Sinkrisis et Diakrisis

Разделы: Физика


SINKRISIS и DIAKRISIS (греч.) – соединение и разделение,
связывание и обособление, синтез и анализ;
выражения, которые встречаются в соч. Платона,
откуда их заимствовал Гете [4, с. 572].

Миры вскрываются в песчинках малых
Эмиль Верхарн

Но бывает жизнь встает в другом разрезе,
и большое понимаешь через ерунду
В. В. Маяковский

В современном мире точные науки, основанные на мере и числе, достигли внушительных успехов и неслучайно рассматриваются, как некий образец научного мышления. “Математика, физика, химия… - это знание! Поступиться ими и на самую малость нельзя. Таков уж наш век – технический, компьютерный” [1, с.107]. Ситуация вокруг наук гуманитарных далеко не так однозначна, поскольку объекты их изучения всегда соизмеримы с человеком и либо непосредственно касаются человеческой действительности, либо являются плодами деяний человеческих. “Сложнейшие вопросы человеческого бытия составляют фундамент любого гуманитарного исследования, даже если они остаются его неявным фоном. Все это создает неповторимую особенность гуманитарного познания” [3, с. 331].

“Знание лишь тогда и сила, когда в нем прорастает человек, состоявшийся и защищенный не только самим знанием, но и знанием самого себя” [1, с.101, 102]. “Человек во всем!” - так бы я определил свой принцип. В учителе, способном много обозначить и преломить через свое духовное “я”; в ученике, для которого учеба – фундамент самообразования (сам себя образую!); в писателе, чья судьба – источник глубоких, поучительных раздумий; в литературном герое, где за эволюциями, портретами, коллизиями – мучительные искания самого человека” [Там же].

“Что вообще может быть важнее человека, начинающего жить, и жизни, которая распахивается перед ним? И нашего внимания к тому и другому? Всякий, понимающий это, невольно приходит к гуманистическому принципу” [Там же].

А, если так, то почему бы ни попытаться применить “гуманистический принцип” к преподаванию точных наук? Почему бы ни повести разговор о людях, стоявших у их истоков, либо активно способствовавших их поступательному развитию? Почему бы ни написать своеобразный литературно-художественный портрет конкретного ученого, позволяющий создать его целостный образ? “А если и с ребятами говорить вот так же, как с нами художники? Книгам, стихам, кинофильмам давать такие же “разрезы”, как они – жизни? Идти не от “образа” или “проблемы”, а к образу и проблеме от какой-нибудь пустяковой на первый взгляд малости – детали. Она – и скупая подробность, и целая поэма! Все зависит от того, кто и как смотрит на нее. Может, “деталь” и есть та искра, из которой… Искусство не раз являло доказательства того, что истоки большого, великого – в малом” [2, с. 215].

“Опираясь на деталь, художник нередко выстраивает целое, раскрывает глубокую философскую идею” [Там же].

“Раскручиваясь, деталь дает уроку сюжет, концепцию, учит работать на подтексте. Проблемность, образность, аналитичность – все в ней, своеобразном узелке текста, вбирающем в себя многие нити” [Там же, с. 216].

“В любой ткани узелок – брак, в художественной – открытие, находка. Мышление открытиями увлекает” [Там же].

“Впрочем, использование детали – давнишний прием анализа. Но если в старой проблеме поискать новые аспекты, прием наталкивает на необычный путь, своего рода метод анализа: от “клеточки” текста – к целому” [Там же, с. 215].

“Когда в малом забрезжит свет большого, появляется любопытство и к тому и к другому, а в общем – к их связи. Интересное как бы удваивается предчувствием серьезного” [Там же, с. 216].

“Разумеется, не всякая деталь вырастает до символа, вбирая целое, раскрываясь в нем и раскрывая его, но всякая – достойна внимания” [Там же, с. 216, 217].

“Если не закопаться в частностях, а дойти до целого (эпизода, сцены, главы…), появляется потребность в обратном движении к детали, чтобы проверить, так ли, к тому ли и от того ли шел. Обратное от поступательного – это уже глубина!” [Там же, с. 216].

“Но, идя от малого как части целого, ребята не всегда ощущают это самое целое. Вот тут-то им и должен помочь учитель, умеющий работать “от целого” [Там же].

Поясним сказанное примером, рассмотрев один из возможных вариантов анализа тематического стихотворения “Нильс Бор” (стихи автора – И.И.). Анализ пошагово запишем в виде таблицы, включающей в себя содержание текста и ключевые детали, позволяющие организовать его обсуждение или даже выйти на дальнейшее развитие темы в виде учебного проекта.

Пример

Содержание Ключевые детали
1 Из дома выйдя на ступени,
На пастора чуть-чуть похожий,
Он разогнал улыбкой тени,
И прошептал: “Храни вас Боже!..”
Слово “пастор” и фраза “Храни вас Боже!..”. Кто бы это мог быть?
2 Студентов шумная река
Текла, сверкая факелами,
Над “Эресболиг” облака,
Сияли, отражая пламя.
Слово “студенты”. Становится понятным, что человек, о котором идет речь, скорее всего, преподаватель высшей школы. Но что означает “Эресболиг”?
3 То юность Дании к нему,
С любовью дружеской явилась…
К нему.… И больше ни к кому...
А по щеке слеза катилась…
Слова “Дания” и “любовь”. Преподаватель, видимо, датчанин и, к тому же, любим студентами.
4 Река утихла, замолчала,
А он к ней руки протянул,
“…И вот мы живы…” прозвучало,
И он слезу с лица смахнул.
Фраза “…И вот мы живы…”. Возникает догадка, что все эти люди пережили непростые времена, в их жизни случились какие-либо социальные потрясения.
5 Волнуясь от нежданной встречи,
По-детски искренне смеялся,
В коротенькой смущенной речи
Науке в верности поклялся.
Слово “наука”. Делом жизни этого человека является наука.
6 …Он ей был верен от рожденья!
Он создал планетарный атом!
В дуэте редкостном с Эйнштейном
Стокгольмским стал лауреатом.
Фонд Нобеля – оплот науки! –
Его почтил такой наградой,
И в Дании органа звуки
Явились всем души отрадой…
“Планетарный атом”, “дуэт с Эйнштейном”, “фонд Нобеля”. Научные интересы этого человека лежат в области микромира. Он является лауреатом Нобелевской премии, и она присуждена ему одновременно с Альбертом Эйнштейном!
7 Расставив волны-электроны,
По уровням, как по балконам,
Он вероятности законы
Добавил к классики канонам…
Пикассо-физики создатель,
Он Рембрандтом науки звался…
Всемирной школы основатель,
Профессор плакал и смеялся…
“Волны-электроны”, “уровни-балконы”, “Пикассо-физика”, “Рембрандт науки”, “Он вероятности законы добавил к классики канонам…”. Все это, вместе взятое, приводит к пониманию того, что этот человек является одним из создателей квантовой механики, которая устанавливает способы описания и законы взаимодействия микрочастиц и их систем, а также связь их характеристик с непосредственно измеряемыми величинами.
8 А остряки из клуба “Скобки”
Запели, подойдя к порогу:
“В науке нету царской тропки,
Но … укажет нам дорогу!”
“Но…укажет нам дорогу!” Кто?! В процессе обсуждения возникает догадка: “Но Бор укажет нам дорогу!”

Остается лишь пояснить, что “Эресболиг” - “Дом почета” - вилла мецената Якоба Х. Якобсена в Копенгагене, завещанная им в качестве пожизненной собственности последовательной череде наиболее выдающихся деятелей датской культуры. Право выбора очередного собственника Якобсен предоставил Королевской датской академии. В 1931-м году решением Академии Нильс Бор получил эту виллу в пожизненное владение. (Данин Д. С. Нильс Бор. – М.: Молодая гвардия, 1978. С. 374, 375.)

Практика работы автора показала, что рассмотренный выше анализ, создавая ситуацию дискуссионного поиска, способствует усилению положительной мотивации обучающихся, которая, в свою очередь, весьма эффективно обеспечивает быстрое и осознанное включение школьников в деловой ритм.

Литература

  1. Ильин Е. Н. Принцип – методы. Педагогика наших дней / Сост. В. П. Бедерханова. – Краснодар: Кн. изд-во, 1989.
  2. Ильин Е. Н. Искусство общения. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. – М.: Педагогика, 1990.
  3. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки. – М.: Издательство “Экзамен”, 2005.
  4. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998.