Познавательный досуг "Права ребенка"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цель: Знакомство детей с их правами.

Предварительная работа: знакомство детей с произведениями “Красная шапочка” Шарля Перро, р.н.с. Волк и семеро козлят”, р.н.с.“Колобок”, “Золотой ключик, или Приключения Буратино” А. Н. Толстого, “Золушка” Шарля Перро, “Кот и лодыри” С. Я. Маршака, “Филиппок” Л. Н. Толстого, “Горшочек каши” Братьев Гримм, “Цветик-семицветик” В. П. Катаева, “Три поросёнка” в переводе С. Михалкова; разученное одним ребёнком стихотворение “Российская семья” В. Степанова.

Оборудование: презентация; средства мультимедиа; “Конвенция о правах ребенка”; игрушечные медицинские принадлежности (белый халат, белая повязка, зонд, микстура, фонендоскоп, таблетки, пластырь; разноцветные бумажные лепестки.

Содержание

- Ребята, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о ваших правах. У каждого человека есть свои права и обязанности. Права детей изложены вот в этой книге (демонстрируется книга), которая называется - “Конвенция о правах ребенка”. Она является важным международным документом, который гарантирует соблюдение ваших прав. Сейчас мы познакомимся с самыми главными из них.

- Неотъемлемое право ребенка на жизнь. (Слайд 2)

- Что это значит? Как вы думаете?

- Это значит, что каждый человек имеет право на место под солнцем, и никто не вправе отнять у него жизнь.

- А кто посмеет нарушить право на жизнь другого человека – понесет очень серьезное наказание по закону, вплоть до тюрьмы и. может быть, пожизненно.

- Давайте на примере сказок разберемся и ответим на вопросы.

(Дети должны узнать по картинке, какая это сказка, и ответить на три вопроса. Обсуждаем сказки: “Красная шапочка” (Слайд 3), “Волк и семеро козлят” (Слайд 4),“Колобок” (Слайд 5))

- Чьё право на жизнь было нарушено?

- Кто нарушитель?

- Какое последовало наказание?

- В сказке “Колобок” никто не защитил право колобка на жизнь, так как никто не видел, как его съела лиса. Поэтому, несмотря на все ваши права, вы сами должны заботиться о своей безопасности, а для этого слушать своих родителей, педагогов, потому что они вас плохому не научат.

- Все дети имеют право на любовь и заботу. (Слайд 6). А кто любит вас больше всех? Правильно, ваши родные и близкие.

Давайте назовем их. (Слайды с 7 по 12)

Излучает она свет,
От улыбки – ямочка,
Никого милее нет,
Чем родная ...(мамочка)

Угадай-ка, кто же это -
Пейджер, трубка, галстук, шляпа.
Жду, друзья, от вас ответа
Молодцы! Конечно...(папа).

Всё хозяйство: лебеда
Да хохлатка Рябушка,
Но яичницей всегда
Нас накормит... (бабушка)

eё хозяйство: лебеда
Мочит в тёплом молоке
Он кусочек хлебушка,
Ходит с палочкой в руке
Наш любимый... (дедушка)

Должен вам признаться я:
Есть приятель у меня,
Но забавней во сто крат
Мой любимый младший... (брат)

Надарили безделушек:
– Семь матрёшек и бобрёнка...
Но дороже всех игрушек
Для меня моя ... (сестренка)

 (Слайд 13)

- Любят тебя без особых причин,
За то, что ты дочка,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на маму и папу похож.

- Каждый ребенок имеет право на семью. Любить вас взрослые должны такими, какие вы есть – это ваше право – быть любимыми. Но хороших детей любить легче и приятнее. Поэтому вы старайтесь быть добрыми и хорошими, и тогда вас будут любить от всей души.

- Дети не должны становиться жертвами насилия. (Слайд 14)

(Слайд 15) -Узнаете эту сказку? Кто в ней был главный злодей и угнетатель бедных кукол? (Карабас-Барабас)

- Как он их мучил? (бил, обзывал, нагружал непосильной работой, запугивал)

Но и в этой сказке зло было наказано. Как куклы проучили Карабаса-Барабаса?

- Куклы бегали от Карабаса-Барабаса. Борода злодея прилипла к смоле и намоталась вокруг дерева, так что он почувствовал себя таким же беспомощным, как раньше чувствовали себя несчастные куклы. А потом куклы ушли в Прекрасную страну, которая открылась золотым ключиком, а Карабас – Барабас не успел за ними и остался с Дуремаром в своей скучной старой жизни.

- Дети не должны привлекаться к принудительному труду. (Слайд 16)

- Вот бедный слоник сто потов пролил, чтобы довести тяжелую тележку. Скажите, разве можно заставлять детей делать очень тяжелую работу, которая им не по силам?

(Слайд 17) -Может быть, вы сами вспомните сказку, в которой труд героини был очень тяжелым и горьким? (Золушка)

- А как она потом была вознаграждена? (Она встретила прекрасного принца и вышла за него замуж)

- А кто ей помогал? (фея)

- Теперь подумайте, а кто нарушал право Золушки на счастливое детство? (мачеха и сестры)

- Как они были наказаны? (сестрам так и не удалось выйти замуж за принца).

- Все дети имеют право на отдых. (Слайд 18)

(Слайд 19) - Давайте, все вместе (приглашаются дети и родители) сейчас воспользуемся этим правом и подобно героям мультфильма про львенка и черепаху, послушаем музыку и расслабимся на ковре, а можно, если желаете, закрыть глазки и представить, что вы нежитесь на солнышке, лежа на песочке. (Дети ложатся на ковёр и отдыхают со своими родителями под песню “Я на солнышке лежу” С. Козлова, Г. Гладкова).

- Все дети имеют право на образование. (Слайд 20)

Чтение стихотворения “Как хорошо уметь читать” В. Берестова

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, почитай еще страницу!”
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать.

(Слайд 21) - Но не все умеют этим правом пользоваться. Вспомните стихотворение “Кот и лодыри” С. Я. Маршака. В нем рассказывается, что бывают плохие ученики, которые прогуливают уроки, забывают готовить домашнее задание и поэтому мало что знают и умеют. Как называют таких учеников? (лентяи, лодыри, двоечники)

(Слайд 22) - В сказке “Золотой ключик” была несколько другая ситуация. Папа Карло хотел, чтобы Буратино учился и даже купил ему азбуку. Но Буратино сначала был неразумным мальчиком, он не понимал, зачем это ему нужно и через это имел много неприятностей.

Но в конце книги он все-таки понял, что знания очень нужны в этой жизни, и захотел учиться. И его желание привело его в прекрасную страну знаний.

(Слайд 23) - А в рассказе “Филиппок” Л.Н. Толстого рассказывается о мальчике, который, напротив, с самого начала очень хотел учиться и даже сбежал из дома в школу. За его горячее желание учиться его взяли в школу раньше срока. Так реализовалось его право на образование.

- Все дети имеют право на полноценное питание. (Слайд 24)

К счастью в нашей стране люди не умирают от голода, как это было во время войны, когда родители последние кусочки хлеба отдавали детям, а сами оставались голодными. Поэтому дети, которые выросли после войны, научились ценить каждую крошку хлеба.

- Полноценное питание предполагает, что в нем есть все необходимое для здоровья. Так всякие жвачки, чипсы, газировки не приносят пользы. Зато питание, которое вы получаете в детском саду, хоть и не всегда состоит из ваших любимых блюд, содержит все необходимые вещества для вашего роста и здоровья.

(Слайд 25) -Ну-ка, вспомните, в какой сказке весь город так накормили, что приходилось проедать себе дорогу. (“Горшочек каши” Братьев Гримм)

- Все дети имеют право на медицинскую помощь. (Слайд 26)

Конечно, не всегда приятно лечиться, пить таблетки, терпеть уколы, горчичники. Но вы должны понимать, что люди в белых халатах помогают вам и желают вам добра.

(Слайд 27) -Угадайте, из какой сказки эта картинка? (“Айболит”)

Выходит Айболит:

- Поиграем в больницу, выходите, кого я позову.
Приходи ко мне лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

 Дети играют роль пациентов на приёме у Айболита:

1 ребенок – болит зуб (белая повязка, зонд),
2 ребенок – бронхит (микстура, фонендоскоп),
3 ребенок – боли в животе (таблетки),
4 ребенок – царапина (маркер, пластырь),
5 ребенок - зрение (счет пальцев у лица).
- Вам в кроватку лечь поспать бы,
Вам компрессик на живот,
И тогда у вас до свадьбы
Все, конечно, заживет!
Будьте здоровы, дети!

- Особая забота о детях-инвалидах. (Слайд 28)

- Только что вы побывали больными понарошку. А можете себе представить, как тяжело людям-инвалидам в настоящей жизни.

Болезнь ограничивает их возможности на всю жизнь. Кто-то не видит, кто-то не слышит, кто-то не может бегать и даже ходить. Конечно, им надо помогать, подбадривать их, чтобы им легче жилось.

- Сейчас мы перенесемся в сказку, в которой тоже был мальчик-инвалид. Как она называется? (Слайд 29)

- Правильно, “Цветик-семицветик”. Мальчик Витя мог на всю жизнь остаться хромым, но ему повезло. Он встретил добрую девочку Женю, которая сумела ему помочь. Вы помните, что она для него сделала?

- Да, Женя не пожалела последний лепесток цветика-семицветика и пожелала вылечить мальчика Витю, и он выздоровел. А ведь она могла потратить волшебный лепесток на себя. Скажите, правильно поступила девочка?

- Право на национальную независимость. (Слайд 30)

(Слайд 31) Чтение ребенком стихотворения “Российская семья” В. Степанова

Живут в России разные народы с давних пор,
Одним - тайга по нраву,
Другим – родной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим - милей весна.
А Родина – Россия –
У нас у всех одна!

- В нашей стране живут разные народы. У каждого свой язык, свой народный костюм, свои традиции и обычаи. И не умно смеяться над теми, кто не такой, как вы. Мир тем и интересен, что очень многообразен. Давайте вспомним, кто еще проживает у нас в Москве, кроме русских и полюбуемся на национальные костюмы разных народов.

(Рассматриваем на слайде 32 костюмы русских, белорусов, украинцев, киргизов, грузин, узбеков, молдаван, эстонцев).

- А вот жилища разных народов. Вспомним, как они называются. (На слайде 33 иглу, чум, вигвам, изба).

- Каждый имеет право на такой дом, каким он себе его представляет. Догадываетесь, о какой сказке мы говорим? (Слайд 34 с картинкой из сказки “Три поросенка”)

- Вспомните, у кого из братьев оказался самый прочный и надежный дом? (у Наф-Нафа)

- Нуф-нуф и Ниф-ниф отнеслись к делу легкомысленно и недобросовестно и у них получились непрочные домики, которые не выдержали испытаний. Если бы волк не лишил поросят права на жилье – это бы сделали дождь и ветер. Если уж берешься за дело, надо делать его старательно и основательно, как Наф-наф. Тогда твои труды будут вознаграждены: и тебе хорошо будет, и другие вспомнят тебя добрым словом.

- Все дети имеют право на объединение и на собственное мнение. (Слайд 35)

- Это право гласит, что человек должен иметь свое мнение, но оно не всегда бывает верным. В той же самой сказке “Три поросенка” младшие братья оказались слишком самонадеянными, то есть, слишком надеющимися на собственное мнение и оказались не правы. Так что важно не только иметь свое мнение, но и прислушиваться к мнению окружающих.

(Слайд 36) - Давайте, дорогие ребята, реализуем свое право на объединение и на собственное мнение.

У нас есть Цветик-семицветик и сейчас мы выучим волшебные слова из сказки, чтобы загадать желание. Ваше желаниие – это ваше мнение о том, что вам хочется. (Дети учат стихотворение):

- Лети, лети, лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели!

-А теперь, дорогие дети и взрослые, выходите в большой хоровод. Будем объединяться и вместе радоваться жизни.

Звучит песня “Большой хоровод”

(Авторы текста – Жигалкин Л., Хайт А., композитор - Савельев Б., исполнитель - Семенова Е.)

Дети и родители становятся в круг.

- Сейчас каждый из вас получит лепесток от цветика-семицветика, а пока мы будем их раздавать, подумайте, какое у вас есть желание (раздаются разноцветные лепестки).

- Загадывайте желание и давайте все вместе произнесем волшебные слова:

- Лети, лети, лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели!

- А теперь подбросим лепестки и будем надеяться, что наши желания сбудутся.

Дети и родители покидают зал под продолжающую звучать песню “Большой хоровод”.

Приложение.

Список литературы.

  1. Мячина Л.К., Зотова Л.М., Данилова О.А. “Маленьким детям – большие права”: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  2. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.