Влияние внеклассной работы на мотивации учения

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


С проблемой мотивации к учению сталкиваются многие учителя. Учащиеся, окружённые огромным информационным полем, часто считают учебу в школе скучной необходимостью. Педагоги в такой ситуации прибегают к различным приёмам и методам, чтобы показать учащимся истинные возможности изучаемого предмета и убедить их в том, что они изучают его “для жизни, а не для школы”. И здесь незаменимую услугу может оказать внеклассная работа: надпредметная, межпредметная и по предмету.

Во внеклассной работе чаще всего применяются различные увлекательные, интересные формы работы, вызывающие определенный эмоциональный настрой и поэтому являющиеся мощным рычагом мотивации учения. Здесь можно поднимать темы, направленные на формирование положительного образа эрудированного, творческого, целеустремлённого человека, говорить о значимости образования для успеха в жизни.

“Я учусь, потому что это необходимо в дальнейшей жизни” - самый популярный ответ учащихся 10 класса в анкете по изучению мотивации обучения.

Приёмы мотивации к обучению, используемые во внеклассной работе, легко могут применяться и на уроках:

1. Вовлечение в деятельность интересным содержанием. Этот приём поддерживается такими заданиях как: анализ ситуации, обсуждение притчи, творческом задании на создание чего-либо (кодекса, герба, устава, свода и т.д.). Также можно использовать мозговой штурм.

2. Игра. Она всегда вызывает положительный настрой, способствует развитию креативного мышления. Например игровое задание “Докажем народную мудрость”. Команды получают набор пословиц об учении и образовании. Необходимо   выбрать одну, о которой хочется рассказать (раскрыть смысл). Разработка деловой игры представлена мною ниже.

3. Соревновательные виды работ: конкурсы, викторины. Эти формы воспитывают ответственность за принятые решения, самооценку, формируют качества мышления, развивают интеллект.

Для достижения результата, в основе деятельности учителя по мотивации учащихся к обучению можно придерживаться ряда принципов, определяющих содержание, формы, методы воздействия на ученика. Наиболее значимыми можно считать следующие:

а) Принцип связи с жизнью;

б) Принцип коммуникативной активности;

в) Принцип учета возрастных особенностей;

г) Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;

д ) Принцип межпредметных связей.

Эффективность и результатиность работы находятся в прямой зависимости от данных принципов.

"Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков". В.А.Сухомлинский

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку классного часа для 10 класса Кем быть? Каким быть?

(Деловая игра, формирующая представления о качествах личности необходимых при выборе профессии, способствующих продвижению к цели и успеху.)

Цель: Формирование представление учащихся об образованном человеке, обладающем качествами, способствующими продвижению к жизненному и профессиональному успеху.

Задачи: Создать условия для стимулирования учащихся к самообразованию и саморазвитию.

Создать условия для творческого самовыражения учащихся.

Ход занятия:

1. Разделить класс на 3 группы (при в ходе в класс учащиеся берут одну из карточек Д, С, Э), предлагается занять места за столами согласно выбранным карточкам. Д- совет директоров, С – соискатели на вакансию. Э – эксперты.

2. Мотивация на деятельность. Анализ ситуации. Учитель: предлагаю вам проанализировать следующую ситуацию.

“Марина много спорила с подругой, – какую профессию выбрать. И то вроде не подходит, и это….

- Я точно знаю, куда не пойду: в учителя – не хочу портить нервы; не пойду в химическое производство. Так как в общение с химическими препаратами можно потерять здоровье; на фабрику не пойду, так как там превратишься в робота. Выполняя механическую и однообразную работу. Я хочу, что бы на моей работе не портилось здоровье, и было интересно. Хотелось, что бы она была связана с животными и большим количеством поездок.

- Тогда тебе нужно идти работать в цирк! – воскликнула подруга и добавила: - а по мне – лишь бы получать прилично.

Марина потом долго думала, сомневалась, есть ли у неё талант для цирка. Может быть подруга права и, если нет призвания, надо думать о заработке?”

Учитель: Каковы мотивы выбора профессии у девушек? ( Обсуждение)

3. Групповая работа. Группы получают задание.

  • Группа “Д” Совет директоров должен определить, качество работника, которого они хотели бы принять на работу в свою фирму.
  • Группа “С” Соискатели должны представить себя. Описать какими качествами они владеют, что бы устроиться на престижную работу.
  • Группа “Э” Эксперты должны сформулировать причины, почему работнику может быть отказано в приеме на работу.

Группы работают 5 -7 минут.

4. Выступление представителей групп. (Обсуждение.)

5. Подведение итогов групповой работы.

Учитель: Давайте перенесемся в будущее. Представьте себе, что вы уже закончили обучение, в руках у вас документы об образовании и огромное желание работать. Вам предлагается определить список составляющих успеха делового человека. (Учащиеся называют)

- здоровье

-призвание

-способности

-трудолюбие

-образование

- деловой этикет

- внутренняя культура.

Расставьте, пожалуйста, приоритеты данных составляющих с первого по 7 место.

2-3 минуты обсуждение в группах. Выступление представителей групп.

Учитель: Можно ли достигнуть успеха в жизни без качественного образования?

Как человек может стать образованным? Где человек получает образование?

6. Перенос теории в практику.

Учитель: Опубликован анализ одного исследования. Комитет по экономическому развитию США провел опрос 438 крупных и 6000 мелких предпринимателей: Какое учебное умение они ставят на первый план при приеме человека на работу. Выяснилось, на первый план был выдвинут “Высокий уровень грамотности”, то есть умение читать и понимать смысл, а так же выражать свои мысли в разговоре и на бумаге.

Согласны ли вы с предпринимателями?

(Обсуждение ситуации, высказывания учащихся.)

Оцените себя, всегда ли вы задумываетесь, как говорите, какие слова употребляете в различных ситуациях в жизни.

Проведем инсценировку: один из учащихся будет директором по кадрам, а второй человеком, пришедшим на собеседование по найму на работу.

(Проходит инсценировка, обсуждение.)

7. Рефлексия.

Учитель: Вернемся в сегодняшний день. Как вы можете прокомментировать слова, которые сказал английский историк, публицист и политический деятель Томас Макалей: “История делает человека мудрым, поэзия - разносторонним, математика - проницательным, естествознание – глубоким, мораль – серьезным, логика и риторика – способным защищаться.”

Вы ученики 10-го класса средней школы, и у многих из вас намечен план действий, направленный к конкретной цели. Что нужно сделать, чтобы достигнуть жизненного успеха, достигнуть исполнения своих жизненных планов? Какие качества нужно развивать в себе, чтобы проложить дорогу к успеху, богатству и самоудовлетворению?

Высказывание учащихся.

Учитель: По окончании нашей беседы, я хочу рассказать вам притчу:

“К мастеру пришёл ученик и предложил: — “Учитель! Вы добились высших результатов в знаниях, постигли многое, а в своих действиях Вы так же уникальны? Я больше чем уверен, что владею топором лучше Вас и смогу одержать победу, если мы решим посоревноваться. Деревьев, вырубленных мною, будет гораздо больше, чем у Вас”. Учитель был спокоен и сказал: — “Я готов”. Пошли они в лес, выбрали себе по участку и начали соревнование. Ученик без отдыха рубил деревья. То и дело он слышал, что мастер не рубит, и думал, учитель отдыхает, и радовался этому. Но по окончании соревнования выявилось, что больше срубленных деревьев у учителя. Ученик воскликнул: “Как это Вам удалось? Ведь я слышал, что время от времени Вы переставали рубить”. Учитель ответил: “Да, в это время я точил топор”.

Действительно, иногда стоит потратить свое время, приложить усилия для того, чтобы отточить свое мастерство на пути к успеху.

Учитель: Не пренебрегайте образованием, полученным в результате обучения, личного опыта или общения с другими умными людьми. Знания проложат дорогу к успеху, если только знаешь, какую дорогу выбрать.


ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 

Определение доминирующих мотивов учения

Дорогой ученик! Поставь напротив наименования мотива балл от 0 до 10.

  1. Понимаю, что ученик должен учиться хорошо
  2. Хочу окончить школу и учиться дальше
  3. Понимаю, что знания мне нужны для будущего
  4. Хочу быть культурным и развитым человеком
  5. Хочу получать хорошие отметки
  6. Хочу получать одобрение родителей
  7. Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне
  8. Хочу быть лучшим учеником в классе
  9. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех
  10. Хочу занять достойное место среди лучших в классе
  11. Мне нравится учиться
  12. Люблю узнавать новое
  13. Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей
  14. Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности
  15. Люблю уроки, на которых можно рассуждать
  16. Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи

Мотивы обучения:

  • мотив долга и ответственности – № 1;
  • мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;
  • мотивы собственного благополучия – № 5–7;
  • мотивы престижности – № 8–10;
  • мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;
  • мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.