Табличное умножение и деление (закрепление). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Закрепить знания учащихся по таблице умножения и деления;
  • Развивать навыки устного счёта;
  • Умение составлять задачи по выражению;
  • Развивать мыслительную деятельность учащихся при решении задач;
  • Воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование:

  • Картинки с изображением лесных жителей: белочки, зайца, ёжика;
  • Картинка с изображением лесной феи и её дворца;
  • Карточки с напечатанными примерами;
  • Карточки с нарисованными маленькими зверятами для самостоятельной работы;
  • Цветные карандаши;
  • Учебник «Математика 3 класс. 1 часть», автор М.И. Моро;
  • CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2007;
  • Интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

Таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всём права:
Чтоб ни случилось в мире, –
А все же будет дважды два
По-прежнему четыре.
С. Маршак

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке математике мы совершим путешествие в сказочную страну Волшебных красок.

Нам нужно помочь маленьким зверятам, которых нарисовал Вова. Он не раскрасил их. И над ними все другие звери смеются. Поможем им?

На пути в сказочную страну нам повстречается много лесных жителей. Вместе с ними, мы вспомним, чему научились, изучая табличное умножение и деление. Отправляемся в путь?

III. Устный счёт.

Математический диктант.

Выполнив задание, мы отгадаем, кто первым встретится нам на пути.

Для этого записываем ответы в тетрадях.

а) Какое число меньше 18 в 9 раз?
б)На сколько 45 больше 5?
в) Во сколько раз 28 больше 4?
г)Найдите произведение чисел 5 и 6.
д) Какое число надо умножить на 7, чтобы получилось 42?
е)Делимое 45, делитель 5. Найдите частное.
ж) Увеличьте 9 в 8 раз.

Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке возрастания.

30 7 72 6 9 2 40
Ч Л А Е О Б К

Какое слово получилось? Кто нам встретился? (Белочка)

Что вы знаете про этого зверька?

(Этот зверёк рыжего цвета с большим пушистым хвостом. Питается орехами и грибами.)

Молодцы! А теперь посмотрите видео-фрагмент о белочке.

(Показ на интерактивной доске материала о белке.

Белочка приготовила вам задания.

Первое задание: игра «Калькулятор»

(Игра направлена на отработку таблицы умножения и развитие внимания.)

1 2 3
4 5 6
7 8 9
+ - * :

К доске выходит ребёнок в костюме белочки и молча показывает указкой на цифры и знаки. Учащиеся следят за указкой, устно решают примеры, набранные белочкой, и цифровыми веерами показывают ответы.

Второе задание белочки:

Составьте задачу о белочке по выражению 5 х 3 – 6, используя слова: грибы, орехи, шишки.

(У белки в дупле 5 орехов, грибов в 3 раза больше, чем орехов, а шишек на 6 меньше, чем грибов. Сколько шишек у белки?)

Найдите значение выражения и сформулируйте ответ. (9 шишек в дупле у белки)

Молодцы!

Отправляемся дальше в путь.

Физкультминутка.

В хоровод встал серый зайка (Шагаем на месте)
И поёт: «Я был зазнайкой, (Хлопаем в ладоши.)
А теперь могу считать –
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте)
Прибавляю, отнимаю (Наклоны туловища влево-вправо.)
Математику я знаю, (Повороты туловища влево- вправо.)
И поэтому с утра
Я кричу: «Ура! Ура!» (Хлопаем в ладоши.)

Навстречу нам идёт заяц.

Что вы знаете об этом зверьке? Расскажите. Заяц небольшой зверёк. Шерсть у него летом серая, а зимой белая. Питается растительной пищей).

Молодцы! А теперь посмотрите видео- фрагмент о зайцах.

Показ на интерактивной доске материала о зайцах.

IV. Закрепление изученного материала.

Первое задание зайца:

Поставьте знаки действий и, если надо, скобки так, чтобы равенства стали верными.

1 вариант 2 вариант
16*8*9=72 13*5*8=64
8*4*4=36 7*3*4=40
9*3*6=27 28*7*5=9
5*6*7=23 35*5*9=16

Взаимопроверка.

Второе задание зайца:

(Выходит к доске ученик в костюме зайца и прикрепляет магнитом лист бумаги, на котором записано уравнение)

– Заяц предлагает решить нам уравнение. (1 ученик решает у доски уравнение)

30 : х =6
х =30 : 6
х = 5

Проверка:

30 :5 =6
6 =6

Физкультминутка.

Раз-два – шли ежи, (Шагаем на месте.)
Три-четыре – хороши.(Прыжки на месте.)
Вслед за ними плёлся пятый, (хлопаем в ладоши.)
Впереди бежал шестой, (Топаем ногами.)
А седьмой отстал от всех, (Шагаем на месте.)
Испугался, закричал: (Хлопаем в ладоши.)
– Где вы, где вы? (Прыжки на месте.)
– Не кричи, мы тут рядом, поищи! (Топаем ногами.)

Мы встретили ежа.

Что вы знаете о еже? (Ёж всю зиму спит, запас корма ему не нужен. Летом и осенью он усиленно питается и накапливает жир.)

Молодцы! Теперь посмотрите видео-фрагмент о еже.)

V. Решение задач.

Выполните задания, которые предлагает нам ёжик.

Первое задание ёжика.

Весёлые задачки (устно)

Белка шишки собирала,
По три шишечки таскала.
Принесла в десятый раз.
Каков у белки стал запас?
(3х10=30 шишек)

Три зайчонка мать-зайчиху
Ждали около пенька.
Им на завтрак мать- зайчиха
Шесть морковок принесла.
Разделили на троих.
Сколько каждому из них?
(6:3=2 морковки.)

В поле бабочки летали
Лепестки цветов считали.
На одном цветке их пять.
Сможете вы сосчитать?
Сколько будет лепестков?
Если семь всего цветков.
(5х7=35 лепестков.)

Второе задание ёжика:

Решение задачи под руководством учителя.

(стр. 90, задача №1. учебник «Математика 3 класс. 1 часть», автор М.И. Моро.)

– Прочитайте условие задачи.

– Что сказано в условии задачи? (С одной улицы вывезли 18 машин снега, а с другой – в 2 раза меньше.)

– Что надо узнать в задаче? (Сколько машин снега вывезли с двух улиц)

– Можете сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)

– Что для этого надо узнать? (Сколько машин снега вывезли со второй улицы.)

– Сколько машин снега вывезли с первой улицы? (18)

– Сколько машин снега вывезли со второй улицы? (В 2 раза меньше.)

– Что значит в 2 раза меньше? (Разделить.)

В ? раз
меньше
-(:)

«Карточка-помогайка»:

1 сторона – 18 м. 2) (+) ? м.

2 сторона – ? м., 1) (:) в 2 раза меньше

1) 18:2=9(м.) – вывезли со второй улицы.
2) 18+9=27(м.)

Ответ: всего 27 машин снега вывезли с двух улиц.

VI. Самостоятельная работа

– Вот мы с вами и добрались до сказочной страны Волшебных красок.

(на доске картинка лесной феи и её дворца)

– Нас встречает Лесная фея. Она взмахнула своей волшебной палочкой и все ваши карандаши стали тоже волшебными.

– Поможем раскрасить лесной фее маленьких зверят

(у каждого ученика на столе нераскрашенный зверёк, на нём записаны примеры на умножение и деление.)

Дети раскрашивают зверей и решают примеры.

Готовые работы помещают на доску.

Учитель проверяет.

VII. Итог урока.

Вы очень хорошо работали.

Молодцы!