"Миссия – классный руководитель"

Разделы: Классное руководство


Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребёнка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребёнку будет так же хорошо и уютно, как в семье. Нужно приложить все усилия, чтобы ребёнок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет главную роль.

Мой педагогический девиз: “Уважай, твори, доверяй!”. Я твердо верю в силу воспитания, которая складывается из очень простых компонентов: уважения и любви к детям, слова учителя, силы личного примера, справедливости – основы доверия;  способности прощать ребенка.  Учитель – ученик –  единая духовная общность, а жизненный путь ребёнка – путь радости. Главное в моей работе – воспитание ученика как личности. И в это понятие я вкладываю духовное  богатство, широкое мировоззрение, эрудицию, высокую нравственность, общительность, способность влиять на решения и деятельность коллектива.

Я стала классным руководителем 5 “В” класса (ныне 7 “В”) в 2010 году (третий год являюсь наставником данного класса). За время нашей совместной работы я осознала ту остроту ситуации, которая сложилась в современном обществе и школе. В связи с ухудшением состояния здоровья детей за последние годы охрана и укрепление здоровья являются одним из приоритетных направлений в моей деятельности. Было установлено, что причинами ухудшения здоровья детей может явиться:

  • ухудшение экологической обстановки;
  • перегрузка учебных программ;
  • стрессовые воздействия;
  • распространение нездоровых привычек;
  • несбалансированное питание;
  • снижение двигательной активности.

Поэтому свою работу я начала с оценки состояния здоровья учащихся 5“В” класса, изучения психического и физического здоровья, отклонений в здоровье, причин детских недомоганий. Ведение учета детей по группам здоровья, с обязательным указанием фамилий детей, здоровье которых нуждается в пристальном внимании учителей- предметников.

7 “В” класс – общеобразовательный класс. Обучается в нем 24 человека: 12 девочек и 12 мальчиков. Большинство ребят 1999 года рождения, есть учащиеся 2000 года рождения (Наумов К., Лисица А.).  Коллектив формировался с 1-го класса, основной его состав сохранился до сих пор (22человека). Вновь прибывшие ребята успешно адаптируются в коллективе.

При медицинском осмотре всего 9 детей были признаны практически здоровыми. Большинство ребят имеют ослабленное здоровье: 9 человек – слабое зрение, Шаров Александр – астму, 3 человека-заболевания опорно-двигательной системы, 2 учащихся имеют заболевания внутренних органов.

Большинство детей воспитываются в полных семьях, в доброжелательной атмосфере (по результатам анкетирования). Учатся ребята и из неполных семей.

Класс работоспособный (принимает активное участие в уборке территории около школы, классного кабинета),  интересуется общественными делами и с удовольствием их   выполняют (сбор материала о вожатых школы, оформление классного уголка, участие в выставках и конкурсах). Мне необходимо было увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем постараться избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.

Мы загружаем в ребячьи головы цифры, факты, формулы, понятия. Отталкиваясь от мысли, что человека, прежде всего, создает не образование, а нравственность, необходимо решать задачи, которые создают целостную систему, то есть концепцию, направленную на развитие личности ученика: “От гармонии воспитания - к осознанной нравственности, к гармонически развитой личности”.

Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и необходимости развития его индивидуальности, содействовать саморазвитию личности, реализовывать её творческий потенциал, готовить к дальнейшей жизни.

Поэтому на каждого ученика вверенного мне класса был составлен Социальный Паспорт учащегося и его семьи, в котором наиболее полно представлена характеристика.

Основная задача классного руководителя - быть помощником ребёнку в его жизненном самоопределении. Одно из условий успешного воспитания заключается в следующем: ребёнок не должен ощущать давление со стороны взрослых, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь. Чтобы понять, что интересует, что радует, что утомляет, что обижает детей, я чаще встаю на их место.

Тема, над которой я работаю: “Развитие и реализация познавательных и творческих способностей обучающихся в максимально благоприятных условиях учебно-воспитательного процесса”.

Цель: Создание условий для формирования и развития у обучающихся социально- значимых ценностей, духовно - нравственного воспитания, развитие творческой активности, сохранение и укрепление здоровья школьников.

Задачи воспитательного процесса:

1.Формирование патриотических чувств.

2. Изучение истории и культуры родного края, приобщение учащихся к мировой культуре.

3. Развитие творческих способностей учащихся.

4. Формирование дружного классного коллектива.

5. Выработка потребности у учащихся в расширении знаний.

6. Пропаганда здорового образа жизни, закаливание организма.

7. Развитие творческой самореализации учителя и ученика как единого целого.

8. Развитие интереса к космосу, истории развития космонавтики.

Класс является целостным живым организмом, в котором все взаимосвязано. В нем необходимо создавать условия социальной защищенности, психологической комфортности каждого ученика, обеспечивать возможность его личностного роста и самореализации. Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, мы имеем дело с целостной личностью, должны заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, решая задачи, я обращаюсь за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и к социуму.

Обратимся к основным направлениям деятельности классного руководителя с точки зрения самого ребёнка, его интересов и возрастных потребностей. Первая задача здесь – защитить ребёнка. Тем самым создать условия для свободного развития его духовных и физических сил. Позиция защиты становится фундаментом работы с личностью, основой индивидуального подхода.

Подход к ребёнку с позиции защиты подводит нас к задаче обеспечения благополучия в сфере учения. Защита ученика означает:

  • разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника;
  • создание условий для укрепления и сохранения здоровья школьников;
  • изучение работы учащегося на уроке путём посещения занятий;
  • организация консультативной помощи отдельным учащимся;
  • проведение внеклассных мероприятий по предметам, расширяющих кругозор и познавательные интересы учащихся;
  • выработка совместной тактики и стратегии помощи ребёнку со стороны семьи.

Следующая сфера, в которой ребёнку нужна защита, - это общение. Войти в сферу общения детей, понять положение каждого в ней, научиться корректировать отношения между детьми – важнейшие задачи классного руководителя. Я также веду серьёзную работу по обретению детьми культуры общения, культуры поведения, соблюдению норм элементарной нравственности во взаимоотношениях. Проблема общения выводит нас на нравственный облик человека, на общечеловеческие ценности: преклонение перед матерью, высшая ценность – человеческая жизнь, родная земля, дом, семья, право другого человека на собственную уникальность, окружающая нас природа. Если каждый день держать их в качестве стержневых ориентиров жизни детского сообщества, они становятся критериями оценки человеческих поступков.

Каждый учащийся - это сложная и интересная личность. На становление жизненных позиций школьника особое влияние имеет детское самоуправление. Это управление самим собой, своим поведением, собственной жизнедеятельностью. Данная форма работы с классным коллективом помогает осуществить воспитание у ребят чувства  личной ответственности за коллективные дела класса, позволяет каждому ребёнку проявить свои способности, способствует развитию личности, помогает определить своё место в коллективе. Создавая в классе органы самоуправления, я ставила перед собой цель: привлечение каждого ребёнка к участию в общественной жизни, повышению активности, творческого потенциала детей. Основу составляют сменные творческие группы - советы дела, которые решают все важнейшие вопросы жизнедеятельности класса. Создание и работа с советами дела, чередование коллективных творческих поручений позволяют каждому учащемуся занимать активную позицию в работе класса, что положительно влияет на формирование их организаторских способностей, умения управлять своим Я, раскрывать и развивать свои потенциальные и реальные возможности. Ученическое самоуправление помогает вовлечь в работу всех учащихся класса, развивает такие качества, как самостоятельность, требовательность к себе. Ответственность, коммуникабельность, стремление оказать помощь, реализация творческого потенциала, занятость во внеурочное время, так как подготовка мероприятий требует затрат личного времени. При такой организации воспитательной деятельности повышается активность ребят, их ответственность за порученное дело.

Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, в школе, а значит, и к происходящему в стране. В нашем классе создан совет класса.

В совет класса входят:

- старшие по классу

- медицинская служба

- совет друзей книги

- учебная служба

- служба озеленения

- совет интересных дел

-хозяйственная служба

- служба сохранения здоровья

Организация деятельности детей играет огромную роль в плодотворности занятий. Дети сами выбирают направление, по которому им интересно работать, а значит, делать они будут это с удовольствием. Они смогут показать всем, что они умеют делать.

Важное место в формировании личности школьника занимает досуговая сфера. Ценность досуга для подростков оказывается значительно выше учебной деятельности. Поэтому одним из важных направлений является выявление индивидуальных интересов детей, помощь в выборе кружков и клубов, расширение познавательного и культурного кругозора класса (экскурсии, встречи, конкурсы, коллективные выходы, предметные вечера), помощь детям в общественной работе, организация коллективной творческой деятельности класса.

Содержание проводимых классных часов включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.   Главным фактором служит коллективная творческая деятельность. Это проведение коллективных творческих дел:

  • День именинника.
  • Правила Дорожного Движения “Кто придумал светофор”.
  • Устный журнал “Добро в твоем сердце”.
  • Викторина “Наше здоровье в наших руках”
  • Новогодний праздник.
  • Презентации о своих педагогах и о своем классе.
  • Конкурс проектов “Флаг школы”
  • Праздник “ Мы стали на год взрослее”.
  • “Деловая игра: “Что такое настоящая дружба”.

Организована совместная поездка родителей и детей в музей Космонавтики и Планетарий г. Калуги. Поездка в Тульский Кремль, Оружейную палату.

Классные часы:

  • “Пионер - значит первый”.
  • “Легко ли быть первым?”.
  • “Дорога к звездам”.
  • “Нам дороги эти позабыть нельзя!”.

Учащиеся класса приняли активное участие в конкурсе космического рисунка и выпустили газету “Дорога к звездам” (совет интересных дел). Свои поделки продемонстрировали Божевольнова А., Дорошенко А.

Очень важная роль в нашем классе отводится укреплению здоровья учащихся и развитию физической силы и ловкости, профилактике утомляемости зрения. Наш девиз: “В здоровом теле здоровый дух!”

Была организована разъяснительная работа с учащимися по сохранению здоровья через систему воспитательных мероприятий:

  • Беседа “Личная гигиена школьника”
  • Практическое занятие “Правильно сиди за партой”.
  • Викторина “Наше здоровье в наших руках”.
  • Классный час “Курить - здоровью вредить!”

По материалам классного часа была выпущена школьная газета. Мероприятие вошло в сюжет областного телевидения по теме “Здоровьесбережение”. Оно было представлено на областном совещании педагогов и руководителей образовательных учреждений в 2011году.

Провожу большую работу по предупреждению несчастных случаев, развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях, противопожарная безопасность.

Проводя классные часы, всегда стараюсь придумать интересные физкультминутки, соответствующие тематике мероприятия. Так, на классном часе “Легко ли быть первым?”, посвященному первому полету в космос, мы с детьми “одевали” воображаемые скафандры. На информационном часе, посвященному пионерскому движению мы с ребятами придумали речевку, под которую провели физкультминутку.

Учащиеся класса принимают участие во всех спортивных мероприятиях: Дни здоровья, лыжные эстафеты, легкоатлетический кросс. Призовых мест в 5 классе мы не взяли, так как класс в целом не является спортивным и приходилось уговаривать ребят принять участие в мероприятиях. Даже мне, классному руководителю, пришлось помогать ребятам: метать дротики и бросать мяч в кольцо. Так, своим примером я хотела повлиять на ребят и изменить их отношение к спорту. По результатам участия нашего класса в “Недели здоровья” мы заняли 2 место!

Многие учащиеся класса принимали участие в различных играх- конкурсах, олимпиадах. В математической игре-конкурсе “Кенгуру” приняли участие 15 детей. Также ребята участвовали в инфознайке, олимпиаде “Авангард”, олимпиаде “Пифагор”, 7 Международной олимпиаде по основам наук по предметам математика и английский язык, игре “Медвежонок” по русскому языку и “Золотое руно” по истории. Очень хочется привлечь как можно больше ребят для участия в различных конкурсах, олимпиадах, развивать их таланты и укреплять знания. Учащиеся класса уже приняли участие в Предметных олимпиадах Олимпус: “Осенняя сессия” -15 человек, “Зимняя сессия”-14 человек, “Весенняя сессия”-14 человек. Молодежных предметных чемпионатах: по математике-8, по обществознанию- 8, по истории-4, по физике-5,по биологии-7,филологическом-5,конкурсе “Альбус”-12 учащихся. Есть призеры и победители!

В конце2010-11 учебного года был организован экологический отряд для учащихся 5-х классов в количестве 10 человек. По итогам работы учащимися была выпущена экологическая газета.

В работе классного руководителя важным аспектом является стиль отношений между учителем и родителями. Одна из форм работы классного руководителя с родителями - это родительские собрания. Они помогают определить пути воспитания ребёнка. В нашем классе были проведены собрания:

  • “Давайте познакомимся!” Знакомство с родителями и детьми
  • “Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы”- консилиум
  • “Роль семьи в формировании личности”
  • “Физическое развитие школьника”
  • “Профилактика вредных привычек у подростков” -лекция
  • “Режим школьника” - беседа.
  • “Союз семьи и школы”+(анкетирование).

Вся работа, которая проводится по этим направлениям, даёт свои результаты. Многие ребята занимаются музыкой и танцами, увлекаются рисованием. Однако есть ещё проблемы с некоторыми детьми. В прошлом году семь учащихся не имели устойчивых интересов, увлечений. Больше времени проводили на улице, или за компьютером. В этом учебном году дополнительно трое учащихся стали посещать военно-спортивную секцию, двое - секцию “Каратэ”. Трое учащихся по-прежнему не посещают кружки. Есть над чем работать! Сложившаяся система отношений между учителем, родителями и ребятами позволила мне добиться главного – начала сплочения детского коллектива.

В моём арсенале  существует немало приёмов и методов, помогающих обеспечить субъективную позицию учащихся и их родителей:

В течение года с учащимися была проведена диагностика:

1. Диагностика школьной реактивной тревожности (адаптация)

2.Определение Уровня воспитанности учащихся класса по 5 бальной системе.

3. Анкета: “Виды недомоганий, которые я испытываю”.

4. Анкета: “Мир моих увлечений”.

5. Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

6. Социальные компетентности пятиклассников.

7. Уровень сформированности познавательных интересов.

8 .Метод социологического опроса. Школьная оценка.

9. Методика определения типа темперамента учащегося.

10. Тест “ Знаете ли вы себя?”

11. Оценка классного коллектива учителями- предметниками.

12. Методика неоконченных предложений.

13. Тест: “Каков твой характер”

14. Микроисследование “ Атмосфера в классе”

15. Анкета “Среднестатистический портрет школьника.

16. Социометрические исследования.

Данное диагностирование позволило лучше узнать учащихся и их родителей, с которыми также были проведены некоторые из данных методик.

Я стремлюсь создать коллектив с благоприятной нравственной и эмоционально-психологической средой, способствующей развитию познавательных интересов учащихся, формированию у них потребности в самообразовании и самовоспитании, становлению и проявлению индивидуальности  каждого ребёнка.

В соответствии с Концепцией воспитательной системы класса была разработана программа воспитательной работы “Вместе весело шагать” среди параллели 6 классов (рассчитана на 3 года), которая позволяет реализовать идеи сотрудничества учителя, ученика, родителей, участия каждого ученика в улучшении окружающей жизни, раскрыть индивидуальные творческие способности школьников. Через интересное коллективное дело происходит социализация личности ребенка, его интеграция с обществом. В основе нашей воспитательной работы лежат следующие идеи:

- В школе должно быть хорошо всем и каждому в отдельности.

- Неразрывность обучения и воспитания.

- Высокая требовательность педагога к себе и детям при уважительном к ним отношении.

- Творческое сотрудничество учителей и учащихся.

- Воспитание эффективно только тогда, когда личность ребенка – в центре внимания.

- Все отношения между учениками, родителями и учителями построены так, что каждый человек индивидуален по своей природе.

Ожидаемые результаты работы программы “Вместе весело шагать”:

1. Увеличение числа детей воспитанных и имеющих хорошие знания.

2. Воспитание активного гражданина.

3. Вовлечение родителей в совместную деятельность.

4. Укрепление здоровья детей, снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний.

5. Создание благоприятного климата в школе для учащихся.

6. Развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся.

7. Укрепление дружбы и сотрудничества детей.

8. Сокращение числа учащихся школы, совершивших противоправные действия.

Любой положительный опыт работы нужно систематизировать, анализировать, обобщать для того, чтобы двигаться вперед. Данный опыт воспитательной работы демонстрировался на районном фестивале-конкурсе: “Миссия - классный руководитель”, по результатам которого я стала лауреатом. В окончание описания воспитательной работы с 7в классом можно сказать, что наш класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нем всегда царили уважение, взаимопонимание, творчество и доверие.

Презентация опыта.