины –
  • Лист рябины –
  • Лист калины –

По ходу изменения слов демонстрируются листья данных видов деревьев.

5. Лексические упражнения.

Спроси у своего друга о цвете листа.

- Коля, какого цвета этот лист?

- Он желтого цвета.

 

 

Слайд 8. Подбор отсутствующего фрагмента.

 

 

Слайд 9. Изменение слов.

Закрепление.

1. Составление описательного рассказа об осенних изменениях в природе по опорным словам.

НЕБО низкое темное

ТУЧИ ползут плывут серые

ДЕРЕВЬЯ желтеют становятся голыми прозрачные

ТРАВА высохла пожелтела пожухла

ВЕТЕР холодный порывистый резкий

ДОЖДЬ долгий сыплет льет

НАСТУПИЛА ... ОСЕНЬ. ДЕРЕВЬЯ ... И СТАЛИ .... ... И ... ТРАВА В ПОЛЯХ. ... ВЕТЕР ГОНИТ ... ТУЧИ ПО НЕБУ. МЕЛКИЙ ДОЖДЬ ...СЫПЛЕТ ВЕСЬ ДЕНЬ. МЫ ВЧЕРА УБИРАЛИ ОПАВШУЮ ЛИСТВУ В ПАРКЕ.

2. Работа с иллюстрациями.

- Выберите иллюстрации, подходящие к теме нашего урока. Объясните выбор. Составьте предложение по этой иллюстрации.

 

Слайд 10,11. Составление рассказа.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 12. Выбор иллюстраций.

Итог урока.

- Какова была тема нашего урока? О чем разговаривали на уроке? Что нового узнали? Какие задания понравились больше всего?

Оценивание работы детей.

 

19.02.2013