Урок по истории Древнего мира: "Первобытное общество"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Тип урока: систематизация и закрепление знаний.

Цель: Выявить ключевые признаки первобытного общества на разных этапах развития человечества.

Задачи:

  • актуализация ключевых понятий по теме;
  • проследить развитие хозяйства от присваивающего к производящему;
  • на примере краеведческого материала и жизни первобытных племен современной Африки научить выделять ключевые признаки первобытного общества.

Ход урока

I. Терминологический диктант: Учитель дает определение термина, учащиеся должны записать его.

1. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща и ведущих общее хозяйство (род).

2.Несколько родов, объединенных вместе (племя).

3. Коллектив людей, где каждая семья имела свое хозяйство, свой участок земли (соседская община).

4. Как называлось хозяйство, где люди занимались только охотой, рыбалкой, собирательством? (присваивающее).

5. Как называлось хозяйство, где люди занимались не только охотой, рыбалкой, собирательством, но и разводили скот, выращивали зерно? (производящее).

6. Кто управлял племенем? (совет старейшин).

7. Перечислите орудия труда людей каменного века (палка-копалка, копье, лук, гарпун...).

8. На этот вопрос нужно ответить “да “ или “нет”. Женщины в родовых общинах имели равные права с мужчинами (нет).

9. У людей каменного века было разделение на богатых и бедных (нет).

10. Как называется вера в загробную жизнь, приписывание животному, растению магических сил? (религия).

Взаимопроверка, обсуждение ответов, подведение итогов по данному этапу.

II. Игра-викторина.

Условия и правила: команда может обсуждать вопрос не более минуты, если ответа нет, могут ответить болельщики, или соперники. Вопросы задаются поочередно.

1.Объясните, чем родовая община отличалась от соседской. Приведите примеры.

2. Где легче было выжить человеку в родовой общине или соседской? Докажите.

3. Как повлияло умение обрабатывать металл на развитие человечества? Приведите примеры.

4. Как появилось скотоводство, обоснуйте его роль в развитии человечества.

5. Каковы главные отличия производящего хозяйства и присваивающего? Приведите примеры.

6. Почему и как возникли религиозные верования у людей?

Жюри: подведение итогов по этапу.

III. Просмотр презентации о нашем крае в далеком прошлом и современных племенах Африки (см приложение: текст и презентация)

Беседа по вопросам:

- что общего в жизни племен нашего края и других регионов в далеком прошлом?

- есть ли отличия, если да, то в чем?

- какие изменения, на ваш взгляд произошли в жизни первобытных племен Африки в начале 21 века, что осталось прежнего?

IV. Подведение общего итога. Рефлексия.