Бинарный урок "русский язык + математика" по теме "Строение и содержание определения понятия"

Разделы: Математика, Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


(Тема предыдущего урока « Что такое понятие?»).

Цели урока:

  1. Понять структуру определения (строение и содержание).
  2. Научиться конструировать определение понятия.
  3. Научиться выявлять ошибки в конструкциях определений.

Оборудование:

  • Индивидуальный лист с заданиями для самостоятельной работы.
  • Учебник русского языка под ред. М.М. Разумовской. 6 класс. 2011.
  • Учебник алгебры под ред. С. М. Никольского. 6 класс. 2010.

Оформление доски:

1.

«Нельзя внести точность в рассуждение, если она сначала не введена в определение».
Д. Гершель (1792–1871) – анг. астроном и физик.

2. Словарь.

  • Определение (от лат. definitio – определение) понятия – это логическая операция, раскрывающая содержание понятия или значение термина.
  • Родовой признак (род) – признак, указывающий на тот круг предметов, из числа которых нужно выделить определяемое множество предметов.
  • Видовое отличие – признак, при помощи которого выделяется определяемое множество предметов из числа предметов, соответствующих родовому понятию.

3. Вопросы для рефлексии.

  • Что я уже знал (а)?
  • Что я узнал (а)?
  • Зачем мне эти знания нужны и где я могу их применить?

Ход урока

1-й этап. Работа над осмыслением темы и определением целей урока.

– Все ли слова темы понятны? Переформулируйте тему, сохранив её смысл.

– Чему мы должны научиться?

2-й этап. Повторение материала прошлого урока. (Тема предыдущего урока « Что такое понятие?»).

– Что такое понятие?

– Чем отличается понятие от слов, не являющихся понятием?

Задание №1 Подчеркните слова, которые являются понятиями.

Ах, человек, числитель, Иван Петров, родина, мы, квадрат, честь, грамматика, нечто, куздра.

– Какие слова не являются понятиями и почему?

3-й этап. Новый материал. Осмысление термина «определение».

– Что такое определение понятия?

Обратимся к словарю. Определение (от лат. definitio – определение) понятия – это логическая операция, раскрывающая содержание понятия или значение термина.

– Расскажите своими словами, как вы понимаете, что значит дать определение понятия.

(Раскрыть смысл понятия).

– Прежде чем использовать определение, необходимо иметь ясное представление о его смысле. Докажите верность этого положения, используя эпиграф к уроку (слова Д. Гершеля).

Дополнение. С помощью определения понятия мы раскрываем содержание понятия и тем самым отличаем круг определяемых предметов от других предметов.

4-й этап. Работа над формированием умения самостоятельно конструировать определение понятия (состоит из 2 частей).

1 часть. Грамматическое строение определения.

– Рассмотрим, как строится в соответствии с законами грамматики предложение, в котором содержится определение понятия.

Задание №2 Разберите предложение по членам. Сначала самостоятельно выполните письменный разбор, затем устно прокомментируем.

Определение понятия – это логическая операция, раскрывающая содержание понятия или значение термина. (Проверка, комментарий).

! Запомните общую и самую распространённую схему грамматического построения логического определения.

Что – что, какой.

– Почему такие пунктуационные знаки, как тире и запятая, в такой конструкции обязательны? (Их постановка обусловлена пунктуационными правилами).

– Часть, следующая за запятой, не обязательно должна быть выражена причастным оборотом. Может быть иная конструкция: придаточное определительное предложение, которое можно в данной ситуации заменить причастным оборотом.

Например. Определение понятия – это логическая операция, которая раскрывает содержание понятия или значение термина.

! Эти грамматические и пунктуационные правила вам необходимо соблюдать не только на уроках русского языка.

– Возможно и другое грамматическое строение определения понятия. Рассмотрим с этой точки зрения определение термину в учебнике алгебры (стр. 13).

Равенство двух отношений называют пропорцией.

– Переформулируйте это предложение по схеме: что – что + какой. Разберите по членам.

(Пропорция – это равенство двух отношений).

Вывод: строение определения разное, но содержание одно и то же.

2 часть. Содержание определения.

Содержание определения состоит из 2 смысловых частей. Каких?

Вывод. 1 часть – понятие, которому нужно дать определение. 2 часть – определяющее понятие.

– Понятие, содержание которого нужно раскрыть, называется определяемым, а понятие, посредством которого оно определяется, называется определяющим.

Определяющая часть (что + какой). Строение и содержание.

– На примере разбора предложения (Определение понятия – это логическая операция, раскрывающая содержание понятия или значение термина) докажите, что определяющее понятие (логическая операция, раскрывающая содержание понятия или значение термина) необходимо разбить на 2 смысловые части.

Доказательством является разбор по членам: сказуемое и определение указывают на смысловое отличие частей определяющего понятия.

– Рассмотрим сказуемое. Какой признак понятия содержится в сказуемом? Поможет ответить вам на этот вопрос следующее задание.

Задание №3 Подчеркните самое широкое, общее для остальных понятие.

  1. Круг, квадрат, треугольник, геометрическая фигура, параллелограмм
  2. Человек, собака, живое существо, обезьяна, цыплёнок

– Итак, какой признак понятия выражен сказуемым? Если затрудняетесь в ответе, обратитесь к словарю. (Родовой признак).

– Зачем, объясняя значение слова, нужно указать его родовой признак? (Чтобы было понятно, о чём идёт речь, о какого рода понятии).

Задание №4 Убедимся в этом, выполнив упражнение 186, часть 2 (учебник М.М. Разумовской, 6 класс). Найдите ошибки в построении определения понятия.

Какая часть в примерах отсутствует? Запишите примеры в исправленном виде.

II.

  1. Квадрат – это когда все стороны равны.
  2. Остров – это когда со всех сторон вода.
  3. Лавина – это когда снег стремительно несётся с гор.

! Типичная ошибка учащихся: замена родового признака словом «когда».

– Достаточно ли в определении только указания на родовой признак?

Задание №5 Сделаем вывод, выполнив упражнение 186, часть 1. Найдите ошибки в построении определения понятия. Какая часть в примерах отсутствует?

I.

  1. Глагол – часть речи.
  2. Суффикс – это значимая часть слова.
  3. Синтаксис – это раздел науки о языке.

– Какая ошибка возникает, если указан только родовой признак? (Определение широкое).

– Что ещё необходимо указать для полного определения? Если затрудняетесь в ответе, обратитесь к словарю. (Видовое отличие).

Понятие = родовой признак + видовое отличие.

– Для того чтобы отличить и отграничить определяемый предмет от всех иных подобных, для этого необходимо дать ему точное видовое отличие. Особенно важно это при работе с терминами такой точной науки, как математика.

Например. Геометрия – это наука о треугольниках.

– Какая ошибка? (Узкое определение). Исправьте.

5-й этап. Обобщение. Главное правило строения и содержания определения.

Подведём итог нашим наблюдениям.

  1. Когда указывается в определении только родовой признак, возникает ошибка – определение широкое.
  2. Когда в видовом отличии указаны несущественные признаки, возникает другая ошибка – определение узкое.

– Попробуйте сформулировать главное правило строения и содержания определения самостоятельно.

Вывод. Правило соразмерности. Каждый из признаков, входящих в определение, должен быть необходим и вместе с тем достаточен, т.е. не должно быть недосказанности и не должно быть лишних слов.

6-й этап. Закрепление пройденного материала и проверка степени освоенности пройденного материала.

Задание №6 Внимательно прочитайте варианты определений. Кратко охарактеризуйте ошибку в определении. Сконструируйте верное определение.

Итог.

Определение Характер ошибки Вариант верного определения
Причастие – это особая форма глагола широкое Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по его действию.
Определение – это второстепенный член предложения, выраженный прилагательным. узкое Определение – это второстепенный член предложения, называющий признак, качество или свойство какого-либо предмета и отвечающий на вопросы какой? чей?
Уравнение – это равенство двух выражений. широкое Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой.
Равносторонний треугольник – это когда все стороны равны. не указан родовой признак Равносторонний треугольник – это треугольник, все стороны которого равны.

7-й этап. Рефлексия.

– Что я уже знал(а) до занятия?

– Что я узнал(а) нового?

– Для чего мне нужны эти знания и где я могу их применить?

Дополнение.

  1. Знание правил построения определения термина облегчит вашу учёбу: когда осознанно учишь правило, то его легче выучить, чем тогда, когда вы учите механически, т. е. попросту зазубриваете.
  2. Верно данное определение – «один из надёжных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, исследовании, споре». А.А. Ивлин. « Искусство правильно мыслить».
  3. «… Мы каждую вещь познаём через определения». Аристотель.

– Понятно ли вам, почему два преподавателя таких разных дисциплин проводили занятие?

8-й этап. Инструктаж домашнего задания.

  1. Выучить формулировку определения понятия.
  2. Учебник русского языка под ред. М.М. Разумовской. Стр. 80-81, упр 182, 183
  3. Сконструировать определение квадрата, прямоугольника, окружности по схеме: Что – что+какой