Классный час "От цифирной школы к цифровой"

Разделы: Внеклассная работа


ЗАДАЧИ:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
    • Познакомить учащихся с развитием образования в школе древности
    • Создать проект по теме.
  2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
    • Воспитание умения работать в группах
    • Воспитание аккуратности при выполнении проекта
  3. Развивающая:
    • Развитие познавательного интереса учащихся

Сегодня мы поговорим о школе, какая она была В ДРЕВНОСТИ, разделимся на 6 групп и выберем капитанов команд

Каждая группа вытаскивает карточку с какой школой ей предстоит работать. Группа получает эмблему

6 групп

  • Древнегреческая школа
  • Древнеегипетская школа
  • Древнекитайская школа
  • Древневавилонская школа
  • Древнеиндийская школа
  • Древнеримская школа

По 2 человека в группе выделить для поделки головных уборов для своей команды

Что главное в школе, что есть в школе, кто в ней учится, кто получает образование?

Что нужно ученику для хорошего образования?

А чтобы школа давала хорошее образование, что должно быть в школе?

Давайте об этом и поговорим

  1. УЧЕНИК:

G:\Алла Валерьевна\Классное руководство\2011-2012\оикрытый классный час\jerryandjoanwhole.jpg

Попытаемся сравнить учеников в разные времена обучения.

Возьмите кукол, девочку и мальчика, рассмотрите картинки и попытайтесь сделать из них учеников, то есть выберете для них одежду, подходящую для вашей школы

(учащиеся одевают кукол в учеников своей школы и приклеивают на подставки) (5 мин)

Затем объяснение, почему выбрана та или иная одежда.

  1. Наши ученики готовы идти в школу, но разве они могут прийти безо всего. Прочитайте текст о школе и подумайте, какие вещи необходимы учащимся, приклейте их к ним.

СРАВНЕНИЕ

Рассмотрите картинки и прочитайте текст, отберите рисунки, которые, по вашему мнению, соответствует типу школы вашей группы.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ:

В древней Греции, целью образования была подготовка граждан, обученных в искусстве, а также подготовленных для мирного и военного времени.

До 6 лет мальчиков учили дома их матери или рабы. В возрасте от 6 до 14, мальчики отправились в местные начальные школы или в частную школу.

Книги были очень дорогими и редкими, так что ученики читали вслух и должны были выучить все наизусть. Чтобы обучение было легче, ученики записывали правила на глиняных табличках и папирусах.

В начальной школе, они должны были научиться двум важным вещам: выучить слова знаменитого греческого эпического поэта Гомера и научиться играть на лире. Их учитель могли выбрать дополнительные предметы, которым он хотел научить. Чаще всего выбирали обучение драме, публичным выступлениям, ораторству, искусству, чтению, письму, математике, и как играть еще на одном древнегреческом инструменте - флейте.

После этого, ребята обучались в высшей школе в течение четырех лет. Когда им исполнялось 18 лет, они шли в военную школу на два дополнительных года. В возрасте 20 лет, они заканчивали образование.

Девушки не учились в школе, но многие обучались читать и писать у себя дома, не выходя со своего двора. Тому примером Гипатия Александрийская — первая в истории женщина-учёный, которая была философом, математиком и астрономом.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Школы находились при храмах. И родители приводили детей с малолетства, когда они решали, что ребенок созрел для обучения. Сохранились сведения, что некий чиновник привел своего малыша в школу, когда ему исполнилось пять лет.

Девочки, вероятно, никогда не посещали школу – они довольствовались домашним обучением. Мальчики же учились порядка 12 лет.

Ребенок, прежде всего, учился читать, писать и считать. Папирус был слишком дорог, чтобы давать школьникам, поэтому практиковались дети на полированных пластинках известняка, разграфленного в линейку или в клетку. Затем повзрослевшему ученику доверяли чистый папирус, на котором он кисточкой красными и черными чернилами переписывал из “учебника” какие-либо религиозные тексты. А еще он рисовал и рисунки на папирусе. При этих школах были библиотеки, где хранились древние тексты: религиозные, назидательные и литературные произведения.

На поздних ступенях образования уделяли много внимания изучению наукам.

Будущие чиновники должны были разбираться в строительстве, изготовлении различных технических устройств и даже в военном деле.

У писцов и школяров имелся своеобразный письменный прибор: чашечка для воды, деревянная дощечка с углублениями для краски из сажи и охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали для обозначения пунктуации и выделения отдельных смысловых фраз.

Школьные папирусы использовали многократно. Перед очередным употреблением с них смывали ранее написанное. Писцы ставили на папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки — пособия, которые переписывали и заучивали. На первоначальной стадии обучения заботились, прежде всего о шлифовке техники изображения иероглифов. Затем все больше внимания стали уделять содержанию текстов. На продвинутом этапе обучали красноречию, что почиталось наиважнейшим качеством писца. "Речь сильнее оружия", "Речь спасает, но может и погубить", — читаем мы в древнеегипетских папирусах. В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Сообщались некоторые сведения по математике, которые могли понадобиться для расчета строительства каналов, храмов, пирамид, подсчета урожая, астрономических вычислений, использовавшихся, в частности, для прогноза разливов Нила. Географии часто обучали в сочетании с геометрией, чтобы ученик мог научиться рисовать план местности.

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

Учащиеся некоторых школ получали сведения из медицины, искусства, астрономии, естествознания, торговли, магии, заклинания змей и пр. Не менее широкую известность как центра культуры и просвещения имели школы при буддистских монастырях . Учащиеся изучали здесь индуизм и буддизм, логику, веды, медицину, филологию, языкознание, право, астрономию и пр.

Школьное образование в долине Инда, скорее всего, появилось в доарийский период в городах хараппской культуры (3 - 2 тысячелетие до н. э.), имевших довольно тесные связи с государствами Месопотамии. История сохранила об этой культуре мало сведений. Несколько сотен печатей с надписями на своеобразном письме, глиняные чернильницы для письма - вот, пожалуй, и все вещественные памятники образования тех времен.

Специальных помещений для учебных занятий тогда не было. Обучение проходило на открытом воздухе. Появились своеобразные семейные школы, где мужчины обучали молодежь, устно передавая знания. Ученики выслушивали, заучивали и анализировали тексты. В данных школах было обязательное изучение следующих предметов:

1. пение 2. танцы 3. игра на музыкальных инструментах 4. рисование и 5. украшение идолов цветами и рисом 6. украшение пола узорами из стекла 7. игра на музыкальных стаканах, наполненных 8. плетение различных гирлянд 9. изготовление картин 10. использование драгоценностей для украшения наряда 11. магия 12. ловкость рук 13. приготовление пищи 14. приготовление лимонадов, соков, шербетов 16. изготовление из ниток попугаев, цветов, кистей, узелков и всякого другого 17. разгадывание загадок, головоломок 18. чтение 19. упражнения с мечом, луком и стрелами 20. архитектура и искусство строительства 21. знание золотых и серебряных монет и драгоценных камней 22. обучение попугаев и скворцов разговору 23. арифметика 24. умение создавать фигуры из глины

ДРЕВНИЙ РИМ

В Риме учебные заведения, или школы (scholae) для совместного обучения мальчиков и девочек, были известны с III в. до н.э. до 7 лет дети воспитывались дома под присмотром рабов. Затем они отправлялись в школы, где обучались сыновья и дочери свободных римлян и вольноотпущенников, то есть бывших рабов. Владельцами таких частных школ чаще всего были греческие рабы, получившие свободу.

Начальную пятилетнюю школу (с 7 до 12 лет) дети проходили под руководством литератора, который учил чтению, письму и счету. Иногда арифметикой занимался особый учитель, именуемый знакомым нам словом калькулятор. Счетным материалом служили камешки, а также пальцы на руках. На левой руке были единицы и десятки, на правой — сотни и тысячи. Таблицу умножения ребята должны были зазубрить. Заучивая на память, ученики повторяли хором за учителем. Учебный год начинался в марте. Свободные от учебы дни назывались в Риме "фериями" (feriae), то есть праздничными днями.

Религиозных и государственных праздников было много, так что дети успевали отдохнуть от уроков. Летом занятий не было: приблизительно с конца июля, когда всходил Сириус, самая яркая звезда в созвездии Большого Пса (Canis Major), наступали каникулярные дни — каникулярии (caniculares), иначе, "дни собачек", самые знойные в году. Дети прекращали занятия и возобновляли их только к середине октября, когда спадала жара. Зато учились римские мальчики и девочки целый день, от зари до вечера, делая перерыв лишь для обеда.

Специальных школьных зданий, подобных современным, не было, обычно снимали помещение в частном доме. Столов тоже не было, учитель восседал на катедре (кафедре) — кресле с высокой спинкой, а дети располагались на стульях или табуретах, держа в руках и на коленях школьные предметы. Писали на навощенных табличках. Иногда использовали папирусные свитки и даже пергамент, который после употребления продавался торговцам для обертывания. На стенах школьного помещения висели разной величины таблицы и картины с изображением мифологических и исторических сцен.

Девушки должны были знать литературу, грамматику, риторику, уметь петь, танцевать, понимать музыку, некоторые из них специально занимались географией, геометрией, математикой и даже медициной. Мальчики 12 лет приступали к среднему школьному образованию. На этом этапе их учителем был грамматик, с которым они читали греческих и римских поэтов, писателей, философов, драматургов. От него они получали знания о литературе, ее жанрах, о музыке. Необходимым считалось изучение астрономии, грамматики и геометрии.

ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН

Почти в каждом городе Вавилона были школы. По-шумерски школа называлась «эдубба» – «дом табличек» – и предназначалась прежде всего для подготовки писцов. В процессе обучения письму использовались глиняные таблички, на которых ученики писали заостренной палочкой (стилем). В основном школы были небольшими, насчитывавшими 20–30 учеников, с одним учителем, который создавал таблички-модели, дети переписывали их и заучивали наизусть. Методика обучения базировалась на многократном повторении. В крупных «эдуббах» (их называли «домами знаний») было несколько учителей письма, счета, рисования, много помещений для занятий и хранения табличек.

К I тысячелетию до н. э. складывается шумерский идеал образования, включающий высокий уровень овладения письмом, составления документов, искусством пения и музыки, умение принимать разумные решения, знание магических обрядов, сведений из географии и биологии, математических вычислений. Школы открывались при храмах и дворцах, их посещали мальчики, девочки могли научиться письму дома у своего отца. Образование, получаемое в «домах табличек», давало возможность занимать управляющие посты. Ученики делились на младших и старших «детей эдуббы», обучение вел «старший брат» – учитель и контролировал «отец школы» – директор. Зарождались новые методы обучения – беседа, разъяснение, спор.

ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Согласно древним китайским книгам, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до и э и назывались сян и сюй. Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, которые брались обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука. Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

Параллельно с грамотой ученик постигал необходимые знания по истории, ритуалам, обычаям разных правлений.

Например «Книга песен» была не сборником народной эстрады, а содержала гимны и оды разных царств и династий, посвященные важнейшим событиям в их истории, содержала информацию о преданиях, нравах, обычаях всех известных к тому времени народов.

Главной целью обучения было освоение иероглифического письма.

Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.

  1. КАКАЯ ОНА - ШКОЛА

А теперь, когда мы собрали маленького ученика в нашу школу, давайте на основе прочитанного создадим учебный класс.

Каждая группа получает макет своей школы и вырезанные классные предметы и пытается все это разместить в классе.

В конце обсуждение, по проекту, сравнение, что понравилось в данной школе, что другое сегодня, что осталось также

  1. Заключение

Мы с вами сегодня проследили долгий путь развития образования, почти от зарождения до настоящего времени, сравнили разные этапы в обучении.

Но давайте на этом не останавливаться, давайте каждый получит домашнее задание подумать о том, а какая она должна быть школа будущего? Спасибо за работу!

Музыка

P1140342.JPG IMG_1779.JPG

Фотографии школ, которые получились после завершения классного часа, на первом фото помимо древних людей бралась школа при Петре I.

Приложение 1

Презентация

28.05.2013