Методическое пособие для библиотекарей по теме "Развитие информационной грамотности у детей в школьной библиотеке через стратегии критического мышления

Разделы: Организация школьной библиотеки


“Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации,
а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию”.
Кудрявцев Д.

Презентация 1.

Развитие информационной грамотности одна из самых актуальных проблем сегодняшней школы и библиотечного дела не только в Казахстане , но и в международном сообществе. Информационная грамотность это не только умение искать информацию в библиотеке, но и одна из важнейших составляющих умения учиться. Что такое информация? В словаре иностранных слов информация –(лат., ) 1)сообщение о чем –либо; 2) сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи.

Сегодня учебная информация, которая передается ученику в школе, занимает в общем информационном потоке все менее значительное место по сравнению с компьютерными играми, телевидением, видео и звукозаписями. Школьники всех ступеней обучения больше интересуются периодическими изданиями, имеют доступ практически к любым средствам массовой информации. Современный школьник оказывается перед лавиной информации , которую он не умеет правильно воспринимать и использовать, так как чаще всего не понимает ее предназначение.Такое “информирование” не способствует образовательным целям . В связи с этим возникает необходимость научить школьников оценивать качество информации , передаваемой из различных источников, определять в этих сообщениях главное от второстепенного.

Чему же может научить библиотекаря технология “RWCT”?

1.Умение работать с увеличивающимся и обновляющимся потоком информации в разных областях знаний.

2.Умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, корректно.

3.Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.

4.Умение решать проблемы.

5.Способность самостоятельно заниматься своим обучением.

6.Умение сотрудничать и работать в группе.

7.Способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Безусловно, технология “Развития критического мышления через чтение и письмо” – это область философии, но ее стратегии вполне применимы в библиотечной деятельности.

Библиотека всегда выносит в приоритеты развитие информационной культуры и культуры чтения своих читателей, за ней закреплены и просветительная, и обучающая функции, т.е. есть вполне реальная область библиотечной деятельности, где эти инновации могут быть применены.

Как специалист, в свою копилку я положила определенные навыки, приемы и методики. Например:

- как включить аудиторию на обсуждение (обсуждение книги, диспут, конференция);

- как создать благоприятную обстановку или просто поднять настроение в любой аудитории (класс, рабочая группа, совещание, собрание);

- как можно построить и провести обзор или беседу, чтобы заинтересовать и подвести к самостоятельному прочтению и еще многое другое.

Однажды я предложила учителям провести занятие с учащимися с использованием стратегии “Чтение с остановками” для работы с текстом Виктории Токаревой “ Кошка на дороге”.

Цель занятия: создать условия для понимания смысла стратегии “чтение с остановками”.

Задачи: при работе в паре уметь слушать и высказывать

Проблема: Надо ли принимать участие в другой судьбе?

Хотелось бы привести пример эссе “ Мой любимый кот”

Моего кота зовут Васька. Он у меня коричневого цвета с белыми и черными пятнами. Я часто с ним играю. Когда я ложусь спать, он запрыгивает ко мне и спит у меня. Один раз он выбежал на улицу, я очень боялся, что он потеряется. На него залаяли собаки, он очень испугался. Теперь Васька не выбегает на улицу. Мне очень нравится проводить с ним время. Хорошо, что он у меня есть!

Мой любтимый кот. У меня дома есть собака и кот. У моего кота кличка Мугу. Я долго думала как его назвать , и придумала . Мне очень нравится песня “ Черные глаза” в исполнении Айдамира Мугу. Принято котов называть короткими кличками, так его назвали – Мугу.Это кота я взяла совсем маленьким у моей подруги. Это было осенью и мы всем классом пошли выбирать мне котенка, он был самый красивый.Глаза у него большие, на лапках белые перчатки. Его Маму зовуи Маша, она очень красивая кошка, и я думаю, что мой Мугу Весь в нее. Я думаю, что увидев моего котенка вы его сразу полюбите. Мухамедова Адиля 7 б класс.

После прочтения второй части текста составляем таблицу –сопоставление. Она выглядела так:

Действия человека Действия кошки
зашагал зашагала
повернулся Двинулась следом
подошли Села
обернулся Стала ждать
Сказал :”Подожди” Не обнаружила радости
вошел опустила
разыскал Не подняла
вернулся съела
поставил вылизала
спросил Молчала
пошел глядела
общее различное

Я,как ведущий диалога с текстом , заранее выделяю в тескте две три остановки. Во время этих остновок я задаю вопросы, которые побуждают школьников к критическому мышлению.Акцент нужно сделать на вопросах таких как:

1. Что заставило героя поступить именно так?

2. Как дальше поступит герой?

3. В чем мастерство автора?

Читаем третью часть текста и заполняем таблицу.

Дневник двойной записи.

Фразы, которые заставляют задуматься Почему я выбрал эту фразу?
Послеобеденный сон Он устал от проблем
Оделся и вышел на улицу Хотел уснуть, обо всем забыть
Стоит на перекрестке трех дорог Мучила совесть, что он бросил кошку
Кошка его ждала Человеку трудно опять принять решение
Климову стало жарко от прилива горячей благодарности Климов единственный человек, который принял участие в судьбе кошки

После окончания работы с текстом я предложила учащимся на выбор две-четыре цитаты или пословицы, выражения, связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпртетации сюжета.

Детям нужно выбрать одну небольшую цитату и написать небольшое эссе по теме “Надо ли принимать участие в судьбе друзей, домашних животных?”

В качестве домашнего задания (до следующей встречи) собрать материал, ответив на такие вопросы:

1. В каких произведениях вы сталкивались с этой проблемой?

2. Собрать агрументы к тезису “Кошка –личностный зверь”

3. Выразить свое отношение к афоризмам о кошках.

Вывод:

1. Все письменные работы, рисунки, накопленные в процессе работы над рассказом. дети собрали в портфолио, отражающее развитие учащегося в русле изучения того или иного предмета.

2. Самостоятельно систематезировали материал.

3. Определили направления для дальнейшего изучения темы о взаимоотношении человека, прочитали еще произведения о кошках Д.Харриот. О животных больших и малых, Кошки знают все.

Еще один урок, который проводили библиотекарь и учитель литературы в 9 классе с казахским языком обучения.Урок был посвящен юбилею Антона Павловича Чехова. Вроде бы все ясно,школьный библиотекарь пришел на урок литературы в 9 классе. Что может он рассказать, думали ребята. Только принести книги о Чехове, его произведения, и показать нам,но у нас совсем не хватает времени посещать школьную библиотеку. Моей задачей было заинтересовать школьников творчеством этого талантливого писателя, научить их самостоятельно работать с текстом, как читать с наибольшим эффектом.И я решила использовать на уроке стратегии критического мышления.Работая в группе уч-ся составили Эссе, ответив на мой вопрос “Что вы знаете, что вам известно по теме нашего занятия, биография Чехова, его творческая деятельность, произведения, которые он написал”

Эссе

Чехов великий писатель был по професси врачом.Он много учился, у них была большая семья, часто сидел в лавке отца и торговал.Братья Чеховы были дружные между собой и устраивали спектакли. Мало жил Носил пенсне.И в наше время Чехов является самым любимым и интересным писателем.

Ни в коем случае эти эссе нельзя оценивать только с точки зрения грамотности. Их нужно воспринимать как спсособ развития мышления и формирования культуры чтения.

Составив “Таблицу пометок”, работая в паре,по тексту биографии, который я раздала, уч-ся узнали много нового и интересного о Чехове.

V знаю ? удивляет + новое - противоречия
Сидел в лавке отца Учился шить Пел в церковном хоре  
Сыновья уились в гимназии Отец порол детей Антон остался в Таганроге, а родители переехали в Москву Рано началась самостоятельная жизнь
Любовь к театру Мать тихая, нежная, заботливая Носил пенсне  

Синквейн, составлен по теме А.П. Чехов

  • Чехов
  • Талантливый, интересный
  • Писал, лечил, творил
  • Художник слова, известный всему миру.
  • Юморист

Затем учащимся было предложено посмотреть слайд-фильм о Чехове.

Хочу отметить, что, благодаря использованию стратегий проекта “RWCT”

  1. У учеников появился стимул к чтению книг в библиотеке.
  2. Они научились самостоятельно находить нужную информацию,
  3. Анализировать ее, принимать продуманные решения
  4. Находить разнообразные аргументы в пользу, да и нет к прочитанному,
  5. Принимать продуманные решения.

Библиотечные встречи, уроки превратились в азартный поиск знаний, а его участники стали первооткрывателями, творцами, и в этом им помогла книга.

1. Книга будит эмоции.

Читая книгу, ребенок радуется. Переживает, удивляется, страдает, и все это эмоции, которые ему нужны.

Если нет “положительных зарядов”, легко могут пойти в ход и отрицательные.

2.Чтение повышает интеллект.

Человек воспринимает глазами 20% информации и из них 70 % посредством чтения. То есть, если ребенок систематически читает, то он упускает 14 % от всей доступной ему информации. Заметьте: чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю жизнь. Итак, чтение сегодня- способ соответствовать времени, его скоростям и жестким требованиям.

3..Чтнеие помогает в учебе.

Хорошо читающий ребенок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребенок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному. Высокая техника чтения способствует высокой эмоциональной выразительности ребенка и повышает степень воспитания и глубину понимания.

4. Книги формируют самообразовательные навыки.

Приобщившись к чтению, ребенок освобождается от зависимости о опеки взрослых. Он начинает понимать, что книжный мир - увлекательный и огромный, в нем можно путешествовать бесконечно. Ребенок идет в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребенок знает, какой бы вопрос не возник, ответ можно найти в волшебнице книге.

5. Чтение побуждает нравственным поступкам.

К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда изобилуют уроками высокой нравственности. Вера в доброе, светлое, поддерживается образом любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают. Книги - источник знаний о нормах поведения.

Работая на уроках, встречах, диспутах. обсуждениях книги с использованием стратегий “RWCT”, не могу не думать о том, насколько эффективно применение стратегий. Стратегии несомненно помогают

  • работать с увеличивающимся и обновляющимся потоком информации в разных областях знаний.
  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, корректно.
  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.
  • решать проблемы.
  • самостоятельно заниматься своим обучением.
  • сотрудничать и работать в группе.
  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Идей и задумок много. Хотелось бы их все воплотить в жизнь и проследить как совместное творчество библиотекаря, учителя, и ученика скажется на повышении интереса детей к процессу чтения так, чтобы оно стало для них удовольствием и необходимостью получить новую информацию.

Список использованной литературы:

  1. Мерсеитова С. Философия и методы RWCT в действии. Алматы,2004.
  2. Голос и видение. Национальный журнал о чтении и письме для критического мышления.№3, 2010.
  3. Школа профессионального развития. Под ред.С. Мирсеитовой. Алматы. Казахстанская Ассоциация. По Чтению. Верена, 2007.
  4. Ищанова Р. Как пробудить интерес к чтению. В Кн. Школа профессионального развития. Алматы. Верена, 2007, стр.240-246
  5. Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология критического мышления средствами чтения и письма.

Приложение

1. Текст “ Кошка на дороге” В. Токаревой

2. Биография А.П.Чехова