Обособленные определения и приложения

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (176,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель:

  • Дать понятия обособления; уточнить, какие члены предложения подлежать обособлению; формировать знания основных правил обособления определений и приложений и умения применять их на письме.
  • Продолжить формирование умения характеризовать разные признаки обособления: смысловые, интонационные, грамматические, пунктуационные; находить определения в предложении, выделять их графически.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, компьютерная презентация (Презентация), раздаточный материал для каждого ученика (Приложение 1).

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальная беседа с целью установления правильности и осознанности выполнения домашнего задания (устно).

III. Актуализация опорных знаний по орфографии.

Орфографическая цепочка.

Списать словосочетания, вставить пропущенные буквы. Объяснить написание орфограмм. Разграничить прилагательные и причастия. Объяснить, чем они различаются. (слайд № 2)

Проверка (слайд № 3).

IV. Изучение и первичное закрепление знаний об обособлении определений и приложений.

- Ребята, вы узнали на предыдущих уроках, что предложение может быть осложнено однородными членами. Сегодня мы поговорим с вами еще об одном виде осложненных предложений. Это предложения, осложненные обособленными членами.

- Что такое обособление? Давайте запишем в тетрадь: “обособление – интонационное и смысловое выделение в составе простого предложения словоформы или группы словоформ” (слайд № 4).

Проще говоря, обособить – это выделить.

- Каким образом в устной речи чувствуется обособленная грамматическая конструкция? (обособленная грамматическая конструкция выделяется интонационно).

- А как будем выделять данные конструкции в письменной речи? (с помощью знаков препинания).

- Вспомните, ребята, что такое причастие? (причастие - это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)

- Приведите примеры.

- Давайте вспомним знаки препинания при причастных оборотах.

(слайд № 5)

- Ребята, а что такое приложение? (приложение – это определение, выраженное существительным. Приложение может иметь разные поясняющие значения. Оно ставится в том же падеже и числе, что и определяемое слово).

- Так как приложение является определением, оно тоже обособляется.

Работа с учебником.

1) Наблюдение над интонацией в предложениях с обособленными и необособленными причастными оборотами, работа со схемами из упражнения 297.

2) Чтение теоретического материала на стр. 134.

- Особенно следует обратить внимание на обособление приложений с союзом как.

- Такое приложение очень похоже на сравнительный оборот. Часто их трудно различить. Обособленное приложение присоединяется к определяемому слову и имеет оттенок обстоятельственного или причинного значения. Оно не содержит в себе функций сравнения. Также не являются приложениями обороты с союзом как в значении “в качестве”. (слайд № 6).

3) Составление алгоритма рассуждения. (слайд № 7).

4) Выполнение упражнения 298 (фронтально).

V. Закрепление пройденного материала. Обобщение по теме.

1) Самостоятельная работа с раздаточным материалом с последующей фронтальной проверкой. (Приложение 1).

2) Обобщение по теме.

- Что такое причастие?

- В каких случаях обособляются причастия?

- Что такое приложение?

- В каких случаях обособляется приложение? (Приложения обособляются, если относятся к личному местоимению, если стоят после нарицательного существительного, если стоят после имени собственного, если присоединяются к определяемому слову союзом как).

- Расскажите об особенностях обособления приложения с союзом как.

- В каком случае можно поставить тире при приложении? (слайд № 8)

VI. Сообщение домашнего задания.

Упражнение 301, 302. (слайд № 9).

Список литературы.

  1. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку. Учебно-методическое издание. – М.: Издательство “Экзамен”, 2008. – 399 с.
  2. Нури О.А. Поурочные разработки по русскому языку. Учебно – методическое издание. – М.: Издательство “Экзамен”, - 2009. – 253 с.

20.02.2013